Одна из надписей на Рейхстаге, сделанных в мае 1945 гласит «Мы — воины-панфиловцы. Спасибо, Батя, тебе за валенки». Сам Иван Васильевич Панфилов, командир легендарной 316-й стрелковой дивизии, совершившей чудо под Москвой, до Победы не дожил. Он погиб через два дня после боя под разъездом Дубосеково, где его бойцы остановили колонну фашистов, уничтожив восемнадцать танков. Но в памяти солдат остался навечно, благодаря личному героизму и заботе о простых воинах. Именно поэтому генерал-майор и ставшие именем нарицательным «панфиловцы» остались в истории.
Фильмов о битве снято несколько, ленты «За нами Москва» (1967), «Волоколамское шоссе» (1984), «Битва за Москву» (1985) выпущены ещё в советское время. В 2013 г. свой сериал о панфиловцах сняли даже в Казахстане.
Но настоящим культурным феноменом оказалась картина, выпущенная в 2016 г. Андреем Шальопой и Кимом Дружининым. На фоне общего вала непонятных (и не всегда смешных) комедий и сериалов, в которых «спят преступники, их жертвы, и менты» фильм «28 панфиловцев» воспринимался как глоток свежего воздуха.
Особенно остро это ощущалось в Донбассе, потому что тогда мы, «непризнанная республика», были совсем исключены из общей федеральной повестки. Сурковская схема, в которой ДНР и ЛНР были не Россией, не Украиной, а «одной маленькой, но очень гордой птичкой», сбивала с толку и лишала надежды. И тут появился этот фильм, в котором был чёткий посыл — мы все одна страна, так уже было, что часть Родины захвачена врагом, но ничего, прорвёмся.
Деньги на этот проект, смешные для полнометражного кино 150 млн., собирали всем миром: в интернете, с помощью оповещения. Есть такое похабное эльфийское слово «краудфандинг». Вот им, родимым, и собирали.
И в результате получилась мощная, ударная картина с правильными диалогами, с нормальными шутками, с впечатляющими сценами, при просмотре которых трудно было понять: почему государство нашло деньги на очередные «Ёлки» и не нашло на «28 панфиловцев».
Важным фактором было и то, что маркировка «12+» полностью соответствовала — фильм можно спокойно включать и смотреть в присутствии детей. Здесь нет мелированных медсестричек с ботексными губами, никто не волочится за поварихой или «женой командира». Почему-то большинство фильмов «о войне» сегодня обойтись без этого не могут. А тут вдруг оказалось, что совсем не обязательно для того, чтобы сделать качественный фильм, включать в него сцены страстного соития в сугробе на фоне подбитого танка.
В общем, от «28 панфиловцев» остаётся такое же чёткое и понятное ощущение, как от талантливого военного плаката. И строки, которые многие помнят с детства, несмотря на TikTok, сегодня стали актуальными вновь: «Бьемся мы здорово, колем отчаянно — внуки Суворова, дети Чапаева».
В СССР тоже были свои идеологические несуразности, но сознание людей не засорялось лишней ерундой с такой скоростью и сохраняло целостность. Это, кстати, один из факторов, которые обеспечили нам победу в Великой Отечественной — тогда жители страны не имели никакого представления о «Мультивселенной доктора Стрэнджа» и благодаря своей «ватности» не сомневались, что Родина у нас одна, и защищать её необходимо.
И даже несмотря на классовую теорию и отрицание «империалистического мракобесия» в советских учебниках истории воины, сражавшиеся под началом Дмитрия Донского и Александра Суворова, вызывали однозначное уважение у мальчишек, которые вчера были школьниками, а в выпускной 1941 г. ушли добровольцами.
Сегодня с момента битвы у Дубосеково прошло уже 82 года. Но почему-то нет ощущения, что это «преданья старины глубокой». Напротив, всё обострено, и Россия, сосредоточившаяся перед лицом новой опасности, как никогда нуждается в осознании непрерывности нити своей истории. Осознания того, что в Великой Отечественной сражались правнуки героев осады Севастополя, а сегодня это делают внуки и правнуки воинов, водрузивших флаг над Рейхстагом.
Именно поэтому так досадно становится при виде «исторических» фильмов, низводящих подвиги наших предков до уровня песни Аллегровой про «будуар императрицы», а истории любви превращающих в похабень в духе «Первого Оскара».
Можно сколько угодно говорить о обороноспособности страны и технологической самодостаточности, ходя до последней нам тоже ещё неблизко.
Но без суверенитета духа танки, ракеты и компьютерные железяки не будут иметь никакого значения. И очень важный здесь фактор — это именно кино. А хороших фильмов из десятков презентованного за последний год — раз-два, и обчёлся. Достойные работы вроде «Праведника» и «Нюрнберга» (которые тоже о войне) теряются в вале непонятных новоделов, которые призваны «развлечь и расслабить» общество. Но как быть с тем, что, может, наоборот надо бы поднапрячься? Что, может, настоящие проблемы ещё и не начинались? Но, однако же, даже картины «всенародной значимости» вроде фильма «Вызов» начинаются с обмена лифчиками. Иначе никак. Пипл не схавает.
У генерал-майора Ивана Панфилова, кроме всего прочего, было пятеро детей. Дочь Валентина служила в медсанбате. Сын Владилен был лётчиком-испытателем. Самая младшая дочь, Майя, дожила до 2015 г.
Стыдно как-то получается. Ведь это мы в том числе и внукам Панфилова показываем непонятные истории про богатырей, упырей и прочие непотребства. Как-то это неправильно.