В этом тексте речь пойдёт о писателях и музыкантах, которые поддерживали Донбасс с самого начала. Задолго до того, как это стало центробежной тенденцией.  

Есть хорошая пословица: «Шила в мешке не утаишь». Таким «шилом» для многих в течении долгих лет являлся Донбасс. Говорить о проблемах, возникших там в связи с победой бандеровской хунты в Киеве, было не модно. Даже как-то неприлично. 

Например, в расцвет сурковского времени (кто не в курсе — Сурков достаточно долго отвечал за ДНР и ЛНР), приходя в телеэфир, гость мог сказать, что он хотел бы видеть новые республики в составе Российской Федерации только на свой страх и риск, как «частное мнение», потому что «официальная линия партии» в тот момент гласила, что ДНР – это гордая независимая республика со своей идентичностью (ЛНР тоже, если что). Этот лёд нежелания услышать, чего же люди Донбасса хотят на самом деле, пробивался долго и разными способами. Одним из самых эффективных инструментов в этом деле оказались книги, написанные неравнодушными писателями, песни, которые прямо говорили обо всём, что происходит здесь, клипы, залитые в сеть.

Сложно сегодня воспроизвести имена всех, кто за эти девять лет пел о войне в Донбассе или писал о ней. Потому что этих людей, к счастью, было, действительно, много. Гораздо больше, чем тех, кто сейчас выехал за границы России и пытается теперь осесть в Европе или Израиле (получается, кстати, не у всех). Да и вообще — это их проблемы. В этом абзаце намерено нет ни одной фамилии деятелей, решивших, что именно они — честь и совесть России, и вещающих об этом, как ни странно, совсем не из России. Мы им не нужны, значит, и нам их помнить не обязательно.

А в те первые годы борьбы Донбасса за право не принимать участие в украинском помешательстве очень ценно было каждое слово, сказанное в защиту. Каждая песня, каждая строка, каждая книга.

Одной из первых точек мобилизации неравнодушных граждан в первые месяцы Русской Весны была площадь Ленина. Там возник палаточный городок для того, чтобы не позволить какому-нибудь приезжему «поезду дружбы» с майдановскими боевиками надругаться над памятником вождю мирового пролетариата. Интересно, что многие из собравшихся не питали никаких теплых чувств к Владимиру Ильичу. Но так, или иначе, все считали, что это наш город. И поэтому именно нам, дончанам, решать, какие памятники будут у нас стоять здесь, а какие — нет. В то нервное время над палаточным городком часто можно было услышать «Вставай страна огромная» и многие другие песни военных лет. Оказавшись в экстремальной ситуации, люди обратились к архетипам, и как-то само вышло, что ничего лучше военных песен в этом смысле просто нет.   

Несколько позже, когда стали часто проводиться митинги и шествия по городу, популярной песней стал «Русский марш» Жанны Бичевской. Ну, а первой песней, написанной в большой России, и посвященной именно Русской Весне, стала композиция группы «Куба» под названием «Вставай Донбасс».

Под эту песню люди не просто вставали. Под эту песню уезжали первые добровольцы в Славянск. Именно эта песня по праву может считаться одним из гимнов того времени. По сути, в первые месяцы Русской весны вы могли везде услышать две песни: уже упомянутый «Вставай Донбасс» и песню, написанную музыкантами группы «День Триффидов». Музыканты из Шахтерска, до этого известные только в местной рок-тусовке, смогли своей песней покорить всех, вне зависимости от музыкальных вкусов, в первую очередь благодаря простому и всем близкому припеву:

Отступать больше некуда,

Так бывало не раз.

Возвратится в Отечество

Возрожденный Донбасс. 

А дальше песни, стихи и книги хлынули мощным, очистительным потоком. Вокруг противостояния Донбасса и Киева возникла целая субкультура, отдельный пласт живого, искреннего творчества.

Совершенно неожиданно поняла весь трагизм ситуации и встала на сторону Донецка и Луганска певица Юлия Чичерина. Сейчас её творчество уже в принципе сложно представить вне контекста Новороссии. Но тогда это было поразительно. Особенно яркой и знаковой стала песня «Рвать», посвященная боли потерь, которые неминуемо сопровождают войну. 

В целом же массив песен, написанных певицей за эти годы, включен в альбом «Песни военных лет», который, кстати, тоже вышел задолго до начала СВО, «до того, как это стало мейнстримом». 

Очень важную роль в популяризации проблемы Донбасса сыграл Захар Прилепин. Именно он подошёл к вопросу системно. Во-первых, он сам написал несколько книг о том, происходило в республиках, и тем самым вовлёк свою немалую аудиторию в проблематику. Наиболее знаковыми являются его работы «Всё, что должно разрешиться» и более поздняя, но тоже очень сильная «Некоторые не попадут в ад». 

Поэзию Донбасса Прилепин систематизировал в томике «Я – израненная земля…», а песни о первых годах этой войны в сборнике на двух дисках «Мы не оставим города свои».

Кстати, название сборника — это строчка из песни группы «Декабрь». Именно по этим двум дискам можно понять, кто стоял плечом к плечу с Донбассом с самого начала. «Соль Земли», РИЧ, Джанго, группа «Зверобой» — каждый из них достоин отдельного материалам в первую очередь именно за то, что гражданская позиция этих людей была четкой, понятной и прозрачной с самого начала. Думаю, многие мои земляки с благодарностью вспоминают смелость этих музыкантов. Ведь, по факту, они, выступая в поддержку Донбасса, закрывали для себя двери многих столичных клубов, эфиры на «Нашем радио» и многие другие возможности. Зато остались честны. И теперь пришло по праву их время.

Не скрывал своей позиции и писатель Александр Проханов, приехавший в Донецк с книгой «Убийство городов». По этому произведению режиссер Владимир Бортко даже хотел снять фильм, но, к сожалению, картина пока что не увидела свет.

Так, или иначе, уже к 2015 г. стало понятно, что информационная и культурная блокада ЛДНР провалилась. Ситуация стала работать по принципу «имеющий уши — да услышит». И сегодня можно однозначно утверждать — услышали все, кто нужно, в том числе и в Кремле.

За эти годы произведений культуры, связанных с войной на юге России, стало уже очень много. И многие из них — действительно искренние, написанные сердцем. Но целью именно этого материала было отдать дань уважения тем, кто шли по этому пути первыми. Тем, кто был, а не казался.

ИсточникСегодня.ру
Артём Ольхин
Ольхин Артем Борисович (род. 16 декабря 1981 года) — редактор сайта МИА «Новороссия», исполнительный секретарь Изборского клуба Новороссии, главный редактор журнала «Новая Земля». Подробнее...