История советского радио и телевидения не написана, между тем они сыграли важнейшую роль в формировании советской нации и предопределили тенденции развития российской нации. Дадим краткий обзор истории эти СМИ с точки зрения их влияния на процессы этногенеза.
В 1921 г. в СССР началось регулярное массовое проводное вещание. Звук из студий передавался по проводам на расположенные в людных местах громкоговорители. Содержанием передач было зачитывание новостей, газетных статей, выступления руководителей страны и партии, музыкальные концерты, транслировавшиеся из студии, где шло «живое» исполнение.
В 1922 г. радиовещание стало вестись из Москвы с Шухавской башни и радиоволны охватывало уже практически всю территорию страны. Прием передаваемых сигналов можно было вести как на громкоговорители местных радиотрансляционных сетей, так и на индивидуальные радиоприемники, хотя последних было еще крайне мало. Через пару лет в стране приняли программу массового производства радиоприемников. Однако вплоть до начала войны до 80% радиоустройств в СССР (из 7 млн) были проводными. Ретрансляционные же сети распространялись в основном в городах, поскольку тянуть провода к каждому селу было дорого.
Радиовещание в эфире включало в себя речевые программы: «Радио всем» и «Новости радио», зачитывались статьи из газет, осуществлялась трансляция революционных песен и классической музыки. Русская народная музыка не звучала. Радиостанцию нарекли именем Коминтерна и она реально могла донести звуки «Интернационала» до Парижа и Берлина. Этот радиоканал получил название Всесоюзное радио.
Постепенно в программе Всесоюзного радио начинают появляться литературно-музыкальные передачи, прямые репортажи с парада на Красной площади в Москве и с других важных событий, зачитываться сообщения правительства.
В это время большевики осознают значимость радио и принимают программу насыщения его идеологией. В 1920-1940-е гг открываются радиостанции во всех союзных и автономных республиках, крупных городах страны. Они ведут ретрансляцию программ Всесоюзного радио в диапазонах длинных, средних и коротких волн.
В 1930-е гг складывается культура семейного слушания радио в тех семьях, где были радиоприемники. Это по-прежнему были семьи интеллигенции и квалифицированных рабочих, которые жили в крупных городах. Радиопередачи отличались высоким уровнем лингвистической грамотности и способствовали распространению литературного русского языка. Эта традиция пойтом перейдет и на телевидение, когда оно станет значимым средством массовой коммуникации.
Наличие единой централизованной сети радиовещания позволило поддерживать коммуникацию властей с населением в годы Великой Отечественной войны. Диктор Всесоюзного радио Ю.Левитан регулярно зачитывал сводки Совинформбюро и приказы Верховного Главнокомандующего И.Сталина. В эфире появились выступления простых людей с фронта, писателей. Велись регулярные передачи для жителей оккупированных территорий и партизан. Немцы даже конфисковали у населения оккупированных советских территорий радиоприемники, чтобы уменьшить влияние коммунистической пропаганды. Однако и советские власти конфисковали радиоприемники, опасаясь вражеской пропаганды и вещание шло только по проводным системам, одного существующего канала.
В 1945 году радиовещание в России стало двухпрограммным — была запущена «2-я программа Всесоюзного радио» (с 1964 года — Радиостанция «Маяк»).
В 1947 г. радиовещание стало трехпрограммным, началось вещание в УКВ диапазоне.
В 1960 г. в Москве году была запущена 4-я программа Всесоюзного радио. Это была переориентация на более широкий круг слушателей эфирного вещания, которых не удовлетворяла простота однопрограммного радио.
Возникла проблема проникновения зарубежных «радиоголосов», которые подрывали идейное единство советской нации. Причиной этого было то, что промышленность выпускала радиоприемники, принимавшие КВ сигналы. С этой бедой стали боролись с помощью «радиоглушилок», которые размещались на границах страны и у крупных городов. Запрет выпуска радиоприемников без КВ диапазона был признан малоэффективным, поскольку любой радиолюбитель мог впаять несколько деталей и получить возможность принимать радиопередачи в коротких диапазонах.
Проблема снабжения всего населения радиоприемниками была еще не решена, и в 1962 г. власти принимают решение снабжать все строящиеся многоквартирные дома радиотрансляционными точками.
Официоз первой программы радиовещания в 60-70-е гг перекрывался живым общением со слушателями редакции «Маяка». Тем не менее основной тональностью передач было высвечивание позитивных моментов советской жизни, критика Запада.
В следующие три десятилетия уверенный прием трех программ Всесоюзного радио был обеспечен на всей территории СССР, четвертая программа вещала в УКВ диапазоне на Москву и область.
