Слова министра иностранных дел любого государства имеют не только внешнеполитический эффект. Анналена Бербок 24 января 2023 года во время выступления на Парламентской ассамблее Совета Европы заявила: «Мы должны больше делать для защиты Украины, да, мы должны больше делать в том, что касается танков. Но самая важная и решающая вещь заключается в том, чтобы мы делали это вместе, а не играли в игру «найди виновного» в Европе, потому что мы ведём войну против России, а не друг против друга».
МИД ФРГ, возглавляемый Бербок, тут же дал толкование ее заявлению: «Поддержка Украины в осуществлении её индивидуального права на самооборону, закрепленного в Уставе ООН, против захватнической российской войны не делает Германию стороной конфликта».
Факты, однако, ближе к тезису Бербок. Германия была одним из гарантов, которым наивно поверил Янукович. Эти гарантии сразу же сгорели в огне Майдана, едва не похоронив пусть и не очень симпатичного, но легитимного украинского президента. Затем, как призналась А.Меркель, Германия, лукаво выступая за минский процесс, помогала Киеву тянуть время и вооружаться. Далее поставила ВСУ «всего лишь» 5 тысяч военных касок, ссылаясь на существенные экспортные ограничения при поставке вооружений в кризисные регионы. И вот теперь объявлено о передаче основных боевых танков Leopard двумя партиями: 14 и 88 штук.
Не очень существенно, каких именно модификаций и готовности к применению эти Леопарды. Важнее символика, знатоки которой не перевелись ни в Германии, ни в мире. 14/88 — это код белых неонацистов, который употребляется в качестве приветствия или подписи. Эта числовая комбинация внесена Минюстом России в список экстремистских материалов.
На Яворовском полигоне во Львовской области, по имеющимся данным, сейчас находится большая группа инструкторов из США и ФРГ. Немцы, в частности, аудируют дорожную сеть Украины под перевозку тяжёлых танков, места размещения ремонтно-восстановительных станций и складов запчастей.
Под предстоящее наступление ВСУ правительство ФРГ планирует поставить Киеву 42 машины разминирования Wisent 1 MC, которые прокладывают безопасные маршруты танковым колоннам.
Если темпы германской поддержки сохранятся, то скоро на полях Украины появится и немецкая пехота.
Добавим, что вполне официальные лица Киева неоднократно, публично и довольно грубо обзывали германских высших руководителей нелицеприятными прозвищами типа «ливерной колбасы». Наверное, в ответ грубиянов тайно пожурили.
При этом, в отличие от прибалтийских и едва ли не всех восточно-европейских государств, в Германии пока не наблюдается массовой ликвидации памятников Победы СССР над фашистской Германией.
Германия хранит молчание и в связи с диверсиями 26 сентября 2022 г. против обоих «Северных потоков».
Судя по данным опросов, германский бизнес, работавший в России, недоволен разрывом двусторонних торгово-экономических отношений. В основе немецкого благосостояния и промышленной конкурентоспособности лежали именно относительно недорогие российские энергоресурсы. По словам главы Газпрома Алексея Миллера, «дешёвый энергоресурс, газ, в Германии давал более чем 100-кратное кредитное плечо для благополучного финансирования немецкой промышленности». Второй фактор немецкой конкурентоспособности давали также относительно дешевые китайские поставки.
Таков ландшафт основных фактов, указывающих на ориентиры и видимые противоречия Германской актуальной политики. Значит ли это, что Германия, ставшая ключевым внешнеторговым партнером СССР и России с 1970-х годов, может превратиться в противника на поле боя? Значит ли это, что экономическими интересами крупного бизнеса, работавшего с Россией, политики могут попросту пренебречь? Значит ли это, что часто показываемые по российскому ТВ кадры о тех или иных проявлениях несогласия со стороны населения и отдельных политических партий с проводимым курсом смещают восприятие ситуации в более позитивные части спектра возможных сценариев событий, создавая необоснованные иллюзии? Значит ли это, что бессмысленно апеллирование российских официальных лиц и корпоративных боссов к выгодам сотрудничества двух стран с опорой на прежнюю историю – не напрасные ли это слова? Неужели ситуация уже перевернулась на 180 градусов и ее не изменить?
