Владимир Овчинский: США своими санкциями только стимулируют рост экономики Китая

— Владимир Семенович, про экономическое и военное соперничество Китая и США известно всем и давно. Но что вызвало такой необычайный всплеск тревожности американских экспертов? Неужели недавний визит Си Цзиньпина в Москву?

— Действительно, этот визит послужил катализатором многих политических процессов, наподобие, скажем так, химических реакций. Хотя все эти процессы были на виду и постепенно тлели. И вот — полыхнуло.Отдадим должное американской прессе — они по-своему честны и оперативны. В тревожный колокол забил журнал The Economist. Там опубликованы сразу шесть статей, посвященные наиболее острым проблемам конфронтации США и КНР. Что любопытно, на обложке его последнего номера (апрель 2023 года) изображены боксеры на ринге — китайская Панда и американский Дядя Сэм.

— Символично. Из-за чего драка?

— Это — действительно не просто спортивное состязание по правилам, а, как вы сказали, драка, мордобой, пусть пока экономический и технологический. И не по вине Китая. Именно американцы меняют правила игры по ходу самой игры. Китайцы считают это давлением на свою страну и, разумеется, принимают контрмеры.

Итак, The Economist утверждает, что Америка видит авторитарный Китай, который «перешёл от однопартийного правления к единоначалию» (хотя это — суверенное право Китая — как хотят, так и правят): «Председатель Си Цзиньпин, вероятно, будет находиться у власти в течение многих лет и настроен враждебно по отношению к Западу, который, по его мнению, переживает упадок. Дома он проводит политику репрессий, которая бросает вызов либеральным ценностям». А встреча с Владимиром Путиным в марте 2023 года подтвердила, что его цель — «построить альтернативный мировой порядок, более дружественный автократам». А вот это — важно, из-за чего и весь сыр-бор.

Столкнувшись с этим, поясняют авторы, Америка по понятным причинам ускоряет военное сдерживание Китая в Азии, обновляя старые союзы и создавая новые, такие как пакт AUKUS с Австралией и Великобританией.

— Будет ли это пакт прочным?

— Не очень. Не буду подробно вдаваться в историю, но есть интересная, и что важно, честная, объективная книжка, — написал британский историк Пирс Брендон: «Упадок и разрушение Британской империи». Очень рекомендую. Он честно признал (хотя откровенный русофоб), что главный виновник разрушения Британской империи — США. Именно им было выгодно — финансово — распад Британской империи. На место англичан во все их бывшие колонии по всему миру пришли американцы. Так что, британцам и прочим австралийцам с канадцами и новозеландцами не надо расслабляться — янки не дремлют. Глядь — и в твоем доме хозяйничает эдакий Дядя Сэм. Всякое бывает, потомственные пираты, убийцы и прочие уголовники свое возьмут… Все это осталось.

А разве не так? Вот политика в отношении Китая. В сфере торговли и технологий Америка вводит жёсткое и расширяющееся эмбарго на полупроводники и другие товары. Цель состоит в том, чтобы замедлить китайские инновации, чтобы Запад мог сохранить свое технологическое превосходство: «почему Америка должна позволять использовать свои изобретения, чтобы сделать враждебный режим более опасным?».

«Америка никогда не согласится с тем, что любая страна может быть такой же могущественной, как она сама, независимо от того, коммунистическая она или демократическая. Америка будет терпеть Китай только в том случае, если он будет покорным, «толстым котом, а не тигром», — тут американские эксперты предельно откровенны.

Как вы думаете, китайцам такое отношение к ним может нравиться?

— Безусловно, нет. Более того, не то, что тигру, но даже и «толстому» коту не хочется быть стерилизованным. Что конкретно предпринимают США, чтобы «укротить» Китай?

— Журнал это разъясняет буквально на пальцах. Даже удивляюсь такой откровенности. Там говорят, что азиатские военные союзы Америки означают, что Китай чувствует, что его окружают в пределах его собственной естественной сферы влияния. «Красные линии», согласованные в 1970-х годах, когда две страны восстановили отношения, такие как связи на Тайване, попираются невежественными и безрассудными американскими политиками (заметьте, это не я сказал — сами американские редакторы!). Поэтому правители Китая считают разумным увеличивать военные расходы (странно, если было бы иначе).

Америка хочет, чтобы Китай установил барьеры для контроля соперничества, включая горячие линии и протоколы по ядерному оружию (а хочет ли?), но Китай считает себя более слабой стороной: «зачем связывать себя правилами, установленными вашим задирой?». Ничто не говорит о том, что «боевые» действия ослабнут. «Выборы в Америке в 2024 году покажут, что нападки на Китай — это двухпартийный спорт».

