Трагические события 7 октября 2023 года в Израиле подобно событиям 11 сентября в США на десятилетия вперед будут объектами разного рода конспирологических теорий и расследований.
Одно из первых таких журналистских расследований провели в The New York Times (Ронен Бергман, Марк Маццетти и Мария Аби-Хабиб) — «Как годы неудач Израиля в борьбе с ХАМАС привели к разрушительному нападению»(29.10.2023).
Авторы делают вывод:
«Израильские официальные лица полностью недооценили масштабы атак ХАМАС 7 октября, разрушивших некогда непобедимое чувство безопасности страны».
«Было 3 часа ночи 7 октября, и Ронен Бар, глава службы внутренней безопасности Израиля, все еще не мог определить, было ли то, что он видел, очередными военными учениями ХАМАС.
В штаб-квартире его службы Шин Бет чиновники часами следили за деятельностью ХАМАС в секторе Газа, которая была необычно активной для середины ночи. Представители израильской разведки и национальной безопасности, которые убедили себя в том, что ХАМАС не заинтересован в войне, первоначально предполагали, что это всего лишь ночные учения.
Их мнение в ту ночь могло быть другим, если бы они слушали разговоры по портативным рациям боевиков ХАМАСа. Но подразделение 8200, израильское агентство радиотехнической разведки, годом ранее прекратило подслушивание этих сетей, поскольку считало это пустой тратой усилий.
Шло время той ночью, и Бар подумал, что ХАМАС может предпринять попытку мелкомасштабного нападения. Он обсудил свои опасения с высшими израильскими генералами и приказал команде «Текила» — группе элитных контртеррористических сил — развернуться к южной границе Израиля.
По словам трех представителей израильского министерства обороны, почти до самого начала атаки никто не верил, что ситуация настолько серьезна, чтобы разбудить премьер-министра Биньямина Нетаньяху (??? – В.О).
Через несколько часов подразделения Текилы были втянуты в бой с тысячами боевиков ХАМАСа, которые проникли через хваленый пограничный забор Израиля, мчались на грузовиках и мотоциклах в южный Израиль и атаковали деревни и военные базы.
Самая мощная военная сила на Ближнем Востоке не только полностью недооценила масштабы нападения, но и полностью провалила свои усилия по сбору разведывательной информации, в основном из-за высокомерия и ошибочного предположения, что ХАМАС представляет собой сдерживаемую угрозу (??? – В.О.).
Несмотря на изощренное технологическое мастерство Израиля в шпионаже, боевики ХАМАСа прошли тщательную подготовку для нападения и практически оставались незамеченными в течение как минимум года (??? — В.О.). Боевики, которые были разделены на различные подразделения с конкретными целями, располагали подробной информацией о военных базах Израиля и расположении кибуцев.
Некогда непобедимое чувство безопасности страны было подорвано.
Было убито более 1400 человек, в том числе множество женщин, детей и стариков, которых убивали систематически и жестоко. Сотни находятся в заложниках или до сих пор пропали без вести.
По данным министерства здравоохранения, управляемого ХАМАСом, Израиль ответил жестокими бомбардировками Газы, в результате которых погибло более 8000 палестинцев (среди которых более 3000 детей) и еще свыше 20 000 человек были ранены.
Израильские военные 29 октября сигнализировали о более мощном нападении на сектор Газа, заявив, что за ночь расширили наземное вторжение.
Израильские официальные лица пообещали провести полное расследование того, что пошло не так.
Еще до этого расследования было ясно, что атаки были возможны из-за каскада неудач, произошедших за последние годы, а не часов, дней или недель. Исследование New York Times, основанное на десятках интервью с израильскими, арабскими, европейскими и американскими чиновниками, а также на обзоре израильских правительственных документов и доказательств, собранных после рейда 7 октября, показывает следующее.
Первое. Представители израильской службы безопасности потратили месяцы, пытаясь предупредить Нетаньяху, что политическая нестабильность, вызванная его внутренней политикой, ослабляет безопасность страны и придаёт смелости врагам Израиля. Премьер-министр продолжал продвигать эту политику. По словам израильских чиновников, однажды в июле он даже отказался встретиться со старшим генералом, который приехал, чтобы высказать предупреждение об угрозе, основанное на секретных разведывательных данных.
Второе. Израильские официальные лица в течение многих лет неправильно оценивали угрозу, исходящую от ХАМАС, и еще более критично в преддверии нападения. Официальная оценка израильской военной разведки и Совета национальной безопасности с мая 2021 года заключалась в том, что ХАМАС не был заинтересован в нападении из Газы, которое могло бы повлечь за собой разрушительный ответ со стороны Израиля, по словам пяти человек, знакомых с оценками, которые говорили при условии анонимность для обсуждения конфиденциальных деталей. Вместо этого, по оценкам израильской разведки, ХАМАС пытался разжечь насилие против израильтян на Западном Берегу, который контролируется его соперником, Палестинской автономией.
