Многие из нас понимают, что война, внезапно переместившаяся из экранов телевизоров в десятки русских городов, началась не просто так. Дело не только в геополитике. И не только в том, что есть экономические интересы Запада, которые бездумно и самоубийственно лоббирует Украина.

Очень важную роль в том, что одна часть единого русского народа сошла вдруг с ума и ополчилась на другую (а когда получила сдачи, стала вопрошать «за что это агрессор с ней так»), играют духовные причины.

Многие видят «первые признаки» глубокой духовной болезни в действиях барышень из движения Femen. В 2012 г. одна из «активисток» этого проекта спилила поклонный крест в центре Киева, как раз недалеко от «Майдана незалежности». Этот жёсткий и радикальный поступок означал готовность общества отказаться от Православия, от Христа в принципе. Все дальнейшие манипуляции, проделанные сначала Порошенко, а потом Зеленским, направленные на последовательное уничтожение Церкви в Киеве, Почаеве и в принципе везде, куда дотянутся руки — это как бы логичное продолжение той «акции» с надругательством над поклонным крестом.

Кстати, в 2018 г. во Франции Оксана Шачко, державшая тогда в руках бензопилу и осквернившая святыню, покончила с собой. Стремление поставить себя выше веры и Господа всегда заканчивается плохо.

Тут бы в самый раз ввернуть фразу, что вот такие они в Киеве все неправильные, а мы — правильные, потому что мы русские и с нами Бог. Но если быть честным с собой — не получается.

Каждый, кто видел утреннюю Москву, знает, что в субботу или воскресенье в те часы, когда метро уже работает, но люди в основном спят (выходной же) активную жизнь можно найти только в круглосуточных заведениях, где похмельного вида молодые мужчины и женщины «завершают ночь». В центре столицы очень много храмов, но посетителей утренней литургии гораздо меньше, чем завсегдатаев питейно-развлекательных заведений. И поэтому обидно, но очень сложно возражать строчкам из песни одного либерального оппозиционера «ночная Москва похожа на пьяную проститутку». Увы.

Но лучше всего о том, как и почему начались раскол, а потом и война, говорят священники, которые живут и служат прямо на линии разграничения. Там, где населённые пункты переходят из рук в руки, а сломанные судьбы и убитые домочадцы — окружающая реальность.

Недалеко от Славянска, который ещё в 2014 г. познал все беды войны, находится Святогорская лавра, одна из трёх крупнейших православных обителей на территории, подконтрольной киевскому режиму. Там уже неоднократно прокатилась война. И миряне, и священство, живущие в городках и сёлах, увидели и пропустили через себя много горя. Несколько раз территория Лавры использовалась для откровенных провокаций.

Когда в июне 2022 г. в результате обстрела сгорел скит всех святых — величественный деревянный храм, находящийся выше Лавры на меловых горах, Зеленский, разумеется, обвинил в этом Россию. Тогда он заявил, что «в первый раз этот скит сожгли большевики, а теперь это сделала русская армия». Уже через полгода, в декабре 2022 г. он объявит о мерах по пресечению работы Православной Церкви на Украине в принципе, начнется кампания против Киево-Печерской Лавры. То есть, на самом деле нынешнему киевскому руководству Церковь в принципе нужна только для того, чтобы создавать удобные инфоповоды.

Именно в таких условиях живёт братия Святогорской обители. Но как настоящие христиане и исповедники они не опустили руки, не обозлились. Совсем недавно, произнося проповедь по случаю Рождества Богородицы, митрополит Арсений, владыка Святогорской Лавры, произнёс следующие слова: «Война не просто так попущена Богом. Для чего это? Чтобы мы немножко встряхнулись. Даже родители, любящие своих детей — иногда лозину им даём или ремня, если слово не доходит… Выговариваем им, потому что переживаем за них, хотим, чтобы из них люди выросли! Так и Бог нас иногда вот такими ситуациями заставляет задуматься и оглянуться: как мы жили? И: продолжать ли нам так жить или исправить свою жизнь и начать жить так, как наши деды и прадеды, которые говорили: “Без Бога не до порога, а с Богом хоть за край моря”?».

А предваряя эти слова, он говорил о том, что причины войны в первую очередь находятся в нас, в том, как живём мы сами. Вспоминал, как ещё в конце 1980-х он вместе со священником посетил дом престарелых. «Там были и одинокие старики и старушки, но были и такие, которые хвастались: “Батюшка, а у меня сынок генерал! И вот он в прошлом году мне открытку к 8 Марта мне прислал! Такой хороший у меня сынок!” — говорила мама генерала, которая жила в доме престарелых. Что, у генерала не нашлось в доме комнаты для своей матери? И всё его внимание к ней — только в открытке, которую она год хранила на тумбочке и всем показывала?.. И таких было несколько примеров», — поделился архиерей.

Он привёл также другой случай — об отношении родителей к детям в ещё «благополучной» Украине, задолго начала вооруженного столкновения. Сегодня многие тоскуют по тем временам и вспоминают, как хорошо жилось во время Януковича. «В середине 2000-х годов количество детских домов у нас выросло и стало выше в несколько раз, чем было после Великой Отечественной войны. Без войны тогда. Ещё не было 2014 года, а детские дома были забиты битком. К священнику пришёл один мужичок и говорит: «Батюшка, я не знаю, куда мне идти и что мне делать…» Он работал водителем КАМАЗа. Тогда была зима, сильные морозы. Ему сказали подъехать к моргу одной из больниц. «Я подъехал, — говорит, — и мне в кузов просто закидали 13 трупиков замёрзших детей-беспризорников. Сказали отвезти на кладбище. Когда я приехал, там был выкопан ров. Мне сказали их ссыпать с кузова, и тут же при мне их присыпали».

«Вот такие отношения детей к родителям и родителей к детям. … Мы часто о своих страданиях, скорбях говорим: “За что нас Бог наказывает?” Я два примера только привёл того безумия и греховности человеческой, которая присуща была нам, когда мы жили спокойно, мирно, благополучно… А сколько детей погубили, делая аборты?.. И сейчас мы просим, чтобы наступил мир, чтобы война эта прекратилась, не для того, чтобы исправиться и жить по-Божьему, а чтобы вернуться к прежней беспечной жизни, проходящей подчас в забвении Бога…» — сказал владыка Арсений.

В это воскресенье среди большого количества православных праздников есть один, которые отражён не во всех календарях. Это День памяти всех преподобных отцев, во Святых Горах на Донце просиявших. Святые горы населены монашествующими ещё со времён, когда Константинополь, Второй Рим, стоял в своей блистательной славе. Построенные там монастырь и храмы видели и нашествие Орды, и нападающих османов, и атакующих в XX веке нацистов.

Можно не сомневаться, что обитель выстоит и в этой духовной смуте. И снова из Донецка, Харькова и Белгорода будут приезжать паломники. Если, конечно, мы с вами хоть немного начнём жить таким образом, как говорит в своих проповедях владыка Арсений.

ИсточникСегодня.ру
Артём Ольхин
Ольхин Артем Борисович (род. 16 декабря 1981 года) — редактор сайта МИА «Новороссия», исполнительный секретарь Изборского клуба Новороссии, главный редактор журнала «Новая Земля». Подробнее...