Михаил Кильдяшов: Флоренский и Тарковский. Промыслительное сближение

20 августа в селе Завражье Кадыйского района Костромской области, где находится Историко-культурный музей, посвящённый Павлу Флоренскому и Андрею Тарковскому, были торжественно открыты памятники философу и режиссёру.

Из выступления:

У каждого человека есть Родина духа: то место, где суждено обрести полноту духовной жизни. Для Флоренского это Сергиев Посад, где он прожил четверть века, окончил Духовную академию, после преподавал в ней, взрастил детей, обустроил дом. У каждого человека есть Родина жизни, где он родился на свет, где сделал первый вдох. Для Флоренского это Кавказ, нынешний город Евлах, где отец будущего философа трудился инженером-путейцем. Но ещё у каждого есть совершенно особая, сокровенная Родина – Родина предков, откуда начинается род, семейная летопись. Таким для Флоренского стало костромское село Завражье.

Отец Павел, выстраивая своё генеалогическое древо, по отцовской линии установил семь поколений предков, среди которых были костромские священнослужители. Разрабатывая философию рода, Флоренский всегда подчёркивал, что человек не является обособленной единицей, он связующее звено между предками и потомками, он залог родового преемства и неразрывности родовой цепи. Каждый род, по отцу Павлу, имеет Божественное предназначение: для Флоренских это служение в алтаре, которому остался верен сам Павел Александрович и которое продолжил его внук приснопамятный игумен Андроник (Трубачёв). Именно он в 1990-е годы озаботился восстановлением храма в Завражье, где служили Флоренские. Во многом усилиями отца Андроника в селе был создан музей.

Костромские корни многое определили во Флоренском: его русскость, патриархальность, его любовь к народной культуре. Костромская земля влекла его всю жизнь. «Деды отшедшие! — Деды священнослужители!.. Нитью серебряной звонкою тянете вглубь, к тайнодействиям», — писал он в одном из стихотворений. Флоренский не раз приезжал к своему другу Сергею Троицкому в костромское село Толпыгино где помогал восстанавливать храм, обучал крестьян, собирал частушки, которые издал отдельной книжкой «Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского уезда». Что-то родное, костромское увидел отец Павел в своей жене Анне Михайловне Гиацинтовой, родившейся на рязанской земле, поражался тому, как в своей доброте и простоте схожи рязанцы с костромичами.

Русская культура движима не только «странными сближениями», но и сближениями промыслительными. В одном селе, в благодатной точке России встретились два русских гения, опоясавших своими жизнями ХХ век. Родина рода Флоренского стала родиной жизни Тарковского, местом его крещения. В чём их главное сходство, их единство? Оба они были иконописцами: каждый своими средства (один философскими, другой режиссёрскими) писал икону России. На этой иконе, через все пропасти и пожары, наше Отечество движется к Богу. На этой иконе изображается вся полнота бытия, преодолеваются «водоразделы мысли»: между религией, наукой и искусством здесь нет противоречий. На этой иконе, как финале фильма «Андрей Рублёв» после долгого созерцания лишь чёрного и белого, как бы сквозь дым и пепел, проступают лазурный и золотой.

Флоренского и Тарковского через века благословил на сбережение и созидание русской культуры преподобный Сергий Радонежский, определил их в одну артель со святым Андреем Рублёвым, чтобы наш народ не забыл себя, не отрекся от высокого неба.

И философ, и режиссёр всегда осознавали эту задачу, понимали сколь многим должно пожертвовать ради её выполнения, понимали, что действовать надо без промедления и в полную силу. В 1909 году в предисловии к «Собранию частушек» Флоренский писал: «…есть причины торопиться с изучением нашего быта. Железные дороги, фабрики, технические усовершенствования, освободительные идеи и газетчина — эти факторы являются гнилостными микроорганизмами, всё ускореннее разлагающими быт. Возможно, что лет через 10-15 не останется и следа от многих из бесценных сокровищ фольклора, которыми владеет наша Родина. Пока можно еще, пока есть время, надо сохранить, что успеем». «Задача настоящего художника — прозреть свет в самое тёмное время суток», — более чем через полвека сказал Тарковский.

«Сохранить» и «прозреть свет» — вот главные заветы, оставленные нам, главные задачи, поставленные перед нами. Мы очень многое утратили, оттого что вовремя не познали, оттого что поленились там, где надо было непрестанно трудиться. Но всё ещё поправимо. Теперь нам предстоит быть и реставраторами, и иконописцами: одновременно и восстанавливать, и созидать. Нашему времени нужна и историческая память, и живой творческий опыт. Нам нужно очистить многовековую икону России, чтобы она засияла своими подлинными красками, и написать на ней лики нынешнего века.

ИсточникЗавтра
Михаил Кильдяшов
Кильдяшов Михаил Александрович (р. 1986) — русский поэт, публицист, литературный критик. Кандидат филологических наук. Секретарь Союза писателей России, член Общественной палаты Оренбургской области, председатель Оренбургского регионального отделения Изборского клуба. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...