Украинская социологическая группа «Рейтинг» с 4 по 13 февраля 2023 года провела опрос, по данным которого 95% опрошенных украинцев верят в победу ВСУ, а 80% граждан Украины относятся к русским холодно.

— Артем Борисович, как вы прокомментируете эти цифры? Это заслуга украинской пропаганды?

— У группы «Рейтинг» базирование — именно украинское. Поэтому насколько в данном опросе можно считать чистой их социологию, это большой вопрос. Логика говорит мне, что на Украине все равно должны быть сомневающиеся люди. Однако этот факт не отменяет высокого качества украинской пропаганды.

— Как устроена пропагандистская машина Украины? Как она работает?

— Здесь нужно отметить несколько моментов.

Пропагандистская система Украины выстроена комплексно. Пропаганда начинается с детских книжек, в которых рисуют реальные комиксы о том, как, дескать, пришёл москаль, папу зарезал, маму згвалтував [изнасиловал. — Укр.] и так далее. Потом появился какой-нибудь однорукий дед с карпатской секирой и москаля убил.

Мы можем сейчас смеяться, но дело в том, что это не шутка. Мы на одной из баз «Азова»* нашли такие комиксы.

То же самое прослеживается в системе школьного образования.

То есть пропаганда запущена с детской и подростковой субкультуры. Украина вкладывала огромные деньги в психологическую войну, начиная с 1985 года. Тогда в СССР появилась свобода слова, гласность и началась перестройка.

Вся бандеровская ярость, накопленная в странах Запада (в первую очередь — в Канаде), хлынула на территорию Украины, которая тогда еще была субъектом Советского Союза.

— Как это выражалось?

— Это выражалось в достаточно интересном виде. На тот момент, когда советская Украина превратилась в так называемую независимую Украину, я был третьеклассником.

Школа, в которой я учился, вдруг стала украинской. Мы начали очень четко ощущать присутствие людей из Львова, которые привозили подарки; из Канады приходили посылки с гуманитарной помощью.

Все это было подано с коннотацией «бедные вы, несчастные, вам тут так было плохо, вас угнетала советская власть — мы сейчас вас поддержим». Вот вам ношенные джинсы, вот вам канадские витаминки (которые, кстати, пахли энергетиками, которые сейчас молодёжь пьёт). Это было очень интересно, очень смешно.

Я учился в украинской школе до 9 класса и могу сказать, что ни на меня, ни на моих одноклассников тогда украинская пропаганда особо никакого воздействия не произвела. Позже я, наоборот, выбрал совершенно другие политические взгляды и стал участником русского движения с 2008 года — еще до начала «Русской весны».

Получается, что тогда школьная пропаганда работала плохо, и в ее системе была произведена работа над ошибками. Первым маячком такой работы над ошибками была так называемая акция «Украина без Кучмы», когда разразился «кассетный скандал».

[15 декабря 2000 года в Киеве на майдане Незалежности прошла акция гражданского неповиновения «Украина без Кучмы». Поводом к ее началу стало обнародование лидером Соцпартии Александром Морозом в Верховной Раде «пленок Мельниченко», которые свидетельствовали о возможной причастности президента Леонида Кучмы к исчезновению в сентябре 2000 года журналиста Георгия Гонгадзе.]

На фоне этого скандала разразились общественные волнения. На Майдан, который является основным поворотным объектом в украинской истории, из Западной Украины прибыли активисты организации «Украинская Национальная Ассамблея — Украинская Народная Самооборона» (УНА — УНСО*). Это было первое жесткое радикальное движение, которое вышло из партии «Рух» в годы перестройки.

Туда же прибыли члены соцпартии. Тогда впервые заговорили о спайке «левых» и «правых» и о том, что на Украине может появиться национал-социализм по гитлеровскому формату. Революция тех дней захлебнулась, государственный переворот на Украине произвести не удалось.

Об этом сейчас почти никто не помнит, но тогда они добились достаточно серьезных успехов. Несколько месяцев на Майдане стоял палаточный городок; не обладая Интернетом и соцсетями, они реально сдерживали натиск ОМОНа.

