В начале этого года, еще до начала СВО, ожидания хорошего урожая казались неправдоподобными. К минувшей осени минеральные удобрения резко (от 80% до нескольких раз) подорожали, и при этом официальные рапорты о достаточности их запасов сопровождались яростными требованиями аграриев рассказать, где эти запасы находятся и как получить к ним доступ – даже по высоким ценам.
Потом началась СВО, и возникло ощущение, что проблемы удобрения для всех ушли далеко на второй план. А нехватка удобрений – это плохой урожай при любых обстоятельствах.
А весной и летом опасения разрушительного воздействия на отрасль недопоставок импортных семян, оборудования и техники и вовсе стали исключительно сильны.
Однако сегодня они кажутся попросту нелепыми: урожай превысит рекорд пятилетней давности, когда было собрано 135 млн.т. зерна (на начало октября уже обмолочено более 140 млн.т.), и премьер Мишустин сообщает о стимулировании экспорта в IV квартале, чтобы не допустить опасного для аграриев падения цен на внутреннем рынке (и это несмотря на рост экспорта сельхозпродукции в январе-августе на 16%!) Производство плодов и ягод превысит рекордные 1,5 млн.т..
Причина сногсшибательного урожая – далеко не только практически идеальная для зерновых погода, но в первую очередь колоссальная и гибкая поддержка АПК правительством Мишустина. В 2022 году первоначальная госпрограмма поддержки сельского хозяйства в 280 млрд.руб. была увеличена аж на 35%, и за первые девять месяцев года ее финансирование превысило 380 млрд.руб. (это стало возможным и благодаря широким полномочиям корректировки бюджета по мере необходимости, переданным правительству Госдумой в условиях крайне высокой степени неопределенности).
Смелый и стремительный финансовый маневр своевременно создал для АПК благоприятные условия – и позволил сельскому хозяйству воспользоваться почти идеальной для зерновых погодой.
Благодаря ему российские аграрии уже к началу октября смогли полностью обеспечить себя минеральными удобрениями на следующий год (закупки превысили прошлогодний уровень на 14%); вероятно, масштабы их использования будут существенно увеличены относительно имеющихся планов.
По многом этот успех был достигнут благодаря тому, что производители удобрений при поддержке правительства Мишустина еще в после прошлогоднего скачка цен в антиинфляционных целях зафиксировали цену на свою продукцию, обеспечив тем самым предсказуемость ситуации для сельхозпроизводителей и поддержав их рентабельность.
На 2023 год поддержка сельского хозяйства пока предусмотрена в размере 340 млрд.руб., однако все действующие меры государственной поддержки будут сохранены. При этом премьер Мишустин подчеркнул, что главная проблема АПК заключается в зависимости от импорта. В первую очередь (помимо, разумеется, форсированного развития производства российской сельхозтехники) поставлена задача наполнения рынка семенами российской селекции в течение трех лет. Другие, более сложные задачи создания собственных производств средств защиты растений (гербицидов, инсектицидов, фунгицидов и проч.), которые также почти все импортные, вероятно, также начинают решаться прямо сейчас, — просто они требуют большего времени.
Воздавая должное стремлению производителей зерна на внешние рынки, премьер Мишустин отметил, что значительно более важным и, соответственно, более приоритетным направлением является развитие переработки, увеличение добавленной в России стоимости.
Необходимость решения всех этих задач создает надежду, что правительство Мишустина и в 2023 году обеспечит увеличение поддержки сельского хозяйства России, при этом качественно повысив эффективность уже используемых механизмов, и обеспечит таким образом уверенное развитие отрасли и надежную продовольственную безопасность даже в условиях ещё больших роста глобальной неопределенности и хаотизации рынков.
Учитывая неустранимые глобальные проблемы с обеспечением продовольствием и высокое влияние России на конъюнктуру соответствующих мировых рынков, представляется разумным часть бюджетных резервов формировать не во всё более рискованных традиционных валютах, а в дефицитных в стратегической перспективе материальных ресурсах, – прежде всего, зерне и нефти.
Закупка государством в резервы хотя бы 25 млн.т. зерна нынешнего урожая (с возможным хранением его части у крупных производителей) позволила бы избежать невыгодного для российского АПК снижения цен как на внутреннем, так и на внешнем рынках, качественно повысив бы стратегическое влияние России и создав бы возможности зарабатывания значительных средств (при продаже этого зерна или его части по более высоким ценам).