Коллективный Запад открыто угрожает русским порабощением, ограблением и физическим уничтожением. Эта угроза подталкивает политическую элиту России к ускоренному переходу от проекта строительства российской нации к проекту строительства русской нации. Подобного рода переход требует смены не только состава социальных элит, перенаправления деятельности социальных институтов и механизмов, но и смены инструментов национального строительства. В настоящей статье мы остановимся на том, какие проблемы возникают в связи с переходом от российской к русской идеологии. Однако сначала выскажем некоторые теоретические соображения об идеологическом процессе.
Теоретические основы идеологической деятельности
Формированию этносов происходило посредством выработки людьми общих духовных ценностей, которые отражались успешные социальные практики. Эти идеальные образцы реального поведения передавались с помощью символических действия – ритуалов. Образцам поведения и ритуалам придавался сакральный характер, то есть в них надо было безусловно верить. Таким образом обеспечивалось воспроизводство этносов и их выживание в острой борьбе с конкурентами.
В архаической культуре духовные ценности носили мифологический характер, то есть вся окружающая действительность представлялась одушевленной, передавалась в наглядно — чувственных образах. В мифе сосуществовали высшие сущности – боги, полубоги, обыкновенные люди, одушевленные силы природы.
Со временем появились люди, которые стали специализироваться на рационализации общественного сознания — социальные элиты. Богословы и священники упорядочивали веру в высшие существа, вырабатывали и поддерживали сложные религиозные ритуалы. Естествоиспытатели находили рациональное объяснение действиям природных сил и передавали накопленные знания ученикам в школах и университетах. Появились мыслители, которые объясняли устройство общества и формулировали свои идеи в виде доктрин. Эти доктрины несколько упрощались, мифологизировались и распространялись среди масс населения в качестве идеологии.
В целом создание и распространение идеологий было явлением прогрессивным, поскольку позволяло удерживать единство больших масс людей, разделенных трудовой деятельностью и социальными статусами на узкие группы, касты, сословия, слои, классы.
С делением общества на классы разделилась и идеология. Прежде всего, произошло деление на идеологию правящего и идеологию угнетенного класса. Правящие классы зачастую использовали идеологию в своих корыстных целях – для сохранения своего высокого социального статуса и извлечения личных материальных выгод. Социальные элиты в таком случае навязывали массам ложное сознание, сознание, которое не отражало их реальных интересов. Появлялись альтернативные идеологические концепции масс. В средние века, например, наряду с официальной религией появлялись ереси, которые зачастую воодушевляли народные восстания.
Одной из форм борьбы этносов между собой является навязывание противнику собственной идеологии, чтобы выработать у его масс ложное общественное сознание и подчинить себе. Особенно опасным идеологическое оружие стало с развитием средств массовой коммуникаций и внедрения достижений гуманитарных наук в искусство пропаганды.
Российская нация и ее идеология
До 1991 г. русский народ был фундаментом, на котором правящий коммунистический класс строил советскую нацию. Коммунисты не смогли привести свою идеологию в соответствие с новыми реальностями и утратили из-за этого контроль над поведением масс. Геополитические конкуренты из числа англосаксов смогли навязать советским массам специально созданную для них ложную идеологию. Эта идеология позволила разложить советскую нацию на составные этнические элементы.
После распада СССР основная часть русских осталась жить в России. Англосаксы стали навязывать и им свою идеологию. Целью идеологической диверсии было убеждение русских элит и масс в том, что теперь надо строить не русскую, а российскую нацию. Эта нацию следовало строить на либерально-демократических ценностях, в ней не должно было содержаться какого-либо этнического ядра.
Пришедшие к власти тогда в России элиты ориентировались на вхождение в состав западной цивилизации и с энтузиазмом стали строить российскую нацию, несмотря на то, что им самим в этом проекте была отведена роль даже не сателлитов, а всего лишь пособников.
Англосаксам удалось убедить российскую элиту в том, что ей нельзя иметь свою собственную идеологию и подтолкнули к фиксации этого запрета в Конституции. Основной закон России, в 13-й статье, гласит: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
Отмена собственной идеологии значительно облегчила навязывание русским ложного сознания и превращение их в ординарный колониальный народ – «россиян».
Отметим ключевые положения российской идеологии и последствия ее внедрения в общественное сознание масс русского населения.
