Ходорковский как искупитель?
Максим Шевченко
Обретя свободу в преддверии Олимпиады в Сочи, Михаил Ходорковский неожиданно начал рвать шаблоны. Сначала он вполне ожидаемо заявил, что "борьба за власть это не мое", но затем сделал целый ряд серьезных политических заявлений, сказав, что является русским националистом, но при этом пошел бы воевать на Кавказ "за нашу землю". Удивить ему удалось не только своих интервьюеров Альбац и Собчак, но и консервативную публику. Журналист Максим Шевченко предположил, что таким образом Ходорковский решил выйти за пределы традиционного электората либералов и обратиться к консерваторам. Но вот зачем ему это?
Михаил Борисович Ходорковский и по личностным качествам и по судьбе своей на голову выше своих адептов, которые его обожествили, сделали из него идола, мессию либерального и западного освобождения России и молились на него. За 10 лет в тюрьме он столкнулся с Россией настоящей, с Россией, ограбленной в 90-е, с Россией, им лишенной развития, Россией, которой он сам лихо торговал на Западе. Возможно, он изменился. Так или иначе, Ходорковский совершенно точно – глубокий человек, и мог изменить свои взгляды. Мы же знаем такие примеры, Солженицын был арестован правоверным коммунистом, а из тюрьмы вышел абсолютным антикоммунистом, знаем апостола Павла, который еще будучи Савлом гнал христиан, а потом сам стал апостолом. Может, и Ходорковский вышел готовым служить своей Родине и отказался от своих либерально-монетаристских, капиталистическо-комсомольских мировоззренческих установок. Может, он понял, какова современная Россия, и знает, что вышел на свободу не благодаря какому-то немцу Гешнеру, а только благодаря Путину и его решению. По-крайней мере, так звучит то, что он говорит, потому что я всегда отношусь с большим вниманием к людям, которые переносят страшные лишения, и преобразуют их в понимание себя и своей судьбы и судьбы своей страны и своего места. И пока у меня нет оснований не доверять Ходорковскому. Да, возможно, Ходорковский играет в хитрую игру, понимая, что на электорате Навального далеко не уедешь, что его электорат – архаичные сектанты, которые никогда не выйдут за рамки своих "креативных процентов". А он хочет быть настоящим лидером в России и понимает, что достичь этого, опираясь лишь на один Майдан, невозможно, надо завоевать симпатии патриотического большинства, национальных элит и национального большинства и меньшинства, поэтому он избрал такую платформу, которая позволит ему быть услышанным патриотическим большинством. Тем более, что его статью про "левый поворот" мы все помним, помним отзывы о нем Квачкова, который сидел с ним вместе, и это говорило нам о нем, как о человеке глубоком и думающем. Но надо с вниманием относиться к Ходорковскому, и помнить, что посадили его за дело. Его арест и посадка – это арест и посадка всего либерального капитализма и тех бед, горя, ужаса, который он принес нашей стране.
Интерес состоит в том, что Ходорковский – единственный пока в стране из олигархов и чиновников искупил грех ельцинизма. По-русски так пострадав. В русской парадигме – внимательное отношение к тюремному опыту. В главном русском романе, написанном русским писателем на русском языке, именно тюрьма меняет ищущего студента, убившего старушку, в глубокого христианина. А ельцинизм – самое слабое место современной власти. Поэтому Ходорковский ищет теперь опору не в либеральном сионистском электорате, кумиром которого он был в 90-е, а ищет опору среди русских, среди населения традиционалистского толка, с которым он хорошо и подробно познакомился в зоне.
При этом, я верю, когда Ходорковский говорит, что борьба за власть – "не его". В России борьба за власть – это борьба в коридорах власти, с тем, чтобы попасть в нужный кабинет. Борьба за власть – не его, но политика – точно его. Ведь на словах отказываясь от борьбы, он меж тем делает масштабные политические заявления. И есть подозрение, что его интересует не власть, а смена всей парадигмы развития. Ленина тоже, знаете, мало интересовала борьба между Родзянко и Николаем II, его интересовали более масштабные вещи.
Может, он и считает себя Лениным и сразу пошел по сценарию? Ведь это красивая метафора, которая много значит, когда Ходорковский из ссылки сразу поехал в Германию, как Ленин после ссылки в Шушенском эмигрировал за рубеж. Это сразу заявка на подлинную революционность. Посмотрим теперь, какую революцию предложит Ходорковский.
Лично мне не нравится никакой тип либеральной революции в интересах держателей контрольных пакетов капитала и бюрократов, когда народ остается в небытии. Мне нравится любой тип революции, который выводит на арену истории огромную массу людей, делая их субъектом истории, а не просто расходным материалом, но таких в истории было только две: французская и русская.
Ходорковский несколько раз говорил, что выступает за национальное государство. Но есть разное понимание национального государства. Есть американское национальное государство, а есть чешская нация, и это совершенно разные нации. Чешская нация – глубокий маргинал, от которого ничего в истории человечества не зависит. Просто собрались биологические существа, относящие себя к определенному этносу, и построили государство с собственной этнобюрократией – уникальной и суверенной. Такие государства являются всегда марионетками в руках корпораций и тех наций, у которых есть исторический проект: американцев, британцев, арабов и русских. Даже китайцы и индийцы – это этнонациональные государства, идеи которых не выходят за рамки этноса. О какой нации говорит Ходорковский? Если об этнонации, то он должен понимать, что просто маргинальный путь нацдемов по выведению русских из истории и отказу от завоеваний Октябрьской революции для существования в таком расслабленном хомячьем состоянии, в котором пребывают некоторые страны Европы, — расслабленная пидоризация. Поэтому тут надо понять, что Ходорковский имеет в виду, когда говорит о создании нации. Была у него одна статья, где он описывал Россию, как брошенное, бесхозное и деполитизированное пространство между Западом и Китаем. Но ведь все, что сегодня является деполитизированным, вскоре может стать суперполитизированным. В 1917 году с апреля по октябрь Россия была абсолютно деполитизирована, а в октябре она получила свой смысл, который смог перевернуть историю человечества.
Поэтому если он имеет в виду политическую нацию – это опять свершения, жертвы, но это продолжение участия в истории, это сохранение роли в истории, сохранение контрольного пакета смыслов, что дано совсем немногим. Но я думаю, что, несмотря на всю свою глубину, Ходорковский представляет типичного либерального буржуазного интеллигента, и все его намеки не выходят за пределы мечтаний раскрученного буржуа. Все либералы так или иначе мечтают о том, чтобы они и все человечество жили в благоустроенном свинарнике с вовремя подаваемыми отрубями с айпадами и айфонами, и чтобы это длилось вечно. Поэтому, скорее всего, ввиду имелась маленькая русская нация без смысла и права участия в судьбе человечества. Кроме либералов есть еще традиционалисты и радикалы. Первые полагают, что мир – это набор символов, а смысл – это гармония, а радикалы полагают, что мир – это ошибка, которую надо исправить. Кто Ходорковский? Это мы увидим.
Накануне.ru 26.12.2013