Александр Проханов — один из моих учителей. И сейчас, переступив девятое десятилетие своей жизни, он начал великое дело — решил воплотить свою мечту. Мечта у русского человека есть всегда — с детства и до самой старости она живёт в нём. Но мечта, когда глаза уже не видят столь ясно, как в юности, рука уже не так сильна, как в годы мужества, и время, когда человек только начинает жить своей прекрасной мечтой, уже прошло, — это особая мечта. И бесконечно дорого, что есть люди, которые говорят: всё это — силы, возраст — не имеет никакого значения. Значение имеет только мечта, которую, несмотря ни на какие сложности, паче всякого чаяния, мы стремимся воплотить, мы этой мечтой продолжаем жить. Даже когда все победы, казалось бы, позади, а впереди тяжелейшие испытания, мечта остаётся путеводительной звездой. И как прекрасно, что удивительная юная душа раба Божия Александра и нас всех подвигает к такой же свежести, радости, юности и вере.
Он ведёт вперёд свой малый отряд мужественно, без толики сомнений, вызывая в наших душах только восхищение, радость и веру в то, что всё получится.
Мы начинаем путь. Я благодарю Александра Андреевича за этот выбор — начать путь за Русской Мечтой здесь, в пещере Псково-Печерского монастыря. Это место для меня — свершение Русской Мечты. Русская Мечта — она только одна: Царствие Божие. Оно, вожделенное, внутри всех нас есть. И это великое путешествие — по временам и пространствам — всё равно приходит внутрь нас самих, оно, это великое путешествие за мечтой — в человеке.
И преподобный мученик Корнилий, мощи которого лежат здесь, в монастыре, свершил эту мечту. Он обретал Бога внутри себя через путешествие и по этой земле, и в миссионерских походах. И великий наместник Псково-Печерского монастыря отец Алипий, когда в пятидесятые годы прошлого века получил эту обитель в разрухе, воплотил Русскую Мечту — восстановил монастырь. Псково-Печерский монастырь — образ Царствия Небесного на земле. Это икона Царствия Небесного, икона райского сада, икона того самого Храма на холме, который является образом Русской Мечты. Это и есть воплощение мечты, отец Алипий жил этим. До конца жизни он делал всё, чтобы и духовная жизнь монастыря, и его облик — всё было прекрасно. В Священном Писании говорится: «И увидел Бог всё, что он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт.1:31). Мы, нацеливаясь на эти великие слова, можем говорить о том, что воплощаем сами, конечно, только приблизительно: «И вот всё хорошо весьма». Это и есть Русская Мечта: чтобы всё было хорошо весьма для всех и навсегда.
По уставу нашего Псково-Печерского монастыря лишь раз в день на братский молебен спускается древняя лампада. От её огня возжигается другой огонёк — на свече, и столетие за столетием от огня, который несут в трапезную, зажигается очаг, готовится пища и для братии, и для паломников. Я спущу лампаду, чтобы возжечь и свечу для Александра Андреевича. Он готовит пищу духовную, сохраняет в нас юность и мечту, делает так, чтобы мы не боялись мечтать правильно. Бывают мечты пустые, вредные. А мечта о Царствии Небесном — самая прекрасная, самая правильная, самая лучшая. Пусть эта свеча, которая сейчас в руках уважаемого Александра Андреевича, горит вечно в честь нашей мечты. Бог даст, и нам скажут в дорогу: Царствия Небесного вам. Царствие Небесное — это наша мечта. Спаси, Господи.