БРИКС является самым удачным геополитическим и геоэкономическим стартапом ХХI века. Созданная в июне 2006 года в Санкт-Петербурге организация поначалу вызывала снисходительный скептицизм. Как можно наладить взаимодействие весьма своенравных и самодостаточных стран на трех континентах, с разным уровнем развития, разными политическими системами? Пройдя через сложный процесс притирки и согласования национальных интересов, сегодня стартап превратился в глобальный бренд, в мощную транснациональную корпорацию, объединяющую 5 главных акционеров-«стэйкхолдеров». Китай, Индия, Россия, Бразилия и Южно-Африканская Республика – это соответственно первая, третья, пятая, восьмая и тридцать восьмая экономики мира. Стоит вспомнить, что в БРИКС входят три ядерные державы – Россия, Китай, Индия.

Невооруженным глазом видно, что страны БРИКС пока не реализовали потенциал сотрудничества в полной мере. Будет неверно применять к ним правила арифметики, складывая объемы ВВП, численность населения и площадь территорий. Успех БРИКС надо измерять правилами высшей математики. Весь мир находится в поисках оптимальной модели развития на фоне падения эффективности действующей либерально-капиталистической модели с центром в Америке, которая устанавливает выгодные только ей правила. Вот почему десятки стран встали в очередь на вступление в БРИКС.

БРИКС уже является действующей моделью сотрудничества и синергии нескольких великих цивилизаций. Этим самым организация опровергает миф о неизбежности власти «сияющего дома на холме», который вправе подчинять и эксплуатировать остальной мир. Неудивительно, что увядающая Америка пытается если не остановить, то хотя бы замедлить возникновение нового многополярного мирового порядка. Основные усилия прилагаются против России и Китая. При этом Китай в 10 раз опаснее для США, чем Россия. Не только потому, что китайский ВВП в 10 раз больше российского или население Поднебесной тоже в 10 раз больше. Россия практически не выдвигает глобальные инициативы, противоречащие либеральному капитализму. Китай же в последние годы демонстрирует эффективность «социализма с китайской спецификой» и одна за другой провозглашает оригинальные политические и идеологические доктрины глобального масштаба. Эти доктрины и инициативы особенно опасны для США и Запада в целом потому, что они проверены на практике. Китайская модернизация основана на 40-летнем успешном опыте развития. Потому она так интересная для России, для других стран БРИКС, для всего мира.

Как всякая быстро выросшая структура, БРИКС накопил не только удачи, но и проблемы. Двусторонние обиды остались из истории минувших веков. Это, например, Индия и Китай. Территориальный спор в Гималаях отравляет их отношения в целом. Внутренняя нестабильность осложняет взаимодействие некоторых членов «Большой пятёрки» с другими. Это, например, Южно-Африканская Республика, отдающая приоритет правилам уходящих глобалистских структур типа Международного уголовного суда.

В таких условиях от саммита в Йоханнесбурге трудно ожидать положительного решения всех назревших вопросов. Скорее всего, в состав БРИКС войдут новые члены. Скорее всего, окончательно не будет решен вопрос с введением единой валюты, хотя будут приняты решения о расширении торговли за национальные валюты. Сенсаций не будет, будет солидное движение вперёд с нарастающей скоростью. Будем ждать сенсаций на следующем саммите, в Казани!

ИсточникЗавтра
Юрий Тавровский
Юрий Вадимович Тавровский (р. 1949) – руководитель Экспертного совета Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...