В послевоенное время радиопередачи стали более разнообразны и насыщены. В лучшую сторону выделялось радио «Маяк». Появились радиорепортажи с производства, спортивные репортажи, передачи для детей и юношества, наряду с классической музыкой, передавали советские песни и популярную музыку, специальные радиопостановки, выступления юмористов.
Радиостанции «Голос Америки», ВВС, «Немецкая волна» в последние годы советской власти слушала в основном интеллигенция и молодежь. Передачи этих радиостанций отличались более оперативной подачей новостного материала, критической точкой зрения на советскую действительность, на них транслировали западную популярную музыку, читали произведения советских диссидентов, сообщали о фактах сопротивления режиму. Большого влияния на советскую общественную жизнь «вражеские голоса» не оказывали, хотя ослабляли веру в коммунистические идеи.
Первые регулярные телепередачи передачи в СССР начались в начале 60-х гг. В стране производились собственные телевизионные передатчики, ретрансляторы и приемники. Начинали с трех передатчиков, а к 1970 г. из число достигло 130 штук и они охватывали основную часть городского населения.
В 1957 г. в стране парк телевизоров насчитывал 1 млн. единиц. В 1967 г. началось регулярное вещание цветного сигнала. В этом же году началось телевизионное вещание со спутника, что позволило охватить сигналом отделенные регионы и сделать возможным практически полный охват населением телевещанием. К этому времени центральное телевидение вещало по четырем каналам. Свои телевизионные центры были открыты и в союзных республиках. Они не только ретранслровали центральные передачи, но и организовывали вещание местных каналов на языках титульных народов.
Первоначально телевидение передавало журналы, развлекательные и спортивные передачи, кинофильмы и мультфильмы, новости, потом перешло к специализированным выпускам для детей, любителей музыки, женщин, сельских жителей, обзоры культурной и научной жизни.
Первоначально телевизионные фильмы были односерийными, по-существу съемками телекамерой небольших пьес, с минимумом декораций и костюмов. Такими были фильмы Моцарт и Сальери(1962), Аппасионата(1963), Душечка(1966), Юрий Гагарин(1969), Безумный день, или женитьба Фигаро(1974), Соломенная шляпка(1974), Здравствуйте, я ваша тетя!(1975), Труффальдино из Бергамо(1976), Собака на сене(1977), Обыкновенное чудо(1978), Летучая мышь(1970), Тот самый Мюнхгаузен(1977), Формула любви(1984). Многие телефильмы снимали по произведениям классиков зарубежной литературы, знакомя таким образом с ними широкую телеаудиторию.
После 1967 г. на советском телевидении стали снимать и показывать многосерийные фильмы, чего не мог себе позволить кинематограф. Именно тогда появились такие сериалы, как «Адъютант его превосходительства»(1969), «Семнадцать мгновений весны»(1973), «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»(1979-1986).
Эти фильмы были любимы советскими зрителями, их с удовольствием просматривали не один раз.
Развитие техники позволило делать телевизионные репортажи с прямым включением, телевизионные концерты.
Телевидение в СССР работало под руководством государства и идеологическим контролем КПСС, на нем практически до самого конца советского периода не было рекламы. Основной передачей, которая несла идеологический заряд были непродолжительные. Последние новости, которые шла около 10 минут в формате зачитывания диктором новостей. В 1968 г. в эфир вышла программа «Время» в которой новость сопровождала видео сюжет с места событий, которому давал краткую оценку диктор. Отдельно готовилась аналитическая передача, обычно она шла раз в неделю и главное в ней был уже комментарии ведущего. Это тоже была недоступная для кинематографа форма коммуникации со зрителем. Он мог себе позволить только документальные хроники с закадровым комментарием и выпуски делались раз в месяц, редко раз в две недели.
На советском телевидении практически все передачи давались в записи, что позволяло контролировать их содержание. Однако это существенно снижало интерес к передачам, которые приобретали характер отыгранных спектаклей.
Удачными идеологическими проектами на телевидении были документальные фильмы: 50-серийная лента «Летопись полувека» и 60-серийный фильм «Наша биография». Формальный, тяжелый формат такого рода передач удачно дополняли живые авторские передачи. Эти передачи вели: ученый П.Капица, литературовед И. Андроников, писатель А. Каплер, журналистка А. Мелик-Пашаева, ведущая «Музыкального киоска» Э. Беляева, режиссер- В. Шнейдеров, рассказчик С. Смирнов, дикторы И. Кириллов, Н. Бодрова, В. Леонтьева. Они поддерживали привлекательность телевидения, делали его одним из центральных институтов формирования советского человека.
Содержание передач телевидения значительно различалось в зависимости от канала.
