Владимир Овчинский: Израиль после Обмена

24 ноября Израиль освободил 39 палестинских заключенных в соответствии с соглашением, достигнутым при посредничестве Катара, по которому ХАМАС освободил 13 израильских заложников.

33 заключенных, освобожденных на Западном Берегу, были переданы команде Международного комитета Красного Креста. Остальные шестеро были освобождены в Иерусалиме.

Освобождение с обеих сторон было частью соглашения о четырехдневном перемирии в войне между Израилем и ХАМАСом, которая началась 24 ноября.

В течение следующих четырех дней должны быть освобождены 150 палестинских заключенных и 50 израильских заложников.

The New York Times (24.11.2023) пишет:

«Это был момент, когда толпа у ворот тюрьмы Офер недалеко от города Рамаллах на Западном Берегу ждала несколько часов: большой белый автобус с палестинскими заключенными и задержанными вышел из ворот тюрьмы и пробрался сквозь толпу около 8 часов вечера 24 ноября.

Толпы палестинцев разразились аплодисментами, а водители в знак празднования включили двигатели. Вспыхнул фейерверк, заменивший звуки баллонов со слезоточивым газом, которые израильские силы безопасности применили для разгона толпы в течение дня. Один мужчина забрался на крышу автобуса и водрузил два флага ХАМАС, в то время как окружающие хвалили группу, которую они считали ответственной за освобождение их близких и соседей.

«Народ хочет ХАМАС! Народ хочет ХАМАС!» Они плакали.

24 ноября днем ​​и до самого вечера сотни палестинцев ждали возле Офера освобождения первой группы палестинских заключенных и задержанных в рамках обмена, предусмотренного соглашением между Израилем и ХАМАС о временном прекращении огня в Газе.

Часы ожидания были окрашены как скорбью по поводу разрушений, вызванных войной в секторе Газа, так и восторгом от момента, который многие считали маленькой победой палестинцев – той, которую многие в толпе приписывали ХАМАСу.

Когда заключенные и задержанные направлялись к близлежащему зданию муниципалитета, сотни людей бежали рядом с ними, размахивая флагами Палестины и ХАМАС.

59-летняя Ханан Салех аль-Баргути, которая была среди освобожденных, обняла мужа и внуков, а на глазах у неё застилались слезы. По ее словам, она провела в тюрьме около 80 дней. По данным израильских властей, её дело рассматривалось в военном суде по обвинению в государственной безопасности. Но теперь, когда она воссоединилась со своей семьей, её охватило чувство облегчения и неповиновения.

59-летняя Ханан Салех аль-Баргути со своей семьей после освобождения 24 ноября.

 

«Сопротивление, продолжайте идти — несмотря на кровопролитие, несмотря на разрушения, несмотря на разрушенные дома — вы дали нам достоинство!» — воскликнула она, обернув вокруг головы и шеи шарф ХАМАСа.

Большинство из толпы пришли, чтобы предложить свою поддержку родственникам освобожденных и испытать небольшой, хотя и мимолетный момент облегчения, смягченный продолжающейся напряженностью.

Когда 24 ноября днем ​​толпа приблизилась к входу в тюрьму, к ним подошла группа израильских солдат — предупреждение держаться подальше. Примерно через 20 минут прозвучало второе предупреждение: израильские силы безопасности запустили рядом с толпой канистры со слезоточивым газом, и их белый дым поднялся на вершину холма. Когда наступила ночь и толпа возле тюрьмы стала больше — и нетерпеливее — воздух наполнился новыми белыми шлейфами слезоточивого газа.

Израильские силы безопасности применили слезоточивый газ, пытаясь разогнать толпу, собравшуюся в пятницу возле Рамаллы, чтобы приветствовать освобожденных заключенных.

 

После событий 7 октября на Западном Берегу были возведены новые контрольно-пропускные пункты и построены баррикады, что сделало передвижение между некоторыми районами практически невозможным.

По данным ООН, насилие со стороны израильских поселенцев достигло рекордного уровня. А израильские военные проводят ночные рейды на Западном Берегу, что, по их словам, является частью контртеррористической операции.

