После трехлетнего ковидного затишья перестройка мирового управления возобновилась с удвоенной силой. Создаются новые военные блоки и международные организации, «второе дыхание» приходит к уже существующим. Именно это произошло в Йоханнесбурге на саммите БРИКС. Название этой структуры из пяти букв не подходит для Китая, язык которого записывается не буквами, а иероглифами-слогами. Изобретательные жители Поднебесной решили проблему кардинально и, исходя из смысла английского слова brics, стали использовать два иероглифа «цзинь чжуань», то есть «золотые кирпичи». Они как будто понимали, что число стран-членов будет расти и даже аббревиатура из первых букв сильно растянется. Именно так и случилось в Йоханнесбурге. В БРИКС вступили еще 6 стран, а число стоящих в очереди доходит до нескольких дюжин.
Стремление стран «глобального Юга» войти в число «золотых кирпичей» объясняется высоким престижем стран-основателей. Россия доказала свою готовность прийти на помощь и волю сопротивляться Западу в Сирии и на Украине. Китай предлагает самую эффективную в мире модель ускоренного экономического развития — социализм с китайской спецификой. Эта модель соединяет государственный плановый сектор с частным сектором под контролем национально ориентированной и стабильной политической партии. Важно и то, что Китай продвигает известную не на словах многим потенциальным членам БРИКС глобальную инфраструктурную программу «Пояс и Путь».
Из «золотых кирпичей» будет строиться «глобальная деревня» очень разных, но равных по правам национальных деревень. Между ними будет разветвленная система сообщения и взаимодействия. Однако в разбросанной по разным материкам «глобальной деревне» не будет доминирующего центра. Этот базовый принцип доказан на практике за почти двадцатилетнюю историю объединения. Будет неверно применять к расширившемуся БРИКС правила арифметики, складывая объемы ВВП, численность населения и площадь территорий. Успех БРИКС надо измерять правилами высшей математики. Весь мир находится в поисках оптимальной модели развития. Все видят и ощущают последствия падения эффективности действующей либерально-капиталистической модели с центром в Америке, которая устанавливает выгодные только ей правила. Вот почему десятки стран встали в очередь на вступление в БРИКС.
Новая многополярная модель мироустройства идет на смену действующей. Гегемония США все больше походит на шагреневую кожу. «Сияющий дом на холме» осыпается на глазах под ударами извне и из-за ветхости несущих конструкций внутри. Но возомнившие себя демиургами будут пытаться замедлить кризис «золотого миллиарда», который жирует как за счет награбленного еще в эпоху колониализма, так и сохраняющегося поныне несправедливого товарообмена. БРИКС позволяет странам Юга выплеснуть свою «ярость благородную» к угнетателям. Но также позволит и избежать крайностей в этом деле. Расширение БРИКС позволяет создать систему стран и экономик, нацеленных на позитивное развитие не за счет других.
Америка тоже отстраивает новые структуры ради противостояния Китаю, России и другим странам за пределами «золотого миллиарда». Скорое вступление Швеции довершает расширение противостоящего Москве блока НАТО. Только что созданный в Кэмп-Дэвиде «треугольник» США—Япония—Южная Корея с первых дней занялся военными вопросами, направленными против Пекина. Блок АУКУС (Австралия, США, Великобритания) скоро пополнится Новой Зеландией. Активизируются старые и создаются новые базы на Филиппинах. Тайвань получает новые партии оружия. Индию стараются поглубже втянуть в организацию КВАД.
Запад использует в своих интересах тот факт, что БРИКС, как всякая быстро выросшая структура, накопил не только удачи, но и проблемы. Двусторонние обиды остались из минувших веков. Это, например, ссора Индии и Китая. Территориальный спор в Гималаях отравляет их отношения в целом. Внутренняя нестабильность осложняет взаимодействие некоторых членов с другими. Это, например, Южно-Африканская Республика, отдающая приоритет правилам уходящих глобалистских структур типа Международного уголовного суда. Но БРИКС также помогает решать проблемы, это демонстрирует успешная встреча в Йоханнесбурге председателя Си Цзиньпина и премьер-министра Моди, контакты руководителей шиитского Ирана и суннитской Саудовской Аравии.
