Соединенные Штаты столкнулись с нехваткой боеприпасов, причем не только для украинских националистов, но и для собственной армии. Вдруг выяснилось, что «украинский фронт» поглощает американские ракеты быстрее, чем их успевают произвести и поставить. Как в США намерены бороться с «ракетным голодом», рассказал советник министра внутренних дел России, генерал-майор милиции в отставке, доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ, почетный сотрудник МВД РФ, экс-руководитель российского Центрального бюро Интерпола, автор книг по борьбе с организованной преступностью Владимир Овчинский.
— Когда американцы поняли, что ракет для систем залпового огня, поставляемых Украине, стало не хватать?
— Полагаю, месяца три назад. Но на сайтах минобороны США об этом открыто заявили только 19 октября. Там сообщили, что в октябре американские военные выделили Lockheed Martin 179 миллионов долларов на замену высокомобильных артиллерийских ракетных систем и управляемых реактивных систем залпового огня, отправленных из собственных запасов на Украину. Новости о расходах, которые являются частью связанных с Украиной контрактов на вооружение и оборудование на сумму 3,4 миллиарда долларов с начала российско-украинского военного конфликта, совпали с информацией от Lockheed 18 октября сего года. Тогда они сообщили, что компания увеличивает производство HIMARS и GMLRS почти на 60 процентов. Это — круто.
— Речь идет только об этих системах?
— А разве мало? Как выяснилось, в руках украинских военных это — самое эффективное оружие, в отличие от танков, пушек, самолетов и беспилотников. Так уж получилось. Вот на них и делают сейчас упор. Это — элементарный, классический маркетинг, когда товар, что называется, пошел. Напомню, GMLRS — семейство управляемых реактивных снарядов калибра 227 мм, применяется в реактивных системах залпового огня М270 МLRS и М142 HIMARS. Разработчик и производитель — пресловутый Lockheed Martin.
Сегодня контракты на HIMARS включают 95 миллионов долларов в августе и сентябре 2022 года. Эта система сыграла ключевую роль в контрнаступлении Украины против российских войск на востоке и юге. Еще 84 миллиона долларов выделены в сентябре на ракеты GMLRS с GPS-наведением, которые бьют на дальность более 80 км.
Правда, из-за того, как Пентагон представляет информацию, неясно, какая часть финансирования предназначена для покупки новых систем, а какая включает в себя инвестиции в промышленную базу для расширения или ускорения производства.
«Ожидается, что контракты на замену систем будут выполняться в течение нескольких лет, поскольку многие средства, поставляемые на Украину, такие, как современные боеприпасы, имеют сроки производства от двух до трех лет», — говорится в информационном бюллетене Пентагона.
— То есть, американцы готовы снабжать Украину оружием против наших солдат еще несколько лет?
— Они это готовы делать как можно дольше. В идеале — бесконечно. Обратите внимание: паники по поводу нехватки ракет даже для себя любимых, в США нет. Скорее — неприкрытая радость, что можно хорошо «навариться» на расширении производства. Так, Lockheed намерена увеличить производство HIMARS до 96 пусковых установок в год с нынешнего уровня в 60. Об этом заявил 18 октября исполнительный директор фирмы Джим Тайкле во время отчета о прибылях и убытках за третий квартал.
По словам Тайкле, Lockheed заранее инвестировала 65 миллионов долларов в закупку деталей, и правительство США, как ожидается, возместит эти расходы, чтобы ускорить производство. Компания предвидела — это важно! — спрос на HIMARS и другие свои изделия в Европе. Откуда такое «озарение»? Не из знакомства ли с долгосрочными планами Белого дома?
В октябре Пентагон объявил, что вскоре поставит Украине еще четыре HIMARS, в результате чего общее количество отправленных туда комплексов достигнет 20. Несколькими неделями ранее он объявил о планах закупить еще 18 единиц оружия для Украины в рамках долгосрочных контрактов, финансируемых Инициативой содействия безопасности Украины.