А в коммерции китайцы считают сдерживание Америки несправедливым. По их логике, почему страна, чей ВВП на душу населения на 83% ниже, чем у Америки, должна быть лишена жизненно важных технологий? Чиновники и бизнесмены КНР и не только, были потрясены зрелищем вокруг TikTok, дочерней компании китайской фирмы, которая недавно подверглась критике на слушаниях в американском Конгрессе.

— Что не так с TikTok?

— Американцы устроили какое-то шоу, причем, весьма сомнительное. Напомню, TikTok — это социальное медиа-приложение для создания и обмена короткими видеороликами, имеющее более 150 миллионов пользователей только в США. TikTok Ltd. со штаб-квартирами в Лос-Анджелесе и Сингапуре является дочерней компанией ByteDance Ltd., частной компании со штаб-квартирой в Пекине. И TikTok Ltd., и ByteDance Ltd. зарегистрированы на Каймановых островах.

Так вот, американские политики «заподозрили» TikTok, что она собирает конфиденциальные данные об американских пользователях и может позволить правительству КНР проводить операции влияния для формирования общественного мнения.

И это говорят те люди, которые десятилетиями прослушивают германских канцлеров, французских президентов и британских премьер-министров!

— Чем закончилась эта история?

— Она еще не закончилась. Так, 23 марта 2023 года генеральный директор TikTok, Шу Зи Чу, дал показания на слушаниях в Комитете по энергетике и торговле Палаты представителей США о потенциальных угрозах TikTok для конфиденциальности данных, национальной безопасности и безопасности детей в Интернете. Конечно, это была комедия, никто всерьез эти показания не принимал. Китайский директор пытался отстоять фирму.

Можно предположить, что ущерб компании от расторжения ряда контрактов составит 1,5 миллиарда долларов. Более того, в США TikTok могут вовсе запретить. Что не улучшит отношения с Китаем.

Вообще же, американцы, видимо, не очень хорошо понимают, с кем связались.

— Вы намекаете на исторический опыт?

— Именно. Что значит пусть и трехсотлетняя история США в сравнении с китайской пятитысячелетней (и то, мы, возможно, не все знаем)? Когда в Китае уже цвела цивилизация, предки нынешних англосаксов бегали по лесам в шкурах с дубинами. Легендарный Артур только мастерил, не очень умело, свой круглый стол, а китайцы уже имели карты побережья американских материков.

Кстати, насчет возможной «горячей» войны Китая и США. Китайцы однажды уже сталкивались в прямом военном противоборстве с европейцами. Причем, с истинными европейцами — с римскими легионерами! Между прочим, США себя усиленно ассоциируют с Римом. Мол, тут у них Капитолий, Сенат…

Это произошло в 36 году до нашей эры на юго-востоке современной Туркмении. Да, Китай тогда не был белым и пушистым и проводил свою экспансию. И столкнулся с Парфией, тоже серьезным в то время государством. Парфяне семнадцать лет до того разгромили легионы Красса, победителя Спартака.

Красс, богатейший человек Рима, зачем-то поперся в Азию, мечтая превзойти славу Александра Македонского. Не преуспел. Около двадцати тысяч римлян попали в плен. Вот им парфяне и решили вернуть оружие, построить в когорты и отправить против китайцев. Так вот, до рукопашного боя, в чем римляне были особенно сильны, в тот раз дело даже не дошло. Все эти хваленые римские «черепахи» китайцы расстреляли примерно со ста метров из пятизарядных (!) ручных арбалетов, которые пробивали насквозь римский щит, их железные доспехи и, соответственно, бойца. Вот они, китайские технологии.

Не могу не вспомнить изобретение пороха, ракет и — что важно! — унижение Китая в 19-м веке. Которое он, Китай, коллективной Европе никогда не простит. Кстати, именно поэтому Китай не создает ни с кем военных союзов…

— Сейчас китайцам тоже есть, чем удивить Запад?

— Наверняка. Поэтому США и бьются в истерике. По мнению редактора журнала The Economist, надо придерживаться нескольких принципов.

Во-первых, ограничить экономическое разделение, которое, по мнению МВФ, может стоить от приемлемых 0,2% мирового ВВП до тревожных 7%. Торговля в нечувствительных секторах также помогает поддерживать регулярные контакты между тысячами фирм, тем самым сокращая геополитический разрыв. Эмбарго следует сохранить для чувствительных секторов или областей, в которых Китай имеет удушающий захват, потому что он является монопольным поставщиком: на них приходится меньшая часть китайско-американской торговли. Там, где это возможно, предприятия, действующие по обе стороны холодной войны, такие как TikTok, обвиняемые в распространении китайской дезинформации, должны быть ограждены, проданы или выделены, а не закрыты.

