— Уважаемый Мурат Магометович, исполнился ровно год с момента вашего назначения Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ в Республике Кипр. Как бы вы охарактеризовали истекший период с точки зрения состояния двусторонних отношений между Москвой и Никосией?

— Всегда считал полезным подведение промежуточных итогов в любом многоуровневом процессе, и моя миссия на Кипре в этом смысле не исключение. Могу однозначно констатировать, что прошедший год не был простым для российско-кипрских отношений. Насыщенная динамика внутриполитических событий на острове, внешнеполитическая активность Никосии в восточно-средиземноморском регионе и ее, к сожалению, вовлеченность в антироссийские игрища западников не могли не сказаться на нашем двустороннем сотрудничестве по отдельным направлениям.

Очевидно, что такое положение дел является политически мотивированным и, по сути, навязано Евросоюзом. Иначе трудно объяснить с точки зрения элементарной логики, зачем добровольно принимать меры, которые наносят огромный ущерб собственной экономике, ставят под удар целые ее отрасли (имею в виду прежде всего туризм). Однако запретить все невозможно, тем более, когда у людей есть глубокая потребность, а главное, большое желание сотрудничать и развивать богатейший исторический потенциал российско-кипрского взаимодействия.

В нынешних условиях, когда из-за санкций в первую очередь страдают наши торгово-экономические и инвестиционные связи, часть российского бизнеса все-таки сумела адаптироваться к новым реалиям и продолжает успешно работать на острове. Мы при этом стараемся больше внимания уделять реализации проектов в области культуры, укреплению позиций русского языка на острове. Отрадно видеть, что многие киприоты сохраняют живой интерес к изучению наших традиций, искусства, литературы и кинематографа, к получению общего образования на русском языке, чтобы звучать единым голосом с друзьями из России. Убежден, что такой созидательный посыл не будет подвержен сиюминутным конъюнктурным влияниям или беззастенчивым попыткам извне «отменить русский мир».

— Кипр, присоединившись к антироссийским санкциям Запада, оказался в списке недружественных РФ государств. Вместе с тем даже европейские соцопросы указывают на то, что большинство рядовых киприотов сохраняют симпатии к нашей стране. Выступают против действий ЕС, в том числе в контексте украинского кризиса. Каким образом эти обстоятельства отражаются на вашей дипломатической миссии в Никосии? И стоит ли в обозримой перспективе надеяться, что духовно близкий нам Кипр покинет список недружественных РФ государств?

— О неприятии большинством граждан Кипра развязанной Западом антироссийской вакханалии нам хорошо известно и без отсылки к социологическим опросам. Говоря без преувеличения, поистине теплое и радушное отношение к россиянам и русской культуре простые киприоты демонстрируют буквально везде, начиная от каждодневного бытового общения с нами и заканчивая стенами государственных учреждений.

Мы, безусловно, разочарованы тем, что Никосия реализует применительно к нашей стране незаконные санкции ЕС, которые — и это уже очевидно не только дипломатам и экономистам, но и обычным людям — сильно ударили по хозяйственному и банковскому сектору самого острова. Правительством Российской Федерации определен перечень недружественных по отношению к России государств, то есть тех, кто ввел против нее незаконные рестрикции. Напомню при этом, что в соответствии с обновленной утвержденной Указом президента Российской Федерации от 31 марта 2023 года «Концепцией внешней политики Российской Федерации», внешняя политика России носит миролюбивый, открытый, предсказуемый, последовательный, прагматичный характер, основанный на уважении общепризнанных принципов и норм международного права и стремлении к равноправному международному сотрудничеству в целях решения общих задач и продвижения общих интересов.

Очевидно, что за давнюю историю дипломатических отношений и девять веков взаимодействия на официальном уровне между нашими странами Россия и Кипр никогда не считали друг друга врагами. Уверен, не станут делать этого в будущем. Кипрский народ всегда был, есть и будет оставаться для нас дружественным и братским. Это основано на взаимных симпатиях простых людей, на веками складывающихся тесных исторических, духовных и культурных связях. Не думаю, что какие-либо временные политические перипетии или прискорбная недальновидность поддавшихся антироссийской истерии сил способны разрушить эту дружбу. Любые кризисы конечны. Уверен, что наши отношения с Кипром будут строиться не «с чистого листа», а опираться на наработанный десятилетиями богатый опыт взаимовыгодного сотрудничества на благо наших народов.

