В конце ноября в Кремлевском дворце съездов состоится форум Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС), который будет посвящен обсуждению будущей государственной идеологии России. Ожидается, что в его работе примет участие первый заместитель руководителя Администрации Президента Сергей Кириенко, а возможно — и Президент РФ.
Какая идеология нужна России? Почему эта тема актуальна сегодня как никогда? На эти и другие вопросы в ходе эксклюзивного интервью отвечает президент фонда «Русский предприниматель», автор концепции «Россия — Ноев ковчег», постоянный член Изборского клуба Сергей Писарев.
— Сергей Владимирович, вот уже более 30 лет Россия живет без идеологии — отказ от нее декларирован в статье пятой Конституции РФ. А так ли уж нужна стране государственная идеология? Обходились же без нее столько лет…
— Природа не терпит пустоты, фактически без идеологии наша страна не жила ни дня. Просто на смену коммунистической пришла либеральная. Она внедрялась во все поры общества неформально, но достаточно продуктивно и по-иезуитски незаметно. Вот лишь некоторые примеры.
Бывший министр образования Андрей Фурсенко заявлял, что задача российской средней школы — выпускать «образованных потребителей». Патриотическое воспитание в школе было отменено, но в Екатеринбурге школьников в плановом порядке возили на экскурсии в Ельцин Центр, известный своей «либерастической» ориентацией. В вузах существовала жесткая установка на преподавание только профильных дисциплин. А в итоге лучшие студенты старших курсов открыто искали работу за границей.
В культурной среде присутствовала издевка над отечественной историей даже в фильмах, снятых за государственный счет. Культ денег в российском кино и на телевидении, сомнительные эксперименты прочтения классики на «грани фола» в российских театрах. Следование калькам западной масс-культуры, бесконечные пустые гламурные ток-шоу в сетке вещания российских телеканалов… Всё это — элементы либеральной идеологии, инфильтрация которой почти 30 лет последовательно шла в общественное сознание, транслировалась в прайм-тайм, в то время как патриотическая тематика «была в загоне». Почему так произошло?
В начале 1990-х, когда была принята ныне действующая Конституция РФ, формулировка пятой главы закрепляла отказ от государственной коммунистической идеологии. Она за годы советской власти, что называется, «навязла в зубах» и вместе с курсом на строительство демократического общества провозгласили отказ от какой-либо идеологии вообще.
Но это на словах. На деле же, для легализации приватизации и запредельного расслоения общества, вся идеологическая машина государства превратилась в огромный Ельцин Центр. Выгодоприобретателями этого кропотливого труда явилась узкая прослойка олигархов, обслуживающие их интересы «слуги народа» и «творческая интеллигенция».
Поэтому вопрос «нужна ли нам идеология?» звучит неправильно. Правильная его постановка — какая именно идеология нужна взамен либеральной в интересах большей части населения России?
— Почему вопрос государственной идеологии в нашей стране обострился именно сейчас?
— Холодным (скорее горячим) душем, избавляющим от либерального дурмана, стало вынужденное проведение СВО. Общество проснулось от спячки, за несколько месяцев произошли принципиальные изменения в сфере экономики, образования, культуры, масс-медиа. Зазвучали дискуссии на тему будущего развития страны и современной идеологии.
Одна из таких дискуссий состоялась в конце октября на собрании Екатеринбургского клуба в качестве подготовительного мероприятия к форуму ВРНС в ноябре. На нём выступили советник губернатора Свердловской области Анатолий Гайда, проректор по науке РАНХиГС (Президентская академия), политтехнолог Андрей Полосин и другие. Говорили о необходимости укрепления государства, возврата к традиционным ценностям, отхода от либеральной идеологии.
Андрей Полосин в своем выступлении озвучил элементы новой госидеологии, которую он назвал «ДНК России» . Его концепция во многом повторяет доктрину «Россия — Ноев ковчег» (РНК), разработанную и изданную в Екатеринбурге в 2008 году. Не может не радовать, что РНК, пусть с опозданием на 15 лет, начала звучать на самом высоком уровне. Надеюсь, что её предложения будут рассмотрены и на форуме ВРНС.
Все эти годы мы занимались разработкой современной идеологии, искали единомышленников. Ими, в частности, стали известные общественные деятели и публицисты Юрий Громыко и Юрий Крупнов, которые в 2019 году подготовили свою версию концепции РНК. В 2020 году Изборский клуб издал свою версию «Русского Ковчега». Образ «Ковчега» в применении к России звучал из уст министра обороны Сергея Шойгу, президента ПАО «Роснефть» Игоря Сечина и в передачах на центральном ТВ.
— Что Вы ждёте от форума ВРНС в ноябре?
— Я очень надеюсь, что разговоры «от лукавого» на тему «нужна ли России государственная идеология» останутся в прошлом. Сегодня уже всем очевидно, что нужна. Осталось признать, что почти 30 лет в стране процветала либеральная парадигма, но теперь ее время прошло, настала пора окончательно сформулировать и принять современную насущную идеологическую концепцию.
Любая идеология рождается не на пустом месте — а как отклик на неотложный запрос общества. В свое время, в период феодальной раздробленности, идея самодержавия и централизации власти позволила выстроить единое российское государство. Когда самодержавие стало тормозом развития экономики, общества и не смогло решить проблему социального неравенства — его свергли при помощи коммунистической идеологии, которая победила благодаря поддержке большинства населения. Либеральная идеология 90-х обрела популярность на фоне дискредитации коммунистической, избыточного участия государства во всех сферах жизни общества.
Сегодня совершенно очевидно, что и «либеральная» себя изжила. Особенно в условиях жестких антироссийских санкций и угрозы глобального военного конфликта. Впрочем, либеральные ценности переживают кризис не только в России, но и во всем мире.
Задача любой состоявшейся идеологии – ПРАВИЛЬНО определить главные проблемы и вызовы, стоящие перед обществом, и ПРАВИЛЬНО указать пути их решения. И только тогда эта «идея овладеет массами и станет силой». Если идеология не отвечает этим требованиям, то никакой Ленин и партия большевиков не смогут повести за собой массы. Собственно, на тот период нашей истории вместо Ленина и большевиков могли быть кто угодно, но монархия уже была обречена.
Смена общественных формаций при поддержке соответствующих идеологий на первом этапе всегда происходит в интересах большей части общества. Через какое-то время эта новая формация начинает работать уже в основном в интересах очередной новой элиты, что приводит к очередным антогостическим противоречиям между элитой и народом, появлению Новой идеологии, предлагающей пути выхода из ситуации в интересах народных масс и т.д. и т.п. По крайней мере, для России вполне возможна историческая цепочка: монархия – социализм – капитализм – монархия – социализм…
Мне кажется, что любая идеология рождается, развивается и умирает. Это естественный общественный процесс. В который раз для России пришло время Новой.
Наша версия – это «Россия – Ноев ковчег Человечества».