Второй принцип — снизить вероятность войны. Обе стороны застряли в «дилемме безопасности», в которой разумно укрепить свою позицию, даже если это заставляет другую сторону чувствовать угрозу. «Запад прав, стремясь к военному сдерживанию, чтобы противостоять растущей китайской угрозе — альтернативой является крах возглавляемого американцами порядка в Азии». Но стремление к военному господству в горячих точках, особенно на Тайване, может спровоцировать аварии или столкновения, которые выйдут из-под контроля. «Америка должна стремиться сдержать китайское нападение на Тайвань, не провоцируя его».

Это потребует мудрости и выдержки от поколения политиков в Вашингтоне и Пекине, которые, в отличие от лидеров Америки и Советского Союза 1950-х годов, не имеют личного опыта ужасов мировой войны.

— Это — важно. Помните «Трактаты об искусстве войны»?

— Да, эти трактаты изучают — тщательно (!) — во всех военных академиях мира. Особенно — в Японии и Южной Корее и других странах Юго-Восточной Азии.

— Не потому ли открыто воевать с Китаем американцам, извините, стремно. Но противостоять все равно надо. Как?

— Тут надо понять смысл самого противостояния. Из-за чего сыр-бор?

В журнале The Economist этот смысл определен предельно откровенно: Китай назван главным противником не из–за каких — либо агрессивных действий, а только за то, что осмелился «подвинуть» Америку с ее пьедестала «главного мирового политического игрока», которому дозволено по своему усмотрению трансформировать геополитическое пространство. А все словоблудие о «ценностях открытости и демократии», это только прикрытие тех мер военно-политического характера, которые США планируют осуществить против КНР.

— Как мило. Интересно, что за меры предпринимаются против Китая?

— Да те же хамские методы (все запретить), что и против России — англосаксы других способов просто не знают, образование не то. В одной из статей The Economist сказано, что в 2022 году Америка ввела запрет на продажу некоторых полупроводников и сопутствующего оборудования китайским компаниям. И китайские фирмы стали испытывать дефицит.

— Это действительно серьезно?

— Смотря для кого. Так, американцы испугались китайских чипов — по их мнению, они на что-то влияют в «умном» оружии. И, как они считают, приняли меры

— И как это американцам и прочим европейцам помогло?

— Да никак. Скорее — наоборот. Как ты можешь удалить шпиона в современной социальной сети? Только, уничтожив всю сеть. Кто на это пойдет?… США пошли.

Вот вам и история с TikTok. И это только один, характерный пример. На самом деле их много.

— Показательная история. Полагаю, что TikTok, пусть и не в США, но сохранится — планета Земля очень круглая, не все на ней — Америка.

— Это так. Но США запрещают оборот по всему миру микросхем и биотехнологического оборудования. Ладно, любители какой-то приставки к телеигре. Но — лекарства?!. А они — их не получат. У китайцев лекарства были. Но американцы — отключили. И кто виноват? Авторитарные китайцы? Объясните эту «демократичную логику» детям умерших родителей, не получивших своевременную медицинскую помощь…Они ведь вправе возмутиться? Американцы, по сути, отключили своих же соотечественников и европейцев от биотехнологий, излечивающих от многих болезней.

— Но ведь дело не только в китайских, американских и прочих подростках?

— Дело вообще ни в каких подростках. Это так, к слову. Американские эксперты с ужасом заглядывают в будущее: как далеко зайдет экономическая битва и насколько серьезным будет ущерб? Ответ неутешителен: произойдет радикальная реорганизация цепочек поставок на рынке компьютерных чипов стоимостью в 570 миллиардов долларов. Это вполне может распространиться на другие отрасли, такие как чистые технологии, биотехнологии и даже сельское хозяйство. По сути, «это разделит мир на два отдельных и взаимоисключающих блока для многих продуктов и, таким образом, сведет на нет многие достижения, принесенные глобализацией. И это нанесет ущерб компаниям и странам, которые вынуждены выбирать между двумя соперниками». Это — не я сказал. Это — The Economist.

Заметьте, подчеркну, речь идет только об экономическом противостоянии между двумя ядерными сверхдержавами. И то, о чем я говорю, лишь некоторые нюансы, все гораздо сложнее.

Так, США накладывают на Китай только санкции — уже свыше 40 миллиарда долларов. Нормально?

Но, подчеркну, это для всего западного мира — не только для США — страшный бумеранг. Сами же американские эксперты утверждают, что: «Опора на собственные силы» в науке и технике является одним из главных приоритетов Си Цзиньпина, лидера Китая. Его правительство вложило средства в разработку полупроводников, среди прочих технологий. Например, в Китае используется множество схем SerDes, жизненно важных компонентов, соединяющих микросхемы, которые до недавнего времени в основном производились иностранными фирмами. Но местные производители научились производить их относительно быстро. Об этом говорит Хексигету из частной инвестиционной компании «Sincere Capital», базирующейся в Шанхае. Американские санкции могут в конечном итоге подстегнуть то, чему они призваны помешать: развитие стратегически важных отраслей промышленности Китая.

Между тем, чем жёстче становятся ограничения Америки, тем больше содрогается бизнес по всему миру. Многие бизнесмены и некоторые иностранные правительства жалуются, что Америка переписывает правила глобализации с большими затратами и малой пользой. Западные корпорации были вынуждены думать о своей деятельности в Китае как об автономных, огражденных друг от друга организациях, имеющих все меньше и меньше связей со своими исследовательскими отделами в других местах. Надвигающаяся угроза будущих санкций означает, что руководители откладывают важные решения об инвестициях и найме. Китайские технологические компании также, вероятно, отложат инвестиции и расширение в западных странах, пока они ждут, что произойдет с TikTok».

И что толку от всех этих санкций? Американцы своими санкциями только стимулируют рост экономики Китая. Как и России.

— Но эти великие сверхдержавы как-то пытаются договориться?

— Как-то вяло. Собственно, США особо и не пытаются.

Эти попытки делают между собой сами китайцы — как с Тайваня, так и с материка. Мудрые люди, они не стремятся убивать друг друга. Вот свежие примеры.

Действующий президент Тайваня Цай Инвэнь отправилась через Соединенные Штаты по пути в Центральную Америку и обратно. И встретилась со спикером Палаты представителей США Кевином Маккарти в Лос-Анджелесе. Но при этом ей приходилось очень следить за языком, зная, что если сболтнет что-то не то, в проливе у ее острова быстро появятся китайские боевые корабли и самолеты. А могут у побережья взорваться и ракеты — как уже было. И, что важно, переизбраться на пост президента Тайваня от своей партии, кстати — Демократической прогрессивной, — она уже не сможет.

В то же время бывший президент Тайваня Ма Ин-цзю из оппозиционной партии Гоминьдан (о, как совпало!) отправился в поездку по Китаю. Он поехал как частное лицо, отдавая дань уважения своим предкам, и посещая исторические места вместе со студентами тайваньских университетов. Напомню, господин Ма является первым бывшим президентом Тайваня, посетившим материк после победы коммунистов над Гоминьданом в 1949 году.

— Вы полагаете, что этот «тигр» — Китай — переиграет США без всякой войны?

— Так это уже и происходит. Островные (тайваньские) и материковые китайцы между собой однажды договорятся. Это — мудрые люди, им не надо убивать друг друга. У нас был такой удивительный революционный полководец Блюхер, работавший военным советником в Китае. В свое время он бросал красноармейцев в лоб на проволочные заграждения. Помните «волочаевские дни»? Так же он поступал и в Китае. И никак не мог понять китайских генералов, которые стремились наступать там, где нет врага. Даже их высмеивал. Глупо? Отнюдь. Блюхер, увы, не читал Сунь Цзы, «Трактат об искусстве войны». И что ему эти тысячи китайцев, как и русских красноармейцев, загубленных в тупых лобовых атаках? Кстати, Блюхер был расстрелян в 1938 году. Карма?

А Китай — до сих пор стоит. И Европе, как и Америке, следует помнить, что за всю историю только 19-й век (всего лишь!) был периодом унижения Китая, в чем вина именно Европы — наводнила его опиумом. Из британской Индии. И Китай это запомнил и не простил. Кстати, именно поэтому он никогда ни с кем не заключает союзы. Даже с Россией.

Надеюсь на мудрость Поднебесной, мощь которой позволит, без войны, переиграть наглость США. А Россия в этом Китаю поможет. Ядерная зима никому не нужна.

ИсточникМосковский комсомолец
Владимир Овчинский
Овчинский Владимир Семенович (род. 1955) — известный российский криминолог, генерал-майор милиции в отставке, доктор юридических наук. Заслуженный юрист Российской Федерации. Экс-глава российского бюро Интерпола. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...