Поездка министра обороны России Сергея Шойгу в Китай вышла краткой, деловой и насыщенной. Он впервые принял участие в Сяншаньском международном военном форуме, названном так по имени живописных «Ароматных гор» в окрестностях Пекина. Вот уже в десятый раз китайские военные собирают коллег со всего мира, чтобы обсудить стратегическую обстановку, наладить взаимопонимание и личные контакты, столь полезные в наше неспокойное время.
Краткий визит генерала Шойгу вряд ли имел целью просто поучаствовать в военно-дипломатическом событии, столь близком сердцу китайских коллег. Это не был официальный визит в ответ на пребывание министра обороны КНР Ли Шанфу в Москве в середине апреля, когда его принял Президент Путин. Поэтому не состоялась встреча с китайским главнокомандующим Си Цзиньпином. В марте Си Цзиньпин и Шойгу тесно пообщались во время пребывания председателя Си в Москве, когда они вдвоем обсудили целый круг вопросов в области как военного, так и военно-технического сотрудничества между двумя странами. Тогда же Си Цзиньпин первым из руководителей иностранных государств побывал в Центре оперативного управления Вооруженными Силами России.
В то же время пребывание нашего министра обороны в Пекине было подчеркнуто почтительным. Он был назван главным гостем Сяншаньского форума. Ему оказали все высшие военные почести, включая прохождение статных гвардейцев в здании, где размещены Военный Совет КПК и Военный Совет КНР, одновременно руководящие всеми вооружёнными силами и их командными органами, включая министерство обороны. Там же за плотно закрытыми дверями прошли переговоры генерала Шойгу с генералом Чжан Юся, который после нашумевшей отставки министра Ли Шанфу исполняет обязанности главы военного ведомства.
Скорее всего, именно эта беседа и была главной целью поездки Сергея Шойгу за Великую стену. В ходе пекинских переговоров 17 октября «с глазу на глаз» Путина и Си Цзиньпина, двух президентов и одновременно двух главнокомандующих, наверняка были достигнуты масштабные договоренности по вопросам региональной и глобальной безопасности. Вряд ли можно было пропустить мимо ушей заявление Президента США Джо Байдена о готовности одновременно вести ядерную войну против России и Китая. Желательность такого развития событий недавно обосновали в специальном докладе опытные эксперты Конгресса США – отставные разведчики, военные, дипломаты, конгрессмены. Путину и Си Цзиньпину пришлось работать на пределе ответственности за свои решения, заниматься небывалым со времен Сталина и Мао Цзэдуна творчеством в области судеб своих наций, судеб всего мира. Наверное, решения командиров «боевого слаживания» России и Китая о предупреждении агрессии и возмездии за нее были переданы на доработку и уточнение дальше по команде. Провести сопряжение планов как раз и было поручено главам министерств обороны и сопровождавшим их высшим чинам генеральных штабов и стратегических сил.
Само собой разумеется, необходимое внимание было уделено и «операции прикрытия», участию в пленарном заседании Сяншаньского форума. Напрасно искать в речах Шойгу малейших расхождений с позицией Китая. Он подчеркнул исключительную важность октябрьской встречи Владимира Путина и Си Цзиньпина. «Главы наших государств выразили настрой на всемерное развитие российско-китайского всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия, в том числе в военной и военно-технической области. Подчеркнули нацеленность на укрепление практического сотрудничества и тесную координацию на международной арене», — сказал Сергей Шойгу.
Давая оценку текущей военно-политической обстановке на Западном и Восточном фронтах глобальной «холодной войны» против России и Китая, генерал Шойгу выделил такие аспекты: Запад открыто взял курс на нанесение России «стратегического поражения» в развязанной против нее гибридной войне и использует Украину в качестве тарана. Линия Запада на обострение конфликта с Россией несет угрозу прямого военного столкновения ядерных держав. Ситуация в зоне СВО свидетельствует о бесперспективности планов НАТО подорвать безопасность России. Запад пытается обосновать появление в Азии сил и инфраструктуры НАТО. Набирает обороты военно-биологическая деятельность США, при которой развернута сеть лабораторий в Сингапуре, Таиланде, Камбодже и Южной Корее. Возникают новые и обостряются старые очаги напряжённости. По сути, это результат геополитических авантюр, эгоистических неоколониальных действий Запада. На контрасте с общей тревожной ситуацией выстраиваются российско-китайское всеобъемлющее партнёрство и стратегическое взаимодействие, сказал Сергей Шойгу.
В недвусмысленных выражениях было выдержано и выступление генерал-полковника Чжан Юся. Он указал, что Китай готов вместе с Россией активно реагировать на различные угрозы и вызовы безопасности, а также совместно поддерживать глобальный стратегический баланс и стабильность. Развитие китайско-российских отношений, основанных на прочной добрососедской дружбе, всесторонней стратегической координации и взаимовыгодном сотрудничестве, является стратегическим решением, соответствующим исторической логике. Под стратегическим руководством лидеров двух стран российско-китайские связи поддерживаются на высоком уровне, отношения вооруженных сил двух государств имеют сильные тенденции для развития, контакты и взаимодействие во всех сферах характеризуются плодотворными результатами. Позиции Китая и России в военной сфере совпадают, что способствует развитию взаимодействия на этом направлении, подчеркнул Чжан Юся.
Поход генерала Шойгу в «Ароматные горы» был необходимым и плодотворным шагом на пути «боевого слаживания» вооруженных сил России и Китая. В быстро меняющейся оперативной и стратегической обстановке подобные встречи с китайскими коллегами крайне востребованы.