Вся та вакханалия, которая сейчас происходит в мировой политике якобы вокруг возможного нападения на Украину, к самой Украине отношения почти не имеет. Огромная промышленная инфляция, возрастающие амбиции и возможности Китая, внутренние политические проблемы – вещи куда более значимые, чем спасение Зеленского. Для чего же тогда истерика в западных СМИ о якобы готовящейся агрессии против беззащитной Украины? Будто бы у Москвы не было куда более удачных моментов для такого «нападения» в 2014-м и 2015-м годах.

Обе стороны повышают ставки сознательно. Москва – потому что, во-первых, терять уже нечего: все возможные санкции против нас уже введены, противоракеты НАТО уже буквально свисают через западную границу, а градус русофобии доведен до максимума. Во-вторых, все ходы, запасные варианты и запасные варианты на случай провала запасных вариантов нами просчитаны. «Если драка неизбежна, то нужно бить первым», – этот тезис Владимира Владимировича западные лидеры в свое время хорошо запомнили и прекрасно помнят до сих пор. Россия, в случае чего, готова бить первой – и это держит наших партнеров в постоянном напряжении.

С другой стороны, коллективный Запад к военному противостоянию с Россией точно не готов, в первую очередь – морально. Что нужно американцам, так это подготовить общественное мнение избирателей внутри страны к возможным мирным переговорам с Москвой и Хельсинскому акту №2. Новая разрядка нужна для противостояния с настоящим экзистенциальным врагом – Китаем, строго по формуле Киссинджера: либо США + Китай против России, либо США + Россия против Китая. С Китаем у американцев дела – хуже некуда, и никто из сторон уступать не собирается. Поэтому выбор невелик.

Просто так, как Горбачев в свое время, НАТО (то есть США) сдать назад и поделить зоны безопасности в Европе не может. Для этого нужна массированная информационная подготовка и выбор из двух зол: условные «ракеты на Кубе» и частные бункеры во внутреннем дворе каждой американской семьи, либо вариант дружбы с Россией против Китая, где Украина может стать разменной монетой.

Возможно, именно о таком сценарии договаривались Путин с Байденом в Женеве в прошлом году. Ставки будут повышаться до тех пор, пока самые отмороженные американские «ястребы» не скажут: «Полегче-полегче, Владимир! Можно обо всем договориться!». К тому же после Олимпийских игр у Китая будут развязаны руки. Это значит, что сценарий «возвращения в родную гавань» может быть запущен в любой момент, а Тайвань как главный производитель микрочипов – ключевой элемент всех производственных цепочек.

Реальный потенциал экономических санкций и военного давления на Россию исчерпан. Америка больше концентрируется на ядерной программе Ирана и проблеме Тайваня, чем на России. Весь военный потенциал США сконцентрирован в Тихом и Индийском океанах, но точно не у границ с Украиной. Не хватало им еще, чтобы Москва ответными действиями «запустила ежа в штаны» прямо у границ – где-нибудь на Кубе, в Венесуэле или Эквадоре. Америка по-серьёзному не готова даже на те самые «калечащие санкции», потому что ответным экономическим ударом Россия может прекратить поставки обогащенного урана. А вся система его переработки и обогащения после окончания холодной войны была фактически передана Росатому, который сейчас держит мировой рынок в своих руках. Россия же владеет самой дешевой (по оценкам американцев, в 12 раз более бюджетной, чем у США) технологией обогащения в газовых центрифугах. В то же время на долю атомных электростанций в Штатах приходится около 2/3 мирового производства ядерной энергии: шах и мат.

Тем более к обострению санкционной войны с Россией не готова Европа – это критически повлияет на цену российских углеводородов, полноценно заменить которые сейчас нечем. Это признает не только Берлин и Париж, но и Лондон.

К реальному обострению Запад был бы готов в условиях политической нестабильности, каких-то компрадорских шатаний или при общем ослаблении власти. Ничего этого нет, 2024-й год еще не завтра, Владимир Владимирович легален и легитимен внутри страны, полностью договороспособен в международных делах, не готов ослаблять хватку и отступать хоть на шаг. К тому же Россия, благодаря личной воле Президента, подготовила богатый и ультрасовременный арсенал наступательного вооружения (от гиперзвуковой ядерной триады до истребителей и танков), что само по себе – весомый фактор сдерживания. Благодаря прозорливости Владимира Владимировича у нас сейчас самая боеспособная и отмобилизованная армия в мире с гиперзвуковыми «Кинжалами» и «Авангардами», крылатыми ракетами «Циркон» и ядерными подводными беспилотниками «Посейдон».

Отдельный элемент – криптовалюта, которая уже признается платежным инструментов во многих странах мира. Очевидно, что действия ЦБ по ограничению платежей на территории России – спланированная акция, чтобы временно обрушить мировой рынок «крипты» и играть этим финансовым инструментом в своих целях.

Поэтому рубль отыграет свое и будет торговаться в обоснованных пределах 68-70 рублей за доллар, и новые соглашения с Москвой будут подписаны, и Северный поток-2 запустят – никуда не денутся. Российским же диванным аналитикам стоит выдохнуть и не нагнетать истерию. В крайнем случае, если что-то переклинит в голове лично у Зеленского, сил и средств для принуждения к миру у нас хватит – и никакие джавелины им не помогут.

Главный практический совет для россиян – не паниковать и не поддаваться провокациям, для украинской элиты – спешно подчистить свой антироссийский цифровой след в Интернете. Ведь перекрасятся все мгновенно, но соцсети помнят всё.

Олег Розанов
Розанов Олег Васильевич (р. 1969) — общественный деятель, публицист. С 2015 года ответственный секретарь Изборского клуба по региональной и международной деятельности. С 2016 года — первый заместитель председателя Изборского клуба. Председатель Правления Движения «Русская Мечта». Подробнее...