Гнев и разочарование среди палестинцев на Западном берегу стали ощутимыми, поскольку число погибших в Газе выросло: по данным представителей здравоохранения в анклаве, погибло более 14 000 человек.

В октябре израильские солдаты перекрыли вход в район Хувара на Западном Берегу.После войны были возведены новые блокпосты и построены баррикады.

 

Палестинские заключенные в серых свитерах, освобожденные из израильского военного объекта Офер в обмен на пленников, освобожденных Хамасом в секторе Газа, машут флагами и скандируют лозунги, пока их маршируют в Байтунии на оккупированном Западном Берегу.

 

Люди собираются, когда освобожденные палестинские заключенные покидают израильскую военную тюрьму Офер недалеко от Рамаллы на оккупированном Израилем Западном Берегу.

 

Освобожденные палестинские заключенные машут флагами на автомобиле, покидая израильскую военную тюрьму Офер.

 

Фейерверки проносятся по небу, когда палестинские заключенные, освобожденные с израильского военного объекта Офер в обмен на пленников, освобожденных Хамасом в Газе, проходят парадом на оккупированном Западном Берегу.

 

Если перемирие сохранится, в ближайшие дни будут освобождены еще несколько заложников.

Тем не менее, Израиль не проявляет особых признаков того, что изменил свои военные цели, а Америка не проявляет никаких признаков того, что собирается отключить своего союзника от военной помощи.

Йоав Галлант, министр обороны Израиля, заявил, что боевые действия будут продолжаться «интенсивно» еще как минимум два месяца после перемирия. По условиям соглашения ХАМАС может получить дополнительный день перемирия за каждые десять дополнительных заложников, которых он освободит.

Изменит ли Израиль свою тактику, чтобы сократить количество мирных жителей, которых он убивает в секторе Газа, и каким образом, чтобы успокоить мировое общественное мнение и адаптироваться к боевым действиям на юге, откуда нет реальной возможности эвакуации. Незадолго до вступления соглашения о прекращении огня в силу Армия обороны Израиля нанесла интенсивные удары по целям в секторе Газа, в том числе на юге. Следующий этап боевых действий может включать в себя рейды меньшей интенсивности на юге в попытке убить или захватить лидеров и боевиков ХАМАСа.

Вызовет ли возобновление боевых действий новый раунд эскалации со стороны «Хезболлы» и других поддерживаемых Ираном ополченцев по всему региону.

К 28 ноября прекращение огня может закончиться, и кошмар Ближнего Востока снова развернется в самом разгаре.

Стратегия Израиля по выживанию

Бывший сотрудник Пентагона, а ныне президент Еврейского института национальной безопасности Америки Михаил Маковский в статье в The National Interest «Что нужно Израилю» (24.11.2023) пишет:

«Самая насущная потребность Израиля – это время. Израильские лидеры считают, что их кампания по уничтожению ХАМАСа идет хорошо, продвигается быстро и приводит к меньшему количеству жертв ЦАХАЛа, чем ожидали приехавшие сюда американские генералы. Но ЦАХАЛу нужно время, чтобы продолжать целенаправленный и тщательный темп искоренения террористов ХАМАС, скрывающихся за гражданскими лицами и под землей в густонаселенной городской среде Газы. Если ЦАХАЛ будет действовать быстрее, это может привести к увеличению жертв среди ЦАХАЛа и палестинцев.

Представители министерства обороны Израиля настаивали на том, что прекращение огня будет вредным, поскольку ХАМАС находится в бегах и ему нельзя позволить перегруппироваться и перевооружиться, хотя, конечно, с ним будут мириться ради освобождения значительного числа из 240 заложников, удерживаемых ХАМАСом в секторе Газа.

Израилю также необходимо большое количество боеприпасов. Чтобы продолжить свою кампанию против ХАМАС и быть готовым к тому, что «Хезболла», базирующаяся в Ливане террористическая марионетка Ирана, усилит жестокость своих и без того ежедневных атак, Израилю нужно больше бомб.