В стремлении оттянуть крушение нынешнего несправедливого мирового порядка основные усилия прилагаются против России и Китая. При этом, с точки зрения Запада, Китай в 10 раз опаснее, чем Россия. Не только потому, что китайский ВВП в 10 раз больше российского или население Поднебесной тоже в 10 раз больше. Ослабленная за три десятилетия следования заветам Запада, погруженная в решение животрепещущих проблем безопасности, Россия практически не выдвигает глобальные инициативы, конкурирующие с либеральным капитализмом. Китай же в последние годы на практике демонстрирует всему миру превосходство «социализма с китайской спецификой» и одну за другой провозглашает оригинальные политические и идеологические доктрины глобального масштаба. Эти доктрины и инициативы особенно опасны для США и Запада в целом потому, что они проверены на деле. Китайская модернизация основана на 40-летнем успешном опыте развития. Потому она так интересная для России, для других стран БРИКС, для всего мира.
Участвуя в БРИКС, ШОС и других многосторонних форматах, наращивая двустороннее «боевое слаживание», Москва и Пекин исходят из национальных интересов. Они понимают свою роль в мире и высокую цену, которую приходится за нее платить. Си Цзиньпин в Москве 22 марта сказал Владимиру Путину: мир переживает небывалые за 100 лет перемены, и мы с вами двигаем их. Вот и на этот раз они назвали среди приоритетов нового БРИКС противодействие политике гегемонизма и укрепление стратегического партнерства.
«Над нашим миром все еще витает тень стереотипов «холодной войны», а геополитический расклад не вызывает оптимизма», — отметил Си Цзиньпин. Страны БРИКС должны следовать курсу на мирное развитие и укреплять стратегическое партнерство объединения. В отсутствие постоянного специального механизма по проблемам безопасности члены БРИКС должны эффективно использовать такие структуры, как Совет министров иностранных дел и встречи высоких представителей стран БРИКС, курирующих вопросы безопасности, оказывать взаимную поддержку в вопросах, касающихся коренных интересов друг друга, и укреплять координацию по актуальной международной и региональной повестке. Как обычно, поднимая новую проблему, Си Цзиньпин очерчивает только ее контур. Глубокая прорисовка деталей следует неизбежно и неотложно. Думаю, еще до следующего саммита в Казани мы увидим эти детали.
Военное измерение БРИКС по понятным причинам мало затрагивалось в Йоханнесбурге. Не упоминался даже тот факт, что в структуру входят три ядерные державы — Россия, Китай и Индия. Тем не менее военное сотрудничество неизбежно станет важным направлением для организации, объективно противопоставившей себя сложившейся системе мирового управления с ее мощными силовыми структурами. Военная составляющая становится тем важнее, что в БРИКС теперь входят как основные производители нефти (Россия, Саудовская Аравия, ОАЭ), так и крупнейшие покупатели (Китай и Индия). И те и другие нуждаются в безопасности транспортных путей. Отдельные механизмы безопасности уже имеются — военные базы России и Китая в Джибути, военный флот Ирана, ВМФ КНР и России в Тихоокеанском бассейне. Если скоординировать усилия с ШОС, в том числе с Пакистаном, то безопасность будет гарантирована на значительном протяжении «Морского шелкового пути» от Персидского залива до Китая. Весьма перспективно выглядит взаимодействие военно-промышленных комплексов стран нового объединения. Линейка их продукции — от автоматов и дронов до авианосцев и гиперзвуковых ракет — позволяет не отводить глаз под недружелюбным взором Запада.
«Золотые кирпичи» нового БРИКС — это революция в мировом управлении, против которой выступает «золотой миллиард». А побеждает только та революция, которая может себя защитить. Другими словами — винтовка рождает власть.