В прошлом году на российско-белорусской конференции «Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности» я сделал доклад на тему «Не стоит возвращаться в XVI век». Лучше двигаться вперёд, а не назад! Именно в этом я убеждал слушателей.
Впрочем, есть и другие мнения. В 1927 году автор «Чёрного квадрата» К. Малевич подарил поэту Д. Хармсу книгу с подписью: «Идите и остановите прогресс». В 1924 году выдающийся философ Н.А. Бердяев в книге «Новое Средневековье» писал: «Старый мир новой истории (он-то, именующий себя всё ещё по старой привычке «новым», состарился и одряхлел) кончается и разлагается, и нарождается неведомый ещё новый мир… Эпоху нашу я условно обозначаю как конец новой истории и начало нового Средневековья». Ключевое место в этом мире должна была занять религия…
Можно обратить внимание и на книгу известного философа Ф.И. Гиренка 2021 года: «День — это Возрождение. Ночь — это Средние века… В ночи появляется хозяин. И вера… В ночи возникает империя… В момент, когда схлопнется радужный пузырь экономики, мы узнаем, что пришла ночь и пора разрушать идею культа денег. Так мы узнаем, что пришло время империи нового Средневековья».
Веком взлёта науки и технологий было XVII столетие. Именно в это время в обществе изменилось отношение к числам. «Умножение — моё мучение, а деление — моя беда», — стонали студенты средневековых университетов. Им были недоступны многие задачи, которые сегодня решают наши пятиклассники.
Пророк Нового времени Галилео Галилей провозгласил: «Измерить всё, что измеримо, и сделать измеримым то, что таковым не является». По этому пути мы шли четыре века и довольно далеко продвинулись. Математика — наука свободы. Можно не верить учительнице Мариванне, а доказывать. И эти аргументы поймут и друзья, и враги. Как говорил великий Лейбниц в XVII веке: «Не будем спорить, давайте посчитаем».
Грустно делать печальные прогнозы. И совсем не радует, когда они исполняются… Демоверсия экзамена на общегосударственном экзамене ОГЭ по математике для 9 класса, выложенная Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ), гласит: «Участникам экзамена разрешается использовать: непрограммируемый калькулятор (для каждого ученика) с возможностью вычисления тригонометрических функций, линейку, не содержащую справочной информации, …справочные материалы, содержащие основные формулы курса математики образовательной программы основного общего образования».
Много лет это служит большим подарком для бездельников и приближает нас к Новому Средневековью. Бог с ней, с этой арифметикой (и слово-то какое-то длинное!), со сложением, умножением, делением, вычитанием (не многовато ли действий для одного бедного ученика?!) натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей (куда их столько?). Уже сейчас дела обстоят не очень, а какими они будут после такого ОГЭ?
Ларчик открывается просто. В школе имеет место развал, не хватает учителей. Экзамен пишут плохо, значит, надо его облегчить. Детей ведь надо как-то выпускать. Проблема в том, что это единственный школьный экзамен, где проверяется знание арифметики. Если не будет его, то что же останется? «Жи» и «ши» пиши с буквой «и»?
Один мой знакомый третьеклассник возражал маме, доказывавшей, что двойка по арифметике — это не здорово: «В древности почти все были рабами. Потом большинство стало рабочими, а в будущем все станут программистами. И я буду программистом». Устами младенца глаголет истина. Видимо, мой знакомый предвидел, что на экзаменах по математике будут калькуляторы.
С работой сейчас нелегко. В издательство, с которым я имею дело, регулярно приходят люди, предлагая свои услуги. Прежде чем обсуждать конкретику, им дают маленькую контрольную уровня ОГЭ. Первая задача в ней такова: «Сколько будет 2/3 + 3/5?» Калькулятором пользоваться нельзя. Примерно 80% претендентов объясняет, что это очень простая задача, что они проходили всё это в школе, просто сейчас не помнят, то ли числители надо складывать с числителями, то ли знаменатели со знаменателями. А ответ вечером пришлют по интернету…
Вместе с тем это международный уровень. Помнится, академик В.И. Арнольд, преподававший французским студентам, с возмущением рассказывал о своём диалоге с ними:
— И сколько же будет 2+3?
— Столько же, сколько 3+2.
— И сколько это?
— Сейчас посмотрим на калькуляторе.
Против международности не попрёшь.
Похожую ситуацию прекрасно описал Марк Твен в книге «Янки при дворе короля Артура». Там рассказано, как американец XIX века попадает в Средневековье (VI век), и в конце концов ему велят найти и освободить пленниц, путь к которым покажет девушка Сэнди. Янки спрашивает, сколько лиг в пути, который им предстоит проделать. И она объясняет, что сказать не может, потому что одни лиги наползают на другие, и всё путается. Видимо, всё дело в том, что у девушки не было ни ОГЭ, ни калькулятора.
Так и хочется воскликнуть, памятуя Городничего из «Ревизора» (кстати, он есть в ОГЭ?): «Чему смеётесь? — Над собой смеётесь!..» Бисмарк толковал, что войны выигрывают приходской священник и школьный учитель. Со священниками всё в порядке — церквей, по данным Росстата, сейчас в России больше, чем средних школ. Но учителя-то чему будут учить при таком ОГЭ?!
Вклад нашей страны в глобальный продукт составляет менее 3%, а в сфере высоких технологий — менее 0,3%. По глобальному инновационному индексу в 2021 году наша страна занимала 45-ю позицию в мире. По международному тесту PISA, оценивающему уровень знаний 15-летних ребят, наши школьники находятся в четвёртом десятке. Надо идти вперёд, а не назад!
Президент РФ считает, что наш главный враг — отставание от ведущих стран в технологическом пространстве, и ставит задачу его сократить. Сократить — это значит уменьшить, а не увеличить. Может быть, сотрудникам ФИПИ это станет яснее, если они попробуют разобраться в этом с калькулятором?