— Владимир Владимирович, мы хотели бы поговорить о самых заметных событиях начала марта на фоне украинского конфликта. Второго марта украинские диверсанты перешли российскую границу на Брянщине, одновременно с этим произошло еще несколько атак беспилотниками на юге России. Противник рассчитывал каким-либо образом всколыхнуть общество внутри России…

— Да? Это интересно. А я — гражданское общество? Меня — не всколыхнуло. Вас, уверен, тоже.

— Есть и противоположный тезис о том, что чем чаще такого рода непосредственные столкновения оказываются в тылу, на российской территории, тем сильнее общество мобилизуется.

— Конечно. Что сегодня произошло в Киеве? На территории Украины? Вот общество и мобилизовалось.

— Ракетное поражение энергосистемы?

— Именно. Только и всего. Вот что самое поразительное, и чего они не понимают: раскачать наше общество практически невозможно. Ну прошли они сюда, и что? Конечно, мальчика Федю [Фёдор Симоненко] жалко. Но за мальчика Федю они получили, по-моему, достаточно. И что? Где были восстания, колонны протестующих? Так что, никак вовлеченности общества нет. Идет война, и все в порядке. Воюем, ребята.

Официально объявлено, что сегодняшний удар по энергосистеме — это ответ. Но таких ответов должно быть больше. Почаще, ребята, и посильнее! Меня волнует другое: гады поставляют оружие. Допустим, это танк. Значит этот танк будет стрелять по нашим. А нельзя ли этот танк не пустить сюда? Почему не разбомблены мосты? Почему не наносят удары по Киеву, по центрам принятия решений? Вот это волнует меня очень сильно.

— Почему, по вашему мнению, этого не происходит?

— Вот это большой вопрос. Это я бы очень хотел узнать. И не только я. Это сильно и серьезно волнует русское общество. Ну, а те, кто там из лесу вышел… Что-ж, очень жалко людей, которых ранили, жалко двух девочек, которые сильно испугались. Вот, пожалуй, и вся реакция.

— Параллельно с этим продолжаются бои в Артёмовске (Бахмуте), он практически окружен, но украинское командование заявляет, что он не будет сдан.

— Посмотрим, что будет, я не военный.

— При этом считается, что Артёмовск — символический пункт…

— Для Украины — абсолютно точно. Для нас это так себе, а для Украины важно. Единственное, что наше «великое стояние под Бахмутом» вызывает раздражение и непонимание, это да. Хотя, конечно, вагнеровцы молодцы! Тем не менее, с нашей стороны — Артемовск — это так, а вот для них потеря Бахмута будет значительной. Особенно, после заявления моего коллеги актера и режиссера [Владимира] Зеленского, что «Бахмут не будет сдан никогда». Ну, посмотрим.

— Кроме того, на Украине на эту тему уже снят фильм. Вообще, за этот год в Киеве сняли огромное количество военного пропагандистского кино, к этому привлекают известных на Украине музыкантов. Песня групп «Антитіла» и «Бумбокс» «Фортеця Бахмут» (крепость Бахмут — ред.) занимает первые места во всех чартах. Кроме того, эти самые чарты и подборки «правильной» музыки выходят каждый месяц, каждую неделю.

— Зеленский специалист по пиару! Коллега мой — талантливый артист. Все, что он делал на экране — талантливо. Он и продолжает действовать талантливо на экране, молодец.

— А что делается в ответ в России? Не хватает творческой реакции?

— Здесь — стоп. Слушайте внимательно и записывайте. Я вам говорил уже об этом: когда раздаются с самого верха голоса: «А где же наша контрпропаганда?» Я не могу говорить обо всех, но лично я, начиная с 14-го года хотел снять с писателем Александром Прохановым фильм «Убийство городов» на тему Донбасса, который тогда оборонялся. Последний кадр — это был призыв, прямой призыв России: «Идите, встаньте, и идите, освобождайте Донбасс, помогите ему военным путем!» Фильм был закрыт в первый же съемочный день.

