— Всё больше разговоров, что более чем 500-летнему особому положению Европы в мировой политике и экономике приходит конец. А вы верите в закат Европы, который предрекал в своей одноименной книге еще Освальд Шпенглер?
— Кризис Европы очевиден, насчет закатов торопиться не будем. Многие предвещали закат Европы, книга Освальда Шпенглера была написана в 20-е годы прошлого века, но с тех пор она пережила и рассвет, и страшную ночь нацизма, и потом опять рассвет. Поэтому закаты оставим поэтам. Кризис Европейского союза очевиден — падение экономики, энергетического и финансового рынка. Евросоюз, несмотря на все разговоры о единой европейской общности, основывается на деньгах. Нет денег, и сразу странам перестает быть понятным, зачем им быть вместе. Поэтому, конечно же, удар по европейской экономике, энергетическим активам Европы, которые играют огромную роль в формировании ее финансовой системы, очень серьезен.
24 февраля — это начало страшного европейского кризиса. Но до этого европейцы вели себя так, как будто им закон не писан. Они разговаривали с Россией таким образом, как будто они главные и привилегированные, а российское государство — как приложение к Европе, которое что-то недопонимает в вопросах демократии, экономики и прочее. Они хотели получать огромные российские ресурсы, которые обеспечивали их экономику, но никаких ответных шагов в отношении России не делали. Втягивали Украину в НАТО, брали под контроль газовые потоки, нарушали договоренности, не препятствовали распространению НАТО на Восток, что привело к кризису. Современную ситуацию нам пытаются представить как следствие действий какого-то злого Путина, но это далеко от реальности. Европейцы хотят слишком хорошо выглядеть, типа они такие образованные и цивилизованные, но вели они себя в политике и экономике как наглая шпана, желая получить очень большое за малую цену. А когда у них не получалось, начинали шантажировать.
Чтобы Европа вернулась в нормальное состояние, теперь потребуется много лет. Мир вступил в такой серьезный кризис, когда впереди только эскалация мировой войны, и, чтобы это остановить, нужна воля, нужно прекратить обмениваться эпитетами и демагогическим лозунгами, садиться за стол переговоров. Если по зерну можно договориться, значит, по всем остальным проблемам можно договориться. Но, честно говоря, проблемы Европы меня волнуют в последнюю очередь в данной ситуации. Мне плевать на Европу с высокой колокольни, в этой ситуации каждый сам за себя.