В 2004 году к власти на Украине в результате нечестных выборов пришёл президент Виктор Ющенко, жена которого [Катерина Чумаченко] принадлежала к украино-американо-канадским элитам и была членом секты «РУН-вера» — то есть родная украинская народная вера. Катерина мужа своего прокачивала, он был весь с потрохами [проамериканским].

Обратите внимание: в современных процессах, которые сейчас ведут Украину к окончательной гибели, Ющенко не участвует — у него есть индульгенция. Про него забыли: он тихонько «на полочке лежит», типа это не он. Точно так же Арсений Яценюк, которому западные лидеры предоставят гарантии безопасности.

А вот Зеленского никто не помилует, потому что все понимают, что кровь украинского народа на нем.

— Чем ознаменовалось время правления Виктора Ющенко для Украины?

— Во времена Ющенко началась очень серьезная работа над сознанием населения Украины. Она выражалась в двух вещах.

Во-первых, в сфере образования начали резко переписываться программы. Появилось огромное количество организаций типа соросовского фонда, которые выделяли деньги на различные творческие штучки. Например, на яркие книжки, направленные на радикализацию и неформализацию украинского национализма, чтобы он выглядел по принципу «стильно, модно, молодёжно».

До этого украинский «нацик» выглядел как классический вуйко [дядька, брат матери — на западно-украинском диалекте]: с усами, в вышиванке и кепке-«бандеровке». Было впечатление, как будто он только что вылез из схрона, в котором сидел ещё при Сталине.

Так появились новые образы, замешанные на украинском праворадикальном рэпе, на языческом металле, на футбольном хулиганстве — всё это было круто замешано с украинским национализмом. Появилось огромное количество разных организаций, в том числе «Патриот Украины», из которой был сформирован национальный корпус.

В итоге из этого всего родилось формирование «Азов»* (организация запрещена в РФ) под руководством Андрея Билецкого — стильный модный, молодежный харьковский разлив украинского национализма.

Второй важный момент. Именно тогда, при Ющенко, началась очень стремительная информатизация Украины, чтобы быстро оповещать людей, быстро поднимать информационную волну. Ранее менее 15% украинских городов были подключены к сети Интернет, не было никаких смартфонов, даже кнопочные телефоны были не в ходу.

Так же в своё время делали в Сирии, Ливии. Западные фонды по программе «ноутбук каждому школьнику» завозили в страны дешевые нетбуки за 50 баксов. А потом, например, египетские школьники или бывшие студенты выходили на площадь Тахрир, потому что им там что-то в Twitter написали.

Точно так же был организован Майдан 2014 года на Украине. Благодаря ранее проведенной Ющенко информатизации, все уже плотно «сидели» на смартфонах, на социальных сетях.

Процесс был инициирован украинским журналистом Мустафой Найемом, который написал один единственный пост в Twitter в ноябре 2013 года. Он сообщил пользователям, что мы пришли на Майдан, чтобы принудить Януковича подписать евроассоциацию. Мы опасаемся, что он её не подпишет, давайте его подбодрим, проконтролируем — приходите вместе со своими друзьями, берите кофе и хорошее настроение, устроим карнавал, будем идти в Европу.

То есть все забывают, что на самом деле весь ужас, который на Украине происходит сейчас, начинался с полукарнавального шествия и одного поста в Twitter. Чтобы этот пост можно было растиражировать, поднять в топ, нужно было, чтобы у каждого пользователя был Интернет, смартфон и подключение к Twitter.

— Что сейчас происходит с гражданским обществом на Украине?

На Украине гражданского общества сейчас просто нет. В сознание современного украинца внедряют мысль о том, что есть только одно безальтернативное мнение, которое выражается в следующем.

Украинцы уверены: скорее всего, мы победим. А даже если мы не победим, то лучше умереть, потому что москали плохие, злые и ужасные. Ради чего умереть, никто из граждан Украины не задумывается — логический аппарат здесь отсутствует.