Ответ на эти вопросы требует осознания уровня суверенитета Германии. Во-первых, он отчасти делегирован на уровень ЕС. Во-вторых, политическая субъектность Германии снижена давно, в результате поражения Германии во Второй мировой войне, которое в последующем было умело и во многом завуалировано закреплено США и Великобританией в разветвленной системе сотрудничества. Важнейшие параметры экономического и политического суверенитета Германии или полностью, или существенно находятся под контролем ее западных союзников. Это включает в себя границы самостоятельной научно-технологической и внешнеэкономической политики, энергетики, золото-валютных резервов, СМИ и др. На немецкой земле развёрнуто около 200 американских военных баз. Фактически ФРГ — это оккупированная территория, как бы это не трактовалось в множестве официальных соглашений, включая многосторонние.
Подрыв «Северных потоков» показал всему миру кто принимает решения и на какие методы он готов пойти для реализации своих целей. По сути, диверсии увенчали набор ранее инициированных импульсов, которые либо не были услышаны, либо воспринимались в Германии без должного приоритета. До 26 сентября 2022 года у части финансово-промышленной элиты ФРГ, очевидно, сохранялась иллюзия, что со временем можно будет восстановить прежний статус-кво и ценовые выгоды в поставках энергоресурсов и промышленном сотрудничестве с Россией. Когда не особенно тщательно скрывается авторство диверсий, это значит одно – истину нет смысла скрывать, напротив, есть смысл ее приоткрыть, не опровергая и не подтверждая. Кому надо – все знают.
Главный месседж доставлен: к прежней жизни, к поставке дешёвых ресурсов из России, возврата не будет. Сюзерен фактически отключил рубильник экономического сотрудничества ФРГ и РФ.
Потери Германии просчитываются легко. Как отмечал Bloomberg, «перспективы немецких компаний химической промышленности, производства стекла и строительных материалов, где на газ и электроэнергию может приходиться треть затрат, остаются мрачными». В химической и фармацевтической промышленности Германии занято около полумиллиона человек, их годовой оборот превышает 200 миллиардов евро и они являются неотъемлемыми звеньями автомобильной и других цепочек поставок.
Ещё в период президентства Трампа стратегия возвращения источников добавленной стоимости в США была заявлена как стратегическая цель. Он не успел довести начатое до конца. Но понимание, что глобализация, опережающее рост мирового ВВП увеличение мировой торговли обратно пропорционально экономическим интересам США, относится к консенсусу обоих партий. В этом ключе ослабление Европы путем ее управляемой хаотизации, втягивания в конфликты, увеличения расходов на военные цели, а главное – оттока части производств и кадров – это из категории «ничего личного, только бизнес». Себестоимость получения тепловых единиц из газа в США более, чем в 6 раз ниже, чем в Европе. Данный фактор, без всякой лирики и геополитических доводов, вынуждает крупнейшие немецкие концерны выводить часть производств на территорию США.
Перспектива у германской элиты не радужная. Перекрытие дешёвого газа из России и затруднение торговли с Китаем выдавливает немецкий бизнес за океан. Оказаться периферией западного мира – не тот путь, который удовлетворит амбиции германского бизнеса. Учитывая, что владение ведущими немецкими корпорациями давно не ограничивается только резидентами ФРГ и степень его глобализации и американизации высока, этот процесс реструктуризации создает новую мотивирующую для германской элиты ситуацию. Россия как источник относительно дешёвых энергоресурсов по-прежнему играет ключевую роль в сложившемся пасьянсе. Есть единственное условие возвращения Германии энергетического фактора конкурентоспобности – добиваться стратегического поражения Москвы любой ценой, чтобы уже из вновь подчинённой Западу России получать дешёвые природные ресурсы, основу своего благосостояния и конкурентоспособности. Аналогичная задача, кстати, была и у американских санкций против с 2014 года, нацеленных на установление контроля над критически значимыми для США цепочками.
Судя по всему, подавляющая часть истеблишмента Германии уже сделала свой внутренний выбор — война с Россией.
Стоит вспомнить весьма дружеские экономические отношения России с Германией в десятилетия перед Первой мировой войной. Это заставило Генштаб Российской империи заявить даже о состоянии «данничества», надвигающейся угрозе тотальной колонизации страны «германцем», и стратегической неприемлемости такого развития событий. Стоит вспомнить об экономическом и военно–техническом сотрудничестве СССР и Германии в 1920-е годы, а также перед Великой Отечественной войной. История, получается вновь и вновь, ничему не учит. У данного мотива реванша есть и более глубокая историческая почва. Через 20 лет ему, этому мотиву, исполнится 800 лет.