«Мы действительно считаем, что наиболее важной потребностью для Украины сейчас являются боеприпасы GMLRS, которые могут поразить большинство целей, которые они определили на территории Украины. И мы видели, что они используют их с большим успехом», — заявила тогда журналистам помощник заместителя министра обороны по вопросам политики Саша Бейкер.
— Конфликт на Украине, получается, стимулировал очередной виток гонки вооружений?
— Да. Собственно, это и была одной из главных целей оружейного лобби США. И эта цель, как видим, успешно достигнута.
В конце августа этого года заместитель министра обороны США по закупкам и материально-техническому обеспечению Билл ЛаПланте и главный закупщик оружия армии Дуг Буш посетили завод Lockheed HIMARS и GMLRS в Камдене, штат Арканзас. ЛаПланте объявил о планах Пентагона потратить 200 миллионов долларов на расширение и ускорение производства HIMARS и GMLRS.
Уже в октябре Дуг Буш сообщил Defense News, что армия стремится «быстро нарастить» производственную линию для GMLRS, и что Пентагон хотел бы, чтобы эта система производилась вдвое или втрое больше по сравнению с текущими темпами.
Хотя в 2018 году армия сократила количество заказываемых GLRS, Буш сказал, что производственная линия оставалась «довольно теплой», и поэтому теперь «намного легче наращивать мощность», чем если бы линия была полностью остановлена.
— Видимо, в вопросах наращивания производства вооружений межпартийные разногласия демократов и республиканцев волшебным образом сгладились?
— Еще бы! В США деньги и прибыль — святое. Вот вам подтверждение — законодатели представили в Сенат двухпартийный (!) закон, который предоставит Пентагону полномочия по ускорению закупок. Двухпартийный — в кои веки!
Науськивают и европейских «болонок». Министр обороны США Ллойд Остин в начале октября в Брюсселе уже настаивал на стимулировании союзных оборонно-промышленных баз «для запуска производства систем для защиты Украины».
— И, все-таки, была ли у американских военных обеспокоенность по поводу нехватки управляемых ракет для собственной армии?
— Поверьте, такая «обеспокоенность» существует у всех военных, причем — абсолютно всех стран. И у наших, и у американских. Для людей в погонах всегда мало патронов, а также — ракет, снарядов, гранат и всего прочего. И это, наверное, правильно. Человек может три недели обходиться без еды, три дня — без воды. Даже пару минут без воздуха — зависит от тренированности. А вот обходиться без патронов в ходе боя возможно всего лишь меньше минуты. Если слегка перефразировать Черного Абдуллу из «Белого солнца пустыни», то ситуацию можно обрисовать примерно так: удобная позиция, пристрелянный пулемет и пять цинков патронов — что еще нужно настоящему мужчине, чтобы достойно встретить врага?
Так вот, старший директор Центра военной и политической мощи Фонда защиты демократий (базирующийся в Вашингтоне аналитический центр) Брэдли Боуман заявил, что поддержание на достаточном уровне производства боеприпасов GMLRS является ключевой задачей для вооруженных сил США, равно как и наращивание мощностей по производству ряда боеприпасов. Кто бы сомневался? Хотя, конечно, он несколько лукавил и кокетничал.
«Я действительно думаю, что мы столкнулись с кризисом мощностей по производству боеприпасов в США, потому что слишком долго мы закупали товары по минимальной цене, просто для того, чтобы производственные линии работали, а теперь мы расплачиваемся», — сказал Боуман. — «Перегрузочных мощностей нет, и нам нужно закупать достаточно, чтобы вооружить наши собственные силы и обеспечить их готовность, обеспечив при этом Украину и Тайвань тем, что им нужно».
По сути, речь идет о переводе американской промышленности на военные рельсы, чтобы вести ничем не прикрытую войну против России. Пока — руками украинских свидомитов и прочих правосеков («Правый сектор» — запрещенная в РФ террористическая организация) и скакуасов. Но арсенал для них распахнут — бери, что и сколько хочешь. Главное для них — убить как можно больше русских. Может, пора и нам мобилизовывать не только людей, а и некогда приватизированные за чубайсовские ваучеры стратегические предприятия и недра страны?