Израильские чиновники были очень благодарны за стабильные поставки американского оружия, но ясно дали понять, что им нужно больше.Например, ВВС Израиля (IAF) требуются еще тысячи МК-84 или «тупых» бомб, а также гораздо больше комплектов совместных боеприпасов прямого нападения (JDAM) производства Boeing, чтобы максимизировать эффективность боя и ограничить сопутствующий ущерб. Израилю также необходимо больше вертолетов — Boeing Apache и Sikorsky CH-53K — и самолетов Boeing F-15».

«Имея достаточно времени и боеприпасов, которые предоставит администрация Байдена должна сделать все возможное, чтобы Израиль смог достичь двух своих основные целей в секторе Газа.

Во-первых, ЦАХАЛ должен уничтожить ХАМАС, чтобы израильтяне снова могли чувствовать себя в безопасности, живя в своих южных городах (более 100 000 человек были эвакуированы после резни 7 октября). Это будет включать создание демилитаризованной буферной зоны глубиной в несколько километров внутри сектора Газа, чтобы обеспечить безопасность границы.

Во-вторых, ЦАХАЛ должен восстановить систему сдерживания. Вторжение ХАМАСа 7 октября серьезно подорвало хваленую репутацию израильской службы безопасности. В регионе, где противники безжалостно используют любой намек на слабость или некомпетентность, Израиль должен продемонстрировать свою решимость и силу».

Иран и многие другие исламисты уже давно полагают, что Израиль находится в упадке и в конечном итоге исчезнет. Несмотря на то, что ХАМАС спровоцировал эту войну, и большую осторожность, которую израильские военные принимают, чтобы избежать жертв среди палестинского гражданского населения (даже несмотря на то, что ХАМАС содействует им, скрываясь в мечетях, школах и больницах), жестокий ответный удар Израиля привел к огромным разрушениям в секторе Газа. Это нанесло ущерб международному положению Израиля и спровоцировало антисемитскую риторику и нападения на Западе».

«Бывший советник Израиля по национальной безопасности и генерал-майор ЦАХАЛа (в отставке) Яаков Амидрор, настаивает на том, что Израиль не смог бы выжить на Ближнем Востоке, если бы Израиль не дал ясного ответа. Пример ХАМАСа — любой субъект, который осуществит нападение на Израиль по приказу от 7 октября, будет полностью уничтожен в военном отношении».

«Достижение этих двух целей потребует большего, чем просто продолжающиеся операции в секторе Газа. Ожидается, что нынешняя фаза войны в секторе Газа, в ходе которой Израиль уничтожает большую часть боевиков, лидеров и инфраструктуры ХАМАСа, продлится несколько месяцев. Тогда Израиль, скорее всего, сократит свои силы и сосредоточится на ликвидации очагов боевиков ХАМАСа в секторе Газа и за рубежом. Возможно, некоторым будет разрешено покинуть сектор при определенных условиях. Этот второй этап может занять еще девять -двенадцать месяцев.

На этом этапе Израилю, в координации с Соединенными Штатами, Египтом и, вероятно, некоторыми странами Персидского залива, придется принять решение и реализовать некий временный план управления Газой в рамках более широкой израильской системы безопасности, которая обеспечивает порядок и безопасность для всего сектора Газа.

Это, пожалуй, самый сложный вопрос, в котором очевидных вопросов больше, чем очевидных практических ответов. В израильском правительстве пока нет явного консенсуса относительно того, какой именно план следует осуществлять.

Некоторые высокопоставленные чиновники рассматривали ситуацию после ХАМАСа как возможность исправить то, что, по их мнению, было ошибочным в соглашениях Осло 1993 года и размежевании Израиля в 2005 году на Западном Берегу и в секторе Газа, а именно, необходимость не полагаться на палестинского лидера для поддержания порядка, а стремиться к демилитаризации и дерадикализации народа, как это произошло в послевоенной Японии и Германии. Реалистично это или нет, неясно, но это указывает на то, что, по крайней мере, некоторые рассматривают новый подход к палестинскому вопросу».

Как бы то ни было с управлением сектором Газа, согласно текущим ожиданиям, Израилю, вероятно, потребуется передышка для восстановления после того, как основная масса тяжелых боев завершится через 2-3 месяца. Израильскому обществу был нанесён серьёзный удар