1. Идеи сохранения традиционных семейных отношений, брака, крепких взаимоотношений между родителями и детьми объявлялась устаревшей. Ей на смену навязывались идеи сексуальных отношений между мужчинами и женщинами без взаимных обязательств, гомосексуальные отношения, отказ от детей. Пропагандировался культ потребления наркотиков, алкоголя.
В результате в стране резко упала рождаемость, возросла смертность, население стало стремительно сокращаться, его здоровье ухудшаться.
2. Идея сохранения и использования накопленных предками духовных ценностей объявлялась устаревшей и эти ценности целенаправленно разрушалась. Навязывалась идея строительства политической нации без этнического ядра.
В результате реализации этой идеи все русские, оказавшиеся за пределами России на момент распада СССР были юридически отделены от ядра русской нации, объявлены всего лишь соотечественниками. Они подверглись дискриминации, депортации, насильственной ассимиляции местных титульных элит.
3. Поскольку не существует русской нации не существует правопреемственности нынешней России СССР, Российской империи и Московскому царству. Нынешняя Россия не имеет права на земли, которые когда-то были завоеваны предками «россиян».
Эти установки позволили англосаксам претендовать на присвоение, пусть опосредованное, традиционных русских земель.
4. Идея равенства всех народов объявлялась устаревшей и ей на смену навязывалась идея преимуществ титульных этносов над не титульными.<
В результате внутри России англосаксами были инициированы две кровопролитные русско-чеченские войны и множество серьезных этнических конфликтов. В российских автономных республиках развилась дискриминация не титульных этносов, прежде всего русских.
За пределами России реализация этой идеи привела к русско-украинской войне, в ходе которой приходится исправлять последствия этой пагубной российской идеи.
5. Провозглашался лозунг: Обогащайся, кто может» Обогащались за счет разграбления государственной собственности и взяточничества.
Отметим, что и в Великобритании и в США политиков и бюрократов жестоко преследуют за воровство и коррупцию, поскольку они ведут к параличу государственного аппарата.
Частичный паралич уже длительное время тормозит работу российского госаппарата.
6. Российская идеология исходила из установки, что государство выполняет только функцию ночного сторожа.
В результате реализации этой установки ставка подоходного налога населения в России равнялась 13%. В Великобритании подоходный налог, в зависимости от размера дохода, взимается по ставке от 20 до 45%, в США по ставке от 35% до 39,6%.
То есть англосаксы не допускают опасной социальной дифференциации в своем обществе. «Россиянам» же они навязали такую модель регулирования доходов, при которой на одной стороне образовывается кучка безумно богатых олигархов, а на другой — все остальное население, погрязшее в бедности. При любом внешнем давлении возникала опасность социального взрыва.
Проблемы формирования русской идеологии
Проблема N 1. .Последнее время правящая элита России предпринимает активные усилия по ограничению распространения разрушительной российской идеологии. Наиболее одиозные российские идеологи получили статус «иностранных агентов» и эмигрировали за границу. Наиболее оголтелые телеканалы, радиостанции, печатные издания, пропагандировавшие российские ценности были закрыты. На распространение пропаганды ЛГБТ наложили законодательные ограничения. Ввели штрафы за искажение памяти о Великой Отечественной войне, уголовную ответственность за оправдание нацистских идей. За границу массово потянулись предприниматели и чиновники, чье личное богатство было получено с нарушением действовавших законов. Участились случаи привлечения к ответственности чиновников за коррупцию.
Однако ограничение распространения российской идеологии не ведет автоматически к ее замене русской идеологией.
Проблема N 2. В ноябре президент В. Путин утвердил «Основы государственной политики по сохранению и укреплению российских традиционных духовно-нравственных ценностей»(Основы). В документе эти ценности перечислены: жизнь, достоинство человека, защита законом прав и свободы человека, патриотизм, служение Отечеству, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд и приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений. Эти ценности названы российскими, чтобы не обидеть малые российские этносы. Однако на деле это русские ценности, которые добровольно приняты всеми проживающими в России народами.
В рассматриваемом документе не только сформулированы русские ценности, но и определены задачи, предусматривается выделение средств на их распространение. Главным субъектом реализации русских духовных ценностей в Основах определена бюрократия.
Следует отметить, что возложить ответственность за развитие русских духовных ценностей на бюрократию было большой ошибкой. В состав бюрократии подбираются люди, которые обладают исполнительностью, организационными способностями, готовы действовать по букве закона и инструкции. Но они в принципе не способны вести полноценную идеологическую работу.
Проблема N 3. Доминирование бюрократии в идеологической сфере ведет к тому, что не формулируются концепты по самым актуальным русским общественным проблемам.