Дальше, есть такая пьеса, написанная еще в 42-м году, называется «Фронт» (Александра Корнейчука — ред.). Это пьеса, которая прогремела в 42-ом году по всей стране, была напечатана на первой странице «Правды». Это — обращение к армии, о том, что нужно менять наше отношение внутри армии, заменять старых командиров, заслуженных, — на молодежь. Я сейчас хотел это сделать, это очень актуально. Я звонил министру культуры — ноль. Я обращался в три театра — ноль. Это как?

— Почему так происходит?

— Это вы спросите у них. Почему? Я ведь не самый последний режиссер в нашей стране. Ну, наверное, не первый, но — не последний же. Я хочу внести свою лепту в помощь моей стране — как могу. И что?

Сейчас я подал заявку на президентский грант патриотического произведения. Я подал четыре серии, называется «Сталин». Этот человек и сейчас упоминается в любом месте. Я хотел рассказать о нем: от взятия Берлина — вершины его жизни, до его убийства в 53-м году. Не знаю, что будет, сегодня это решается. И сколько было этих проектов! Сериал о войне с Наполеоном и вход наших войск в Париж. По-моему — патриотично. Да и интересно, в придачу.

Шесть лет я стучусь во все двери — ноль. Вот сейчас я обращаюсь: давайте сделаем! Хотя бы, спектакль. «Не треба», как сказали бы мне в Киеве (не нужно — ред.). И здесь говорят тоже самое, только по-русски.

— Вы сказали о [Иосифе] Сталине, сейчас в начале марта прошла очередная годовщина его смерти, и на этом фоне в очередной раз люди приходили с цветами к Кремлю, и в очередной раз прозвучали аналогии, которые проводят между сегодняшним днем, Великой Отечественной, другими историческими событиями прошлого. Как вы считаете, уместно ли проводить такие аналогии?

— Параллели будут всегда, люди всегда будут искать сравнения с прошлым. Но, к сожалению, уже приходят параллели не со Сталиным. Параллели уже приходят с Крымской войной, а это уже совсем другое. Великая Отечественная кончилась для нас грандиозной исторической победой. А Крымская… Иногда такие мысли посещают.

— В начале марта также информационное пространство заполнили новости из непризнанного Приднестровья и Грузии. Это провокации против России?

— Ну, а как же. Это же наши с вами бывшие партнеры, мощнейшая страна, которая заинтересована в гибели нашей с вами [США]. Нужно же им что-то делать, что они, даром хлеб получают? Конечная цель всего этого — победа над нами и разделение России. Наверное, есть цель оттянуть внимание наше от Украины. Но нам с вами нужно побеждать. Нам нужна абсолютная, стопроцентная, убедительная победа. И, мы должны этого добится, чего бы это не стоило.

Знаете, я с таким удовольствием поговорил бы с кем-то из Украины, из тех, кто, как говорится, сидят в телевизоре. Я 28 лет жил на Украине. Я в Киеве ходил в садик, ходил в школу, учился в техникуме, служил в армии, учился в институте, женился, родил сына, снял первый свой кинофильм. Как считаете, этого достаточно для того, чтобы знать, что такое Украина?

С каким бы удовольствием я поговорил бы о Киеве, о киевлянах с кем-нибудь из мудаков, которые по телевизору мне что-то рассказывают про Украину! Понаехали ребята, вы откуда? Даже Зеленский — ты откуда приехал, парень?

— Он из Кривого Рога.

— Это он, мне, киевлянину, будет что-то рассказывать? И вся остальная банда тоже. Я хочу с ними поговорить. Конечно, ужас, когда воюют наши против наших — я имею в виду и тех, и других. И когда эти солдатики которых они же иногда показывают в интернете не в интервью а в деле, в бою начинают говорить по-русски — то они по-другому не умеют, не умеют по-украински! Или какой-то их генерал мучительно подбирая украинские слова начинает комментировать военные действия на это жалко смотреть. Говорили бы вы пан генерал по-русски! Вы видели эти кадры?

— Да, большинство бойцов ВСУ — русскоязычные.

— И не только. Как бы я хотел схлестнуться с «профессиональными украинцами» ведущими комментарий в интернете. Но, запишите: любой политолог из Украины может позвонить мне по телефону, и мы с ним поговорим, любой. Отвечу на все вопросы публики. От президента — до последнего мудака, сидящего в телевизоре.