На первом канале преобладала общесоюзная информационная общественно-политическая и художественная тематика. Программа включала в себя передачи, освещающие важнейшие события политической, экономической и культурной жизни страны, а также наиболее значительные события, происходящие за рубежом; трансляции торжественных и праздничных заседаний, демонстраций, митингов трудящихся, правительственных встреч н визитов государственных и политических деятелей. Основными и единственными поставщиками новостей были информационные программы «Сегодня в мире», «Время».
Политическая и экономическая жизнь страны освещалась в таких передачах, как «Ленинский университет миллионов», «Пятилетка, год…», «Сельский час», «Жизнь науки». Событиям международной жизни посвящались передачи «9-я студия», «Международная панорама».
В будние дни в прайм тайм отдавался программам «Сегодня в мире», «Человек и закон», «Ленинский университет миллионов», «Время».
На втором канале преобладала информационно-публицистическая н художественная тематика. Программа включала в себя выпуски «Московские новости», «Москва», «Москва и москвичи», «Подмосковные вечера». Дополняли программы документальные фильмы, литературно-драматические передачи и телеспектакли.
На третьем канале шли научно-популярные и учебные передачи.
Четвертый канал сосредотачивался на спортивно-художественных передачах.
Все четыре программы Центрального телевидения шли в эфир параллельно. Фактически они являлись программами европейской части СССР. Для обслуживания телезрителей восточных районов Советского Союза были предназначены четыре повтора.
В 60-е гг. телевидение начинает привлекать внимание советских телезрителей. Тогда появляются такие игры, как «Клуб веселых и находчивых», «А ну-ка, девушки!», «Алло, мы ищем таланты!», «Что? Где? Когда?». В них зритель мог узнать себя, поскольку участники могли проявить значительную степень индивидуальности и самостоятельности.
Среди музыкальных передач этого времени следует отметить «Музыкальный киоск», «Кинопанорама», «Голубой огонек», «Музыкальный ринг». Еженедельная передача «Очевидное — невероятное» представляла собой обсуждение с экспертами проблем развития науки.
В 1957 г. управление радио и телевидением было передано Госкомитету по радиовещанию и телевидению при СМ СССР. К этому времени наряду с общесоюзными радио и телевещательными каналами сложилась система телерадиовещания в союзных(кроме РСФСР) и автономных республиках. Они имели собственные телестудии, оркестры, хоры, коллективы редакторов, ведущих, комментаторов, издавали свои журналы, фонды звуко- и телезаписей.
В союзных и автономных республиках на все руководящие и творческие посты национал-коммунисты назначали людей, которые тонко проводили линию на строительство своего собственного народа. И при первом ослаблении контроля сверху они стали проводить антикоммунистическую, антисоветскую и русофобскую линию. О том, что контроль снимается стало известно из действий коммунистов «перестройщиков» в Москве.
Перестройка на центральном телевидении началась с появления и таких передач, как «Прожектор перестройки», «Телевизионная служба новостей», «600 секунд» А. Невзорова на ленинградском телевидении, дискуссионная программа Э. Сагалаева «12-й этаж», программа «Взгляд» с ведущими В. Листьевым, А. Любимовым, Д. Захаровым, А. Политковским.
Эти передачи были выведены из-под цензуры, они ломали установившиеся шаблоны, затрагивали запретные темы, а потому с интересом воспринимались аудиторией.
Возьмем, для примера, телепередачу «Взгляд». Ее авторы и ведушие прошли стажировку на американском телевидении. Они впервые применили на советском телевидении такую форму передачи, как ток-шоу. Журналисты действовали не по сценарному плану, смешивали жанр аналитики и демонстрации музыкальных номеров, допускали отступления от традиционной стилистики, скажем применили закадровые голоса. Впервые передача стала прерываться коммерческой рекламой. На передаче стали впервые свободно обсуждать темы Чернобыльской катастрофы, войны в Афганистане, о роли Сталина и Ленина в истории страны, об обездоленных детях. Передачу смотрело 189 млн. зрителей и она была в 1989 г. самой популярной в мире.
Поднявшаяся после этих передач широкая волна критики с экрана телевидения и одобрительная реакция на нее аудитории вызвали озабоченность властных структур, которые все еще пытались удержать телевидение в своих руках. Вскоре власти убирают эти передачи из эфира, но в умах людей были заронены семена недоверия к власти КПСС и советской власти в целом.
Надо признать, что радио и телевидение были одним из самых эффективных инструментов формирования членов советской нации. Несколько телевизионных теле и радиопередач критического содержания за пару лет сломать советскую нацию не могли. Скорее СМИ использовались для создания «идеологического шума» и прикрытия процессов разграбления государственной собственности и превращения основной части населения в наемных работников. Эти процессы вели правящие элиты, которые втихую отказались от коммунистической идеологии и облачились в пестрые одежды «демократов».