— Одним из основных источников дохода солнечного Кипра традиционно является туризм. Однако принятое в марте 2022 года решение кипрских властей прервать прямое авиасообщение с Россией почти полностью обнулили поток российских туристов в Республику Кипр. При этом добирающиеся сюда с пересадками в третьих странах россияне все чаще предпочитают отдыхать на находящемся под контролем турок-киприотов севере острова, где быстро развивается гостиничная и транспортная инфраструктура, а цены — ниже.

В результате потери кипрского турсектора, по признанию подминистерства туризма Кипра, составляют сотни миллионов евро, а страна в истекшем сезоне не досчиталась нескольких сотен тысяч российских туристов. По вашему мнению, есть ли шанс, что «выстрелившие себе в ногу» власти Республики Кипр в обозримой перспективе пересмотрят свое решение и откроют прямое авиасообщение с РФ? Тем более что в Никосии изначально оставляли за собой право изменить свою позицию, если Турция так и не присоединится к антироссийским санкциям Запада.

— Мне уже не раз приходилось отвечать на этот вопрос, тем более, что он действительно не теряет актуальности для Кипра. К сожалению, прямое авиасообщение между нашими странами прервано, в результате чего остров действительно не досчитался порядка 800 тысяч россиян. Согласно данным Статистической службы республики, расходы одного туриста в 2022 году составили 88 евро в сутки (хотя россияне в силу широкой «русской души» тратили гораздо больше). Если предположить, что средний отпуск длится 14 дней, и умножить на 800 тысяч человек, то бюджет кипрской туротрасли в прошлом году не получил как минимум миллиарда евро от потери российского сегмента. Впрочем, в настоящее время ситуация хотя и медленно, но выравнивается.

— За последние месяцы с дискриминационным подходом со стороны ряда крупных банков Кипра столкнулись проживающие на острове рядовые россияне. Лицам с гражданством или налоговым резидентством РФ отказывали в обслуживании, рассылали уведомления о принудительном закрытии счетов. Как киприоты объясняют такую политику и к чему она может привести?

— Соответствующие комментарии с высоких трибун и страниц газет, а также объяснения, которые мы слышим в рамках рабочих контактов, сводятся к необходимости усиления на государственном уровне борьбы с якобы отмыванием денег. В практическом плане это привело к усложнению элементарной процедуры открытия банковского счета, которая в настоящее время включает предоставление доказательства законности источников дохода, собеседование в отделении банка, предоставление широкого перечня дополнительных документов. Зачастую доходит до того, что, предпочитая перестраховаться и не вызвать «гнев» Запада, банки под надуманным предлогом отказывают нашим соотечественникам не только в открытии счета, но и в закрытии уже существующего. Все эти проблемные моменты мы регулярно обозначаем в наших контактах с руководством Кипра. Хочется верить, что в конечном итоге в этой сфере наших некогда блестящих отношений с кипрскими партнерами возобладают разум и конструктивный подход.

— В начале текущего года на Кипре избран новый президент Никос Христодулидис. Считавшийся умеренным по отношению к России политик, став главой государства, поддержал антироссийские санкции и заявил, что они «инструмент, который правильно используется Европейским союзом». Вместе с тем Н. Христодулидис активно продвигает «разморозку» переговорного процесса по кипрскому урегулированию (КУ) на основе соответствующих резолюций СБ ООН. Какова сегодня позиция нашей страны по КУ, и готовы ли вы лично встречаться с лидерами греко- и турко-кипрской общин для содействия в решении проблемы разделенного с 1974 года острова?

— На всех самых высоких уровнях мы изначально продекларировали настрой на преемственность и стабильность российско-кипрских двусторонних отношений, а также уважение территориальной целостности острова на основе резолюций СБ ООН. После победы на выборах в феврале с.г. президента Кипра Н. Христодулидиса я в качестве главы дипломатического представительства Российской Федерации его искренне поздравил. Повторюсь: мы разочарованы позицией Никосии по присоединению к незаконным санкциям ЕС. Надеемся, что у руководства республики хватит политической дальновидности и воли сохранить накопленный огромный потенциал традиционно уважительного и конструктивного взаимодействия с Россией.

Что касается кипрского урегулирования, то оно представляет собой тонкую, сложносочиненную материю. Подходы Российской Федерации к решению данного вопроса остаются неизменными. Последовательно выступаем за всеобъемлющее, жизнеспособное и справедливое урегулирование в известных международно-правовых рамках, закрепленных в резолюциях Совета Безопасности ООН. Считаем при этом важным, чтобы итоговое решение приняли сами жители острова при взаимном учете интересов и справедливых озабоченностей обеих общин, независимо от того, кто и какие инициативы выдвигает. Навязывать им со стороны некие временные рамки и готовые «рецепты», а уж тем более оказывать давление на предмет принятия того или иного варианта считаю неприемлемым.

Россия как постоянный член Совбеза ООН традиционно содействовала реализации конструктивных шагов по достижению такого результата в кипрском вопросе, который создаст условия для стабильности и продуктивного развития острова на благо проживающих на нем народов. Я со своей стороны также открыт для встреч и диалога с лидерами греко- и турок-киприотов при наличии у них соответствующей заинтересованности.

— Как вы отметили, позиция России по вопросу кипрского урегулирования остается последовательной и основывается на резолюциях СБ ООН. Однако в местные СМИ периодически кем-то вбрасываются спекуляции о якобы имеющихся у Москвы намерениях установить официальные отношения с непризнанной международным сообществом «Турецкой Республикой Северного Кипра». Явно просматриваются и попытки выставить взаимовыгодное сотрудничество между Россией и Турцией в качестве чуть ли не предательства интересов киприотов. Кто за этим стоит и насколько все это соответствует действительности?

— Вы правы, действительно некоторые СМИ периодически пытаются продвигать нарратив о якобы готовности России сменить известную позицию по кипрскому урегулированию. Подобные спекуляции и провокационные вбросы не отражают действительность и преследуют единственную цель — поставить под сомнение выверенные, основанные на строгом соблюдении норм международного права и Устава ООН подходы нашей страны к урегулированию локальных и международных конфликтов.

Подчеркну: мы никогда не ставили под вопрос базовые постулаты мирного решения кипрской проблемы. Очевидно, что Россия развивает и готова совершенствовать партнерские отношения со всеми государствами, открытыми к налаживанию и сохранению взаимовыгодного сотрудничества, к уважительному, конструктивному диалогу по широкому спектру вопросов с учетом национальных интересов обеих сторон. Именно на таких основах выстраивается наше взаимодействие и с Турцией, что было подтверждено в ходе недавней сентябрьской, широко освещавшейся в том числе на Кипре, встречи в Сочи президента России В.В. Путина с турецким коллегой Р.Т. Эрдоганом. Соответственно, оно априори не может быть направлено против кого-либо или осуществляться в ущерб связям с другими странами.

— Согласно европейским и местным социологическим опросам, большинство киприотов выступают против участия Никосии в санкциях ЕС против РФ, не поддерживают поставки оружия Украине. Однако США продолжают давить на Никосию по этому вопросу, требуя от греков-киприотов передать имеющиеся у них вооружения российского образца Украине. Если Кипр поддастся внешнему давлению, какие последствия это повлекло бы для двусторонних отношений с нашей страной?

— Как я уже отметил, соцопросы, конечно, вещь полезная, но применительно к настроениям большинства киприотов, не поддерживающих незаконные антироссийские санкции ЕС, статистика — не главное. Важно то искренне благожелательное, радушное и заинтересованное отношение к россиянам и русской культуре, которое жители Кипра проявляют в общении с нами. Что же касается официальных властей острова, то в условиях плотной «опеки» из-за океана поддерживать исторически тесные и конструктивные отношения с нашей страной им сейчас действительно нелегко. Понимая это, мы тем не менее в вопросе передачи Украине российской военной техники и боеприпасов исходим из аксиомы неукоснительного соблюдения Никосией не только контрактных обязательств перед российскими производителями, но и европейского законодательства о запрете экспорта вооружений в зону конфликта. Безусловно, такой шаг повлек бы за собой неизбежные негативные последствия для российско-кипрских отношений. Мы обращали на это внимание руководства Кипра и рассчитываем на сохранение рационального подхода в данном вопросе. Тем более что кипрский народ, который всегда отличался мудростью, без внешних подсказок разобрался в сути происходящего на Украине. И об этом говорят упомянутые вами соцопросы, согласно которым Кипр находится на первом месте среди 27 стран — членов ЕС, не поддерживающих санкции Евросоюза.