Главный принцип воздействия на сознание граждан — жить с москалём хуже смерти.

— Как это было достигнуто?

— Этот принцип еще итальянский философ, журналист и политический деятель Антонио Грамши описывал в своих тюремных тетрадях, хотя тогда не было ни Интернета, ни смартфонов. Принцип заключается в том, что эффективная пропаганда должна основываться на молекулярной бомбардировке, то есть на многократном повторении одного и того же простого тезиса, который не требует осмысления.

Необходимая плотность СМИ на Украине была достигнута, плотность чудовищная. Если посмотреть, какое у них количество интернет-ресурсов, телевизионных каналов, кабельного телевидения, печатных СМИ, какое число блогеров, — мы поймём, что они есть буквально везде, на каждом углу.

Какой бы информацией вы ни пользовались, живя на Украине, до вас все равно донесут то, что надо. Например, вы решили не смотреть телевизор, чтобы избежать официальной пропаганды, и зашли в Ukr.net или Telegram — все то же самое вам будет подано в другой форме.

В итоге общественное мнение, сформированное жуткой молекулярной бомбардировкой, начинает довлеть и продавливать даже самых устойчивых к пропаганде граждан, которые изначально пытались сохранить независимость мышления. Принцип, как мы видим, работает достаточно эффективно.

Нужно подчеркнуть, что все эти вещи, во-первых, сделаны на западные деньги; во-вторых, созданы с помощью западных специалистов и применения западных технологий. Внутри самой Украины не так уж много людей, которые могли бы сами качественно провернуть такую вещь. То есть украинцы просто предоставили свою страну для проведения этого эксперимента.

— Как можно противостоять украинско-антироссийской пропаганде? Помните, в советское время были так называемые мемы на тему капитализма, Америки и буржуев. В образе главного идеологического врага СССР выступал враждебный буржуйский мир, который окружал молодое советское государство. Капиталиста рисовали как хорошо одетого толстяка в цилиндре со злым лицом и мешками золота.

— Да, это хорошая технология. Инструменты нужны самые разные, начиная от мемов и заканчивая серьезными фундаментальными проработками. Нужно снимать больше талантливых художественных фильмов, например, таких, как «Праведник». Очень он меня впечатлил: там хорошо и правильно показана роль украинских полицаев в еврейских гетто.

Но всё это может быть эффективно только после того, как на Украине пропадет вредоносный информационный фон и наступит информационный вакуум.

Пока же украинский обыватель сидит в мобильном телефоне или перед телевизором, откуда каждые 5 минут ему повторяют: москали — козлы, мы их победим и станцуем на руинах Кремля; у тебя сына-мужа-брата-отца убили, но не переживай, а лучше сдай деньги на войну. И украинцы, что самое смешное, верят и сдают.

Я сейчас говорю об этом с усмешкой, но на самом деле это очень трагично. Потому что мы одним народом являемся. Мне очень жаль, что это всё происходит с Украиной.

Поэтому, возвращаясь к вопросу, что делать России, скажу, что на Украине необходимо остановить пропагандистский маховик, он должен перестать технически работать — после этого можно начинать разговаривать с ними.

— Как разговаривать мы будем в таком случае с гражданами Украины?

— Самыми разными способами. В первую очередь, нужно применить два метода. Первый метод — это жёсткая денацификация тех, кто причастен к военным преступлениям и огласка этого в СМИ. Второй — попытка договориться с использованием братской любви по отношению к тем, кого ввели в заблуждение.

Потому что это люди двух разных категории: не все же в Мариуполе грабили и насиловали, были и есть нормальные люди, я надеюсь.


* Организация признана экстремистской, ее деятельность запрещена в России.

ИсточникУкраина.ру
Артём Ольхин
Ольхин Артем Борисович (род. 16 декабря 1981 года) — редактор сайта МИА «Новороссия», исполнительный секретарь Изборского клуба Новороссии, главный редактор журнала «Новая Земля». Подробнее...