Например, задачами СВО официально определены демилитаризация и денацификация Украины. Артикуляция этих двух задач совершенно недостаточно для того, чтобы объяснить и мотивировать на действия огромные массы людей, вовлеченных в русско-украинский военный конфликт.
В каких формах существовал нацизм в украинском обществе до начала СВО? Какой социальный слой является сейчас носителем нацистских идей и практик? Почему этот слой поддерживается значительной частью украинского населения в ходе военных действий? Какие формы будет принимать денацификация? Является ли нынешнее украинское руководство нацистским и как оно будет меняться? Сохранится ли государственность украинской нации? Что будет с живущими на Украине русскими? Будет ли происходить раздел Украины и по каким границам?
Отрывочные комментарии Дмитрия Пескова или более системные выступления Марии Захаровой, твитты Дмитрия Медведева не дают ответов на поставленные жизнью вопросы.
Проблема N 4. Русскими идеологами могут быть те люди, которые уже проявили способности понимать происходящее, вырабатывать идеи, придавать им систематический и привлекательный вид, доводить их до масс русского населения. Такие люди есть в достаточном количестве, однако они нуждаются в придании соответствующего элите социального статуса и получении соответствующих доходов.
Нынешняя политические и экономическая элиты России не делились своими доходами и статусами даже с российской социальной элитой. Последнюю содержали и поддерживали англосаксы. В результате в составе нынешнего правящего класса некому профессионально выполнять аналитические и идеологические функции.
Выступающие сейчас регулярно на центральных российских телеканалах два-три десятка русских по направленности экспертов никаких денег за это не получают. Две-три сотни русских идеологов, которые публикуются в аналитических изданиях гонораров практически нигде не получают. Русские блогеры с многомиллионной аудиторией подписчиков ведут вещание на собственный кошт, чаще всего из собственной кухни. Русские ученые — обществоведы не имеют заказов на проведение исследований, не строят долгосрочных прогнозов, не вырабатывают стратегий. Университетские профессора, которые готовят будущую элиту страны, имеют более низкую заработную плату и социальный статус, чем водители общественного транспорта.
У европейских средневековых феодалов хватало дальновидности признавать епископов и аббатов частью правящего класса, щедро финансировать церковь. У современной англосаксонской буржуазии хватает дальновидности делиться своими доходами и социальным престижем с аналитиками, ведущими комментаторами, профессорами. Должны проявить такого рода дальновидность и те, кто претендует на роль русской политической и экономической элиты.
Проблема N 5. В силу того, что идеологическая элита является составной частью правящего класса затраты на ее содержание должны полностью ложиться на этот класс. Не только по принципам организации русской жизни, но даже по принципам организации англосаксонской жизни должен быть введен прогрессивный налог на личные доходы богатых чиновников и буржуазии. Введение прогрессивной ставки на индивидуальные доходы позволят перераспределить доходы внутри правящего класса.
Мобилизованные средства государство должно использовать на содержание идеологов и финансирование идеологической работы. В дополнение к государственному финансированию следует привлекать средства частных компаний, стимулируя создание ими благотворительных фондов. Эти фонды будут финансировать аналитические центры, типа think tank, университеты, написание и издание книг, научно-организщационные мероприятия. Отметим, что создание благотворительных фондов англосаксы стимулируют посредством высоких ставок налогов на наследство. Каждое поколение должно само зарабатывать средства на свое существование.
Отдельная тема финансирование идеологической работы партиями или крупными профессиональными союзами. Нынешние российские партии и профсоюзы не являются самостоятельными звеньями политической системы и поэтому не занимаются подобного рода деятельностью. Они всего лишь продолжение бюрократического аппарата. В силу этого они не выполняют функцию ослабления социального конфликта, что ослабляет русскую нацию.
Проблема N 6. Русская идеология должна распространятся среди других этносов и служить реализации интересов русской нации. Это осуществляется теми средствами, которые, чаще всего, называют» мягкой силой».
Не вдаваясь здесь в подробности, отметим только, что ведение СВО не сопровождается адекватной идеологической работой ни с русской, ни с украинской частью населения Украины. Недостатки идеологической работы совершенно необоснованно замещаются военными или экономическими усилиями, что ведет к совершенно необоснованным потерям.
Мы перечислили только несколько ключевых проблем в развитии русской идеологии на современном этапе. Это описание не претендует на полноту и имеет своей целью только начало дискуссии по поднятым проблемам.