— Я хотела бы у вас еще спросить о Богдане Сильвестровиче Ступке. Вы ведь были хорошо с ним знакомы, работали с ним?

— Да, конечно. Я хорошо знаю его творчество. Это великий артист. И я имел счастье с ним работать на фильме «Тарас Бульба» — это был один из лучших периодов в моей жизни. И потому, что снимал этот кинофильм, и потому что общался с замечательным артистом. Мы с ним часто встречались, говорили, не ругались. На все вопросы, которые тогда возникали, я ему отвечал, и он мне отвечал. Он был мягко говоря достаточно компетентен в вопросах Украины, он был министром культуры.

Мы снимали [Николая] Гоголя, и хотя это великий русский писатель, но родился он на Украине. Когда сжигают Тараса Бульбу, он должен был сказать: «Да, вижу, вижу, поднимается с востока русский царь, и не будет силы, которая бы не покорилась ему». Ступке надо было это произнести, но ему было неприятно это. Однако это написал Гоголь, и поправлять Гоголя, как сейчас это делают кретины, издающие Тараса Бульбу и заменяющие «Русская земля» на «Украинская» , нельзя. Богдан Сильвестрович — сказал так, как написал Николай Васильевич.

Он пошел на это, потому что: «Я решил участвовать в этом кинофильме, я профессионал, я знаю, на что иду, это — великий писатель». Вот и все.

— Он также снимался в биографическом фильме «Житие Остапа Вишни», который часто оценивают, как антироссийский…

— Ну, он еще и играл [гетмана Ивана] Мазепу! Чем хорош артист? Он произносит слова, которые написаны. Он, конечно, выбирает, сниматься ему там или нет, но, почему бы и не сниматься? Никаких претензий к нему нет. Претензии к артисту могут быть только такие: «Ты плохо сыграл свою роль».

Кстати, очень интересно, что мой отец, Бортко Владимир Владимирович старший, ставил во Львове пьесу, и Ступка еще молодым актером у него играл. И мой отец тогда, говорил: «Какой у меня хороший артист!» Я у него уточнял: «Кто?» И он отвечал: «Ступка».. Такое вот пересечение. Видите, как тесен мир.

— Тогда, при съемках «Тараса Бульбы», сложно было представить нынешний конфликт?

— Невозможно. Среди актеров украинцев практически не было. Был только Ступка, ну и массовка стояла. Я помню, был эпизод казни Остапа в Каменце-Подольском, 700 человек массовки, и они пришли туда в несколько возбужденном состоянии: «Ну, це ж кіно, трохи з собою взяли, вип’ємо та посміємось, москалі приїхали знімати кіно» (ну, это ведь кино, немного с собой взяли — выпьем и посмеемся, москали приехали снимать кино — ред.). И мне пришлось подняться на плаху, которая там стояла, и сказать:

«Слухайте мене уважно, українці! Якщо ще хтось посміхнеться, або…»

(Слушайте меня внимательно, украинцы! Если еще кто-нибудь улыбнется, или… — ред.)

Гробовая тишина. И голос:

«Це ж наш пан…»

После этого все было нормально. Я свободно говорю по-украински. Я с ними дружил. Это замечательная земля, прекрасная земля — Западная Украина, но она не имеет никакого отношения к Востоку. Это своя отдельная земля и свои замечательные люди.

Надеемся только на одно: что прекратится братоубийственная война. Но все произойдет так, как надо нам. Потому что между Запорожьем и Череповцом никакой разницы нет, киевский князь Владимир — основоположник нашей страны, и земли, которые там есть — это исконные российские земли, где сейчас — временное помутнение в мозгах у простых жителей под влиянием вражеской пропаганды.

ИсточникУкраина.ру
Владимир Бортко
Владимир Владимирович Бортко (р. 1946) — известный российский режиссер, сценарист и продюсер. Народный артист Российской Федерации (2000), Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1994), Народный артист Украины (2003), лауреат Государственной премии РСФСР (1988), кавалер ордена Почёта (2006). Депутат Государственной Думы VI созыва от КПРФ, заместитель председателя комитета Госдумы по культуре. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...