29 ноября 2012 года началась новая эпоха в истории Китая. Осмотрев выставку «Путём возрождения» в Национальном музее, новоизбранный генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин изложил долгосрочный план «Китайская мечта о великом возрождении китайской нации». Вскоре для краткости его стали называть «Китайская мечта». Прошедшее десятилетие было временем преодоления небывалых природных и рукотворных трудностей, но также и временем великих побед.
Самый главный итог XX съезда КПК я вижу в том, что на нём были высоко оценены предыдущие 10 лет, прошедшие под руководством Си Цзиньпина и одобрены его планы на следующие примерно 10 лет. Недаром в материалах съезда в качестве ориентира упоминался 2035 год. Период после XVIII съезда в Китае принято обозначать термином «новая эпоха». Для периода после ХХ съезда вводится другой термин — «новый поход». Отсыл к Великому походу 30-х годов очевиден. Неслучайно, почти сразу после окончания съезда семь членов Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК отправились в Яньань.
Главное послание ХХ съезда стране и миру состоит в том, что Китай будет стабильно двигаться по плану «Китайская мечта». Состоящий из нескольких этапов, этот план нацелен на то, чтобы к 2049 году, столетию КНР, сделать её одной из ведущих мировых держав, а может быть, и ведущей мировой державой. Задачи первого этапа, до 2021 года, столетнего юбилея основания КПК, выполнены и перевыполнены. Главное — построено «общество средней зажиточности», из нищеты вытащены последние 100 миллионов человек, доходы на душу населения удвоились, ВВП КНР вырос в 2 раза. Теперь начинается забег на следующем этапе до 2035 года. И снова речь идет об удвоении основных показателей. Но даже не это главное.
Акцент на качество экономического и социального развития, а не количественные показатели, характерен для политического «почерка» Си Цзиньпина. Он был виден в ускорении создания «сяокан», среднезажиточного общества. В концепции «синь чантай», новой нормальности, перенацеливающей народное хозяйство с наращивания экспорта любой ценой на сбалансированное развитие с акцентом на нужды внутреннего рынка. В стратегии «и фа чжи го», «охоты на тигров и мух», означающей системную борьбу с коррупцией. В новой концепции «двойной циркуляции», продолжающей и усиливающей смену ориентиров производства с внешних на внутренние рынки. Наконец, в выдвижении инициативы «Пояс и путь», ставшей геоэкономической осью развития Китая и всей Евразии, а также в «выходе из тени», превращения КНР в ведущее действующее лицо на мировой арене. Завершившийся недавно саммит «большой двадцатки» ярко проиллюстрировал новый облик Поднебесной.
На ХХ съезде эти и другие патриотические, гуманистические установки получили развитие. «Всеобщее благосостояние», «гун тун фу юй». Так называется новая партийная стратегия. Её смысл состоит в том, что богатства, которые создаёт вся китайская нация, будут распределяться более справедливо и сбалансированно. Эта стратегия подразумевает обуздание доходов олигархов и чрезмерно богатых людей и перераспределение части их богатств в пользу бедных и сравнительно бедных. Да, в Китае больше нет нищих, но около 600 миллионов человек живет на 1000 юаней в месяц, и это совсем не много.
Написав на своих флагах новый социалистический лозунг, Компартия подтверждает смысл своего существования: «Служить народу»! Знамя Компартии есть и будет красным. Таким образом, послание ХХ съезда миру такое: мы идём путём социализма с китайской спецификой и сворачивать с него не собираемся ни под каким давлением.
Уже начавшиеся на Западе попытки втиснуть «всеобщее благосостояние» в «прокрустово ложе» китайской «культурной революции» или советской «коллективизации» глубоко ошибочны. Никто не собирается ликвидировать рыночный сегмент китайской экономики, потому что он является неотъемлемой частью рыночного социализма, «социализма с китайской спецификой».
К числу теоретических новинок ХХ съезда КПК надо причислить также «самореволюцию», цзыво гэмин. Это не только новый политический термин, но даже новое словосочетание, которое раньше не употреблялось. Мое прочтение такое: Китай будет ещё больше ориентироваться на решение внутренних проблем, на экономическое и социальное развитие, на укрепление партии, по инициативе которой должны происходить революции в разных областях жизни страны. Растущее сосредоточение Китая на внутреннем развитии вовсе не означает самоизоляции. «Китай не может развиваться изолированно от мира, и мир также нуждается в Китае для своего развития», — сказал на съезде Си Цзиньпин.
ХХ съезд КПК открывает не только новый этап собственного развития. Очередной рывок Китая неизбежно вызовет новый этап сдерживания в духе «холодной войны». Стоит вспомнить, что нынешняя «холодная война» Америки против Китая началась в 2018 году вскоре после завершения предыдущего, XIX съезда КПК, который одобрил первую пятилетку Си Цзиньпина и усилил социалистическую направленность дальнейшего развития.
Опыт последних лет доказывает, что никакие природные катаклизмы или рукотворные проблемы не способны прервать движение Китая к поставленной долгосрочной цели. Замедлить — да. Остановить — нет. Этап за этапом Поднебесная приближается к цели — великому возрождению китайской нации.