Идеологи глобализации говорят о том, что глобализация даёт возможности абсолютно всем… Не нравится тебе в своей стране, ты можешь поехать в другую страну и начать там карьеру. То есть мир открыт абсолютно перед всеми. Но на самом деле, естественно, это лукавство. Потому что именно глобализация резко усиливает разрыв между богатыми и бедными, и между теми, у кого есть возможности, и у кого их нет.
Неслучайно Зигмунт Бауман в работе о глобализации написал: «Да, многие люди, которые раньше не имели возможности перемещаться по земному шару, получают эту возможность в качестве бродяг и беженцев». В качестве бродяг и беженцев. Да, естественно, есть туристы, есть богатые люди, которые перемещаются из страны в страну. Но есть те, кто перемещается в качестве мигрантов, которые не могут найти себе не только работу, но и пропитание в своих странах. И в этом отношении у глобализации два таких лика. Глобализация резко увеличивает разрыв между богатыми и бедными.
И поэтому тот же Зигмунт Бауман ввёл очень два интересных таких понятия, «глобалы» и «локалы». Глобализация разводит людей в две группы: глобалы – это те, кто спокойно перемещаются по планете. А локалы, если убрать мигрантов, это те, кого она как раз лишает возможности перемещаться по планете. В 1984 году стали использовать термин «глокализация». Потому что у глобализации два аспекта. Если в доглобальную эпоху главная поляризация идёт между государственным и региональным уровнями, то в эпоху глобализации эти два уровня, государственный и региональный, оказываются зажаты между глобальным и локальным. И вот эти два уровня становятся совершенно доминирующими.
Сжатие пространства отменяет течение времени. Население первого мира живет в вечном настоящем, переживая последовательность эпизодов, гигиенически отделенных от прошлого и будущего. Здесь люди постоянно заняты и постоянно испытывают нехватку времени. Население третьего мира раздавлено бременем обильного, избыточного и бесполезного времени, которое нечем заполнить. В их времени «ничего никогда не происходит». Они не «контролируют» время — но они и контролируются им в отличие от их предков, живших в соответствии с безличным ритмом фабричного времени. Они могут лишь убивать время — по мере того как оно медленно убивает их.
Население первого мира живёт во времени; пространство для него не имеет значения. Именно подобный опыт Жан Бодрийяр зафиксировал в образе «гиперреальности», где виртуальное и реальное неразделимы. Население третьего мира, напротив, живёт в пространстве — тяжелом, вязкосопротивляющемся, которое связывает время и делает его неподконтрольным людям. Время последних пусто и бесструктурно. Только виртуальное, телевизионное время имеет структуру — «расписание». Остальное время монотонно, оно бесследно утекает.
Жители первого мира — глобальные бизнесмены, менеджеры культуры, учёные — передвигаются легально, второго — нелегально; первые — «туристы жизни», вторые — бродяги, причем последним не дано превратиться в первых. Глобальный мир — это мир туристов, мир без бродяг — это утопия мира туристов.
Те, кто живут на локальном уровне, не имеют возможностей к развитию. По очень простой причине… Смотрел выступление одного нашего депутата, который рассказывал про Филиппины, он ездил с делегацией от Думы. И он говорит, что даже кокосовые пальмы теперь принадлежат на Филиппинах транснациональным корпорациям. Людям, которые живут там, не принадлежит практически ничего. И как люди выживают? Если родился мальчик – это большое горе, говорит депутат, потому что из мальчика ничего не сделаешь. А девочку можно отправить в богатую страну в качестве няни, в качестве стриптизёрши, в качестве проститутки… Но девочек рождается половина. Поэтому сейчас на Филиппинах развернулась кампания. Мальчику начинают подсовывать игрушки для девочек. И если он проявляет интерес, то в 14 лет ему делают операцию, удаляют два ребра, чтобы была талия. Кооперируются 6-7 семей, скидываются на операцию, и этот мальчик… Теперь уже не мальчик. И он будет их кормить в течение 15-20 лет. Это единственный доход для многих. На Филиппинах 115 миллионов человек! У них нет собственности, у них нет работы. То есть практически это такой «пикник на обочине цивилизации». И я думаю, что в этом отношении Филиппины – не единственная страна в мире. Скажем, есть Бразилия, где люди выживают с помощью криминала. Просто там криминализация есть форма социальной организации.
Всё это произошло буквально за последние 40 лет. Это говорит о том, что глобализация, если говорить всерьёз, это отсечение от общественного пирога 80-90% мирового населения. Это пересортировка человечества, это выбрасывание миллиардов, которые не вписываются в рынок. У нас так Чубайс мыслил в девяностые: «Кто не впишутся в рынок — вымрут». Постиндустриальной системе не нужен ни большой рабочий класс, ни большой средний класс. Ей вообще не нужно много населения. Поэтому одна из главных задач мировой капиталистической верхушки- это сокращение населения планеты. Фактически речь идёт о геноциде.
Глобализация политико-экономически оказывается совершенно иной вещью, нежели представляли её идеологи. Я в последнюю свою поездку в Лондон купил книжку «Теории глобализации». Читаешь и просто хочется жить в мире глобализации, потому что перспективы фантастические. Это как с Болонской системой. Вы знаете один из главных аргументов в пользу Болонской системы? Путешествия по ВУЗам. Сегодня ты можешь учиться в Праге, в следующем семестре – в Эдинбурге, потому что везде одинаковая программа. Социологические исследования показали, что студенты действительно ездят, примерно на 5-6 недель. Но толком не учатся, а числятся, это такой вид туризма. К образованию это никакого отношения не имеет, просто позволяет студентам болтаться из страны в страну. Болонская система, уничтожая университеты, работает в том же направлении, что и глобализация в целом. А мишенью глобализации объективно является уничтожение общества Модерна.
Возвращаясь к видео про Филиппины. Депутат рассказывал про учебники, по которым они учатся. Конструкция мне очень напомнила американский учебник «Global studies», это комбинация географии, истории и антропологии. То есть понемножку обо всём. Когда Филиппины только стали свободной страной, у них была относительно нормальная система образования. Но потом они постепенно стали упрощать. По той же логике, как у нас в начале 90-х говорили: «Зачем человеку, который заканчивает 10-й класс и идёт шофёром, знать 25 бензольных соединений? Не надо ему знать! Давайте химию уберём…» И т.д. Кстати, обратите внимание, что вместе с глобализацией во всём мире произошло резкое упрощение образования. И это совершенно неслучайно.