Состоялось двадцатое заседание Валдайского клуба. Всё те же чудесные Кавказские горы, облака на вершинах, хрустальные струйки водопада, чудесный отель, окружённый лесами, вкусные обеды и ужины. Члены клуба и гости обмениваются улыбками и поклонами, собираются в конференц-зале, выслушивая своих высоколобых коллег, а те тонко и ненавязчиво щеголяют знаниями.

Валдайский клуб — уникальное явление российской интеллектуальной жизни. Он напоминает загадочное многопалое существо, которое своими чуткими пальцами бережно и осторожно ощупывает мир, как врач, осматривая больного, отыскивает у него скрытые опухоли, таящиеся болезни, нарушение ритмов.

Этими исследованиями Валдайский клуб занимается двадцать лет, поворачивая земной шар то одним, то другим боком, исследуя состояние национальных экономик, движение газовых и нефтяных потоков, концентрацию армий, следит за перемещением идей, блужданием мировых потенциалов. Валдайский клуб — это осьминог, который объял своими щупальцами весь мир и высасывает его эссенции, которые, может быть, дороже углеводородов, алмазов или урана. Эти эссенции суть биение мировой мысли, состоящей из множества национальных исканий, национальных упований на гармоничный и справедливый мир, в котором нет-нет да и лопнет какой-нибудь кровеносный сосуд и зальёт нашу голубую планету кровью.

Россия в минувшем году совершила крутой вираж. Так самолёт, уклоняясь от зенитных ракет, резко ложится на крыло, сотрясаясь своими шпангоутами, уходит в сторону. На этот раз на Валдайском форуме почти не было западников, не явились на форум высоколобые университетские интеллектуалы, недавние послы, профессора, представители западных философских школ. Редким гостям удалось прорваться на форум из-за железного занавеса, что опустил Запад. И многих знакомых лиц из Америки, Англии, Франции, Польши, Канады недосчитался нынешний форум.

Зато появились Азия, Африка, Латинская Америка в многообразии своих голосов, умов, своих страстных исканий, интеллектуальных деклараций. Приятно, скажу я вам, выпить кружечку пива с белозубым представителем Южной Африки или полюбоваться на горный закат, стоя с очаровательной представительницей Шри-Ланки. И уж сам Бог велел поговорить по душам, общаясь в кулуарах, с казахами, таджиками, киргизами, блестяще владеющими русским языком и всё ещё кажущимися нам, русским, братьями.

Суждения выходящих на панель исследователей крайне осторожны, деликатны. Иногда эти суждения кажутся слишком робкими, бережными. Но вдруг среди них прорывается огненная косматая мысль, подобная той, что слетела с уст Сергея Караганова, предложившего пересмотреть ядерную доктрину России и прописать её так, чтобы у противника не оставалось сомнений в готовности применить российское ядерное оружие хоть завтра, если уровень конфронтации Запада и России достигнет неприемлемых степеней.

И, конечно, вершиной Валдайского форума была речь президента Путина. В ней, как всегда, излагался взгляд российского руководства на мировые перемены, которые уже случились и заметны невооружённым глазом, и на те, что ещё незаметны с первого взгляда, но сулят огромные изменения. Слушая президента России, валдайцы искали среди президентских суждений эту драгоценную новизну. И она была явлена.

Путин предлагал рассматривать современное человечество как ансамбль цивилизаций, особых, драгоценных и неповторимых галактик, которые соприкасаются, взаимодействуют, искрят, стремятся так расположиться в мировом пространстве, чтобы каждая цивилизация была суверенной, не испытывала давления со стороны соседей, жила в гармонии с остальными цивилизациями. Чтобы сообщество обитающих на Земле народов представляло собой волшебную клумбу, на которой расцветает множество неповторимых великолепных цветов.

Западная цивилизация перестаёт быть вершиной мира. Её владычество над миром, подчас жестокое, завершается. Государства, развиваясь, множа свой внутренний потенциал, рвутся прочь из того вольера, куда их поместил Запад, перетасовав, выстроил по своему усмотрению. Запад — синоним насилия. Это насилие имеет множество форм, изобретённых Западом — финансы, энергетика, технологии, военная мощь. Все эти инструменты, придуманные в западных политических интеллектуальных лабораториях, перестают действовать. Великие цивилизации Китая, Индии, Ирана, Латинской Америки не считают себя более низкими, чем цивилизация Запада, и сегодняшний мировой процесс — это мучительный, но неизбежный выход великих суверенных цивилизаций из-под западной диктатуры. Влияние Запада тает. Запад не желает терять своё владычество. И Аполлону, обуздавшему квадригу мощных скакунов, всё труднее управлять колесницей — постромки трещат и лопаются, и треск этих постромок слышен по всему миру. Громче всего этот треск слышен на Украине — треск пробиваемой танковой брони, взрывы городов, предсмертные стоны солдат.

Сегодня на Украине видно русское величие. Россия одна, как бывало и прежде, вступила в смертельную схватку с западным единорогом. Россия, отстаивая свою суверенность, отстаивает суверенность всех остальных народов и цивилизаций. Россия, напрягая все свои силы, сражается с монстром — могучим, умелым, колдовским, научившимся повелевать, обольщать, обманывать, наносить удары в спину, управлять, опрокидывать навзничь неудачливого соперника.

Россия бьётся на Украине не только за себя, за суверенность своих пространств, благополучие своих людей, безопасность русской цивилизации. Она бьётся за весь остальной мир, как это бывало не раз, во времена Наполеона и Гитлера, когда вся тьма мира обрушивалась на Россию. И Россия превращала мировую тьму в свет, делилась этим победным светом с остальными народами, дарила этим народам возможность свободного существования.

Сегодня, как прежде, Россия одна, и множество дружественных народов, которые вкусят плоды русской победы, следят за этой схваткой, не решаясь в неё вступить. И в этой русской битве с мировым злом, в её жертвах, её несгибаемой воле, её мистической озарённости — русское величие. Ибо такой задумал Господь Россию. Такой она нужна человечеству. Такой — обожающей, творящей, молящейся, в кровавых бинтах — она исполняет своё предназначение, стремится к восхитительному идеалу, где жизнь управляется гармонией, а не угрюмой железной силой. Где бытие есть цветущее многообразие, а не железный каток. Где мироздание есть цветущее поле, а не свистящая в этом поле коса. Русское величие — не в грубой силе, не в беспощадной повелевающей мысли, а в обожании всего, что сотворили природа и Бог. Это русское обожание само по себе является даром божьим.

Россия — душа мира. И богоизбранность России не в том, чтобы повелевать другими народами, а в том, чтобы постоянно сберегать эти народы от тьмы, которая сегодня, как и в прежние времена, ополчилась на них. Русское величие — в вечном стоицизме России, в неизменной во все века преданности своей Русской Мечте о вселенском благополучии и божественной гармонии.

В кошмарах войн грядёт мессия.

Возврата нет — твой жребий брошен.

Хрипит и горбится Россия,

Клонясь под непосильной ношей.

Ударил час, и мир сорвал личину.

И чаянье пророка воплотилось.

Пришла вода. Всплывает из пучины

Чудовищный России Наутилус.

Страдая от жестоких ран,

Неистово, с размаху

Идёт Россия на таран,

Рвёт на груди рубаху.

ИсточникЗавтра
Александр Проханов
Проханов Александр Андреевич (р. 1938) — выдающийся русский советский писатель, публицист, политический и общественный деятель. Член секретариата Союза писателей России, главный редактор газеты «Завтра». Председатель и один из учредителей Изборского клуба. Подробнее...