В рамках XХХI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» состоялся круглый стол «Русская мечта и православная культура».
Председателем круглого стола был митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), а сопредседателем известный писатель, учредитель и вдохновитель «Русской мечты» Александр Андреевич Проханов.
О круглом столе рассказал в интервью «Русской народной линии» его участник и ведущий, член Изборского клуба, кандидат филологических наук, преподаватель Оренбургской духовной семинарии Михаил Александрович Кильдяшов:
Идея круглого стола возникала в связи с учреждением 27 мая в Севастополе движения «Русская мечта». Активисты во главе с инициатором движения Александром Прохановым проделали перед этим большой путь от Пскова до Севастополя, где, выступая в больших аудиториях, рассказывали о нарождающемся движении, искали единомышленников, в университетах, на заводах, в музеях и монастырях, видели воплощение Русской мечты. С той поры сделано очень многое: открыты отделения движения в более чем пятидесяти регионах страны; объединены в общем деле философы, писатели, учёные, педагоги, производственники, управленцы, предприниматели; многие проекты получили общественную и информационную поддержку; систематически стали выходить передачи и интеллектуальные работы, посвященные Русской мечте.
На круглом столе перед нами стояла важная и интересная задача – породнить Русскую мечту и православную культуру. Ведь в церковной среде по-разному относятся к категории «мечта». Необходимы были разъяснения, уточнения, сближения. А так как нас изначально окормлял Митрополит Тихон (Шевкунов), то возникла мысль интегрироваться в качестве одной из секций по культуре в Рождественские образовательные чтения. Владыка Тихон нам любезно предоставил площадку павильона «Россия – моя история», где мы и провели круглый стол.
Мы постарались обозначить те православные идеи и проекты, которые удаётся реализовывать в рамках движения, хотя философы, литераторы и политологи затрагивали широкий круг вопросов и проблем: мечта и творчество, мечта и православная философия, православная культура и самоорганизация народа, русская мечта и власть, угодная Богу, русская мечта Новороссии, русская идея в XXI веке.
В итоге мы пришли к тому, что Русская мечта как философская и социальная категория нисколько не противоречит православной культуре, а во многом и зиждется на ней.
Владыка Тихон в своём выступлении сказал, что главная мечта, главное устремление православного человека – встреча со Христом, жизнь по заповедям Христа.
Александр Андреевич, выступая на круглом столе, рассказал о замысле движения, о том, что такое Русская мечта, о том, что она проходит осью через все периоды русской истории. По его словам, русский человек всегда мыслил категорией мечты и всегда чаял Царствия Небесного. Мечта, по Проханову, то главное, что сегодня способно объединить людей, творящих добрые дела.
Я говорил о том, что такое язык православной культуры, как он соотносится с мечтой. Сегодня наступает время концентрации слова, заканчивается болтливое время, в которое мы жили в последние годы. Минувший же год для нас – это год сосредоточения, когда зазвучало весомое, густое, наполненное смыслом слово. Среди множества произносимых слов все отчётливее мы слышим именно слово «мечта». Это слово обретает новые значения, отождествляется с благим деянием, устремлением к свету, справедливым мироустройством, свидетельствует о том, что созидательные смыслы будут преобладать.
Мы вспомнили, что, когда зарождалось движение Русской мечты, Александр Андреевич Проханов спросил Владыку Тихона: как он смог бы сформулировать Русскую мечту? Владыка Тихон привёл слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина): Россия будь такой, какой ты угодна Богу!
Таково православное выражение Русской мечты.