Для тех, кому «Кока-кола» нужна как лимонад, это импортозамещение, скорее всего, состоится. Спрос на отечественные лимонады сейчас, на мой взгляд, не меньше спроса на колу. Недостатки её как лимонада достаточно очевидны: она не утоляет жажду, слишком сладкая, и медицинские последствия для потребителей пока остаются абстракцией. Безусловно, и напиток «Байкал» и остальные наши марки пьются и реально более вкусные.
Самый большой потенциальный заместитель «Кока-колы» — это квас. К сожалению, с улиц абсолютно исчез разливной квас под видом борьбы за окультуривание города. Огромные квасные бочки, которые встречались на каждом шагу, пропали, а ведь они реально замещали эту потребность.
Но не будем забывать о том, что есть сегмент людей, которые, возможно, даже не пьют «Кока-колу», но которым важно иметь под руками сам бренд. Это люди с искажённой психикой, живущие в пространстве уверенности, что американская цивилизация — высшее, на что хотелось бы посмотреть или постоять рядом.
Бутылка «Кока-колы» уже означает приобщение к лучшему и светлому. Те люди, которые из этих соображений хотят, чтобы кола осталась, страдают психопатией. Эта группа людей с искаженной психикой в обществе существует не первый год, думаю, что она будет убывать после того, как исчезнет такой широко распространённый в обществе ореол, что «Кока-кола» — это то, с чем надо обязательно соседствовать.
Сейчас происходит определенный всплеск интереса к тем напиткам, которые массово пили в 1960-1970-е годы, когда «Кока-кола» была лишь деталью западных фильмов. В чешской комедии «Лимонадный Джо» один герой пил всё время виски и пропагандировал его, а другой пил колу. Создавался ореол, связанный с ковбоями, удалью, смелостью. Когда «Кока-кола» появилась, сначала у людей было удовольствие от необычного вкуса, но потом оно стало проходить, потому что вкус очень сладкий, приторный, пить хочется все больше.