Третье. Вера Нетаньяху и высокопоставленных представителей израильской службы безопасности в то, что Иран и «Хезболла», его самая мощная прокси-сила, представляют собой самую серьезную угрозу Израилю, отвлекла внимание и ресурсы от противодействия ХАМАСу. В конце сентября высокопоставленные израильские чиновники заявили The Times, что они обеспокоены тем, что в ближайшие недели или месяцы Израиль может подвергнуться нападению на нескольких фронтах со стороны поддерживаемых Ираном группировок ополченцев, но не упомянули о том, что ХАМАС развязывает войну с Израилем из сектора Газа (??? – В.О.).
Четвёртое. Американские шпионские агентства в последние годы практически прекратили сбор разведывательной информации о ХАМАС и его планах, полагая, что группировка представляет собой региональную угрозу, с которой Израиль справляется.
В целом, высокомерие израильских политиков и чиновников службы безопасности убедило их в том, что военное и технологическое превосходство страны над ХАМАСом позволит держать террористическую группировку под контролем».
Многие высокопоставленные чиновники взяли на себя ответственность, но Нетаньяху этого не сделал. В час ночи 29 октября в Израиле, после того как его офис попросили прокомментировать эту статью, он разместил сообщение на X (ранее Twitter), в котором повторял замечания, сделанные им в адрес The New York Times, и обвинял военные и разведывательные службы в неспособности предоставить информацию ему с любым предупреждением о ХАМАСе (??? – В.О.).
«Ни при каких обстоятельствах и ни на каком этапе премьер-министр Нетаньяху не предупреждался о военных намерениях со стороны ХАМАС», — говорится в сообщении на иврите. «Напротив, оценка всего эшелона безопасности, включая главу военной разведки и главу Шин Бет, заключалась в том, что ХАМАС был сдержан и искал договорённости».
29 октября ШАБАК пообещал провести тщательное расследование после войны. В ЦАХАЛе от комментариев отказались.
В последний раз коллективная вера израильтян в безопасность своей страны была столь же подорвана 50 лет назад, в начале войны Судного дня, когда Израиль был застигнут врасплох нападением египетских и сирийских войск. Как эхо этой атаки, ХАМАС добился успеха, потому что израильские чиновники допустили многие из тех же ошибок, которые были допущены в 1973 году.
Война Судного дня была «классическим примером того, как разведка терпит неудачу, когда политические и разведывательные сообщества создают петлю обратной связи, которая укрепляет их предрассудки и ослепляет их от изменений в окружающей среде угроз», — написал Брюс Ридель, бывший ведущий аналитик по Ближнему Востоку в ЦРУ США в исследовательской работе 2017 года о войне 1973 года.
В интервью в октября 2023 года Ридель сказал, что Нетаньяху пожинает плоды того, что сосредоточил внимание на Иране как на экзистенциальной угрозе Израилю, в то же время по большей части игнорируя врага на своем заднем дворе».
Игнорируемые предупреждения
«По словам трех представителей министерства обороны Израиля, 24 июля 2023 года два высокопоставленных израильских генерала прибыли в Кнессет, парламент Израиля, чтобы передать срочные предупреждения израильским законодателям.
В этот день Кнессет должен был дать окончательное одобрение одной из попыток Нетаньяху ограничить власть судебной власти Израиля – попытки, которая потрясла израильское общество, вызвала массовые уличные протесты и привела к массовым отставкам из военных резервов.
Растущая часть действующих пилотов ВВС угрожала отказаться явиться на службу, если закон будет принят.
В портфеле одного из генералов, Аарона Халивы, главы Управления военной разведки Армии обороны Израиля, находились строго секретные документы, в которых подробно описывались выводы сотрудников разведки о том, что политические беспорядки придают смелости врагам Израиля (!!! – В.О.).
В одном документе говорится, что лидеры того, что израильские официальные лица называют «осью сопротивления» — Ирана, Сирии, ХАМАС, «Хезболлы» и Палестинского исламского джихада* — считали, что это был момент слабости Израиля и время нанести удар.
Лидер «Хезболлы» Хасан Насралла, согласно одному из документов, заявил, что необходимо готовиться к большой войне.
Генерал Халива был готов сказать лидерам коалиции, что политическая нестабильность создает возможность для врагов Израиля атаковать, особенно если будет больше отставок среди военных. Только два члена Кнессета пришли послушать его брифинг (!!! ??? – В.О.).
Кроме того, генерал Герци Халеви, начальник штаба вооруженных сил, попытался передать такие же предупреждения Нетаньяху. По словам чиновников, премьер-министр отказался с ним встретиться (!!! ??? – В.О.). Офис Нетаньяху не ответил на просьбу прокомментировать эту встречу.
Предупреждения генералов во многом были основаны на серии провокаций на северной границе Израиля.
В феврале и марте 2023 года «Хезболла» направила начиненные взрывчаткой дроны к израильским газовым установкам. В марте 2023 года боевик перелез через пограничный забор из Ливана в Израиль, неся с собой несколько мощных бомб, оружие, телефоны и электрический велосипед, на котором он доехал до крупного северного перекрестка. Затем он применил мощный заряд, видимо, пытаясь взорвать автобус.
21 мая 2023 года «Хезболла», по-видимому, впервые провела военные учения на одном из своих учебных полигонов в Аарамте на юге Ливана. «Хезболла» запускала ракеты и управляла дронами, которые сбросили взрывчатку на имитацию израильского поселения.
Израильские официальные лица полагали, что «Хезболла» возглавляла планирование скоординированного нападения на Израиль, но не такого, которое приведет к полномасштабной войне.
Обеспокоенность чиновников росла в августе и сентябре 2023 года, и генерал Халеви обнародовал свои опасения.
«Мы должны быть более подготовлены, чем когда-либо, к многоаренному и обширному военному конфликту», — сказал он на военной церемонии 11 сентября 2023 года, всего за несколько недель до нападения.
Союзники Нетаньяху выступили на израильском телевидении и осудили генерала Халеви за то, что тот сеет панику (!!! ??? – В.О.).
В ходе серии встреч Шин Бет сделал такие же предупреждения высокопоставленным израильским чиновникам, как и генерал Халеви. В конце концов, Бар тоже стал публичным.
«Исходя из расследований, которые мы проводим, мы можем сегодня сказать, что политическая нестабильность и растущий раскол являются стимулом для стран оси зла, террористических организаций и отдельных угроз», — сказал Бар в своей речи.
«Правительство Нетаньяху также проигнорировало предупреждения соседей Израиля. Будучи хранителем мусульманских святынь в Иерусалиме, Иордания традиционно была важным посредником между палестинцами и правительством Израиля в вопросе о комплексе мечети Аль-Акса, третьем по значимости святом месте в исламе. На протяжении многих лет комплекс мечети неоднократно подвергался рейдам со стороны израильских сил, и ХАМАС заявил, что атака 7 октября была предпринята отчасти в качестве возмездия за эти действия.
Но Иордания обнаружила, что, когда в конце 2022 года Нетаньяху сформировал правительство, самое крайне правое в новейшей истории, оно было менее восприимчиво к их предупреждениям о том, что инциденты на территории мечети Аль-Акса разжигают настроения на палестинских территориях, которые могут перерасти в насилие, по словам двух арабских чиновников, знакомых с этими отношениями».
Неправильный фокус
«Хотя сотрудники служб безопасности и разведки были правы в отношении предстоящего нападения, их пристальное внимание к «Хезболле» и Ирану имело трагический эффект: гораздо меньше внимания было уделено угрозам со стороны Газы.
После ухода Израиля в 2005 году и превращения ХАМАСа из чисто партизанской организации в правящую власть в секторе Газа в 2007 году у ХАМАСа были лишь периодические стычки с израильскими военными.
При четырех разных премьер-министрах Израиль неоднократно решал, что повторная оккупация Газы и разгром ХАМАСа будут стоить слишком много жизней и нанести слишком большой ущерб международной репутации Израиля.
Израиль знал, что ХАМАС, который Иран поддерживает финансированием, обучением и оружием, со временем становится сильнее. Но официальные лица полагали, что они смогут сдержать ХАМАС с помощью обширной сети шпионов, сложных инструментов наблюдения, которые обеспечат раннее предупреждение о нападении, и пограничных укреплений для сдерживания наземного нападения ХАМАСа. Они также полагались на систему ПВО «Железный купол» для перехвата ракет и ракет, запускаемых из сектора Газа.
Эта стратегия, подтвержденная многочисленными израильскими чиновниками, принесла некоторые плоды. На протяжении многих лет усилия Израиля по проникновению в ближайшее окружение ХАМАСа в секторе Газа позволили Израилю раскрыть планы нападений группировки и иногда приводили к убийствам лидеров ХАМАСа».
Усиление ХАМАС
«Публично Нетаньяху использовал резкую риторику в адрес ХАМАС. Его предвыборным лозунгом в 2008 году было «Сильный против ХАМАСа», и в одном из предвыборных видеороликов того времени он пообещал: «Мы не остановим ЦАХАЛ. Мы доведем дело до конца. Мы свергнем террористический режим ХАМАС».
Однако со временем он стал рассматривать ХАМАС как способ сбалансировать власть против Палестинской автономии, которая имеет административный контроль над Западным берегом и давно добивается мирного соглашения в Израиле в обмен на палестинское государство (и это – главная, роковая ошибка Нетаньяху — !!!, В.О.).
Нетаньяху на протяжении многих лет говорил своим помощникам, что слабая Палестинская администрация ослабила давление на него, чтобы он пошел на уступки палестинцам в переговорах, по словам нескольких бывших израильских чиновников и людей, близких к Нетаньяху. Чиновник в офисе Нетаньяху, говоривший на условиях анонимности, отрицал, что это была политика премьер-министра.
Но нет никаких сомнений в том, что израильские официальные лица рассматривали ХАМАС как региональную угрозу, а не глобальную террористическую организацию, такую как «Хезболла» или «Исламское государство». Эту точку зрения разделили в Вашингтоне, и американские спецслужбы выделили мало ресурсов на сбор информации о группировке.
Некоторые представители американского правительства даже считали, что боевиков ХАМАСа можно завербовать в качестве источников информации о террористических группировках, которые Вашингтон считал более насущными приоритетами (роковая ошибка в агентурной работе и американцев и израильских спецслужб – В.О.).
Джонатан Шанцер, бывший сотрудник Министерства финансов, а ныне старший вице-президент по исследованиям Фонда защиты демократии, вспомнил встречу, которую он провел в 2015 году с представителями американской разведки и правоохранительных органов по поводу подозреваемых боевиков ХАМАС на территории Соединенных Штатов.
Он напомнил, что во время встречи официальные лица сказали ему, что пытаются превратить боевиков Хамаса в «активы» в борьбе с Исламским государством (!!! — В.О.)».
Непобедимость Стены
Израильские официальные лица твердо верили, что «Барьер» — железобетонная стена длиной почти 40 миль над и под землей, построенная в 2021 году — герметично изолирует сектор Газа. На границе также существовала система наблюдения, основанная почти исключительно на камерах, датчиках и системах дистанционного управления, рассказали The Times четыре высокопоставленных израильских военных.
Высокопоставленные израильские военные чиновники полагали, что сочетание систем дистанционного наблюдения и пулеметных систем с грозной стеной сделает практически невозможным проникновение в Израиль и, таким образом, уменьшит потребность в размещении большого количества солдат на базах.
Но атака ХАМАСа выявила хрупкость этой технологии. Группа использовала дроны со взрывчаткой, которые повредили антенны сотовой связи и системы дистанционного огня, защищавшие забор между сектором Газа и Израилем.
Чтобы обойти мощную израильскую технологию наблюдения, боевики ХАМАС также, судя по всему, ввели строгую дисциплину в рядах группировки, чтобы они не обсуждали свою деятельность по мобильным телефонам. Это позволило им осуществить нападение незамеченным, сказал один европейский чиновник.
Группа, скорее всего, разделила своих бойцов на более мелкие ячейки, каждая из которых, вероятно, тренировалась только для определенной цели. Таким образом, рядовые не понимали масштаба терактов, к которым они готовились, и не могли выдать операцию, если их поймают, заявил европейский чиновник, основываясь на своем анализе того, как разворачивалась атака, и на видео, которые распространяла группа.
ХАМАС, возможно, перенял такую оперативную дисциплину у «Хезболлы», которая уже давно сбивает с толку израильские силы на поле боя, разделяя своих бойцов на более мелкие отряды из друзей или родственников, по словам ливанских чиновников, связанных с группировкой.
В разговоре с военными следователями через две недели после нападения солдаты, пережившие нападение, показали, что подготовка ХАМАСа была настолько точной, что они повредили ряд камер и систем связи, так что «все наши экраны выключились почти в одну и ту же секунду. Результатом всего этого стала почти полная слепота в утро нападения»(??? – разве это не ставит вопросы о предательстве внутри израильских спецслужб – В.О.).
***
Очень странное впечатление вызывает это расследование.
С одной стороны, преступные ошибки Нетаньяху.
С другой, грубейшие просчёты, прежде всего в агентурной работе израильских спецслужб.
Но просчёты это, или предательство, мир узнает не скоро.
*террористическая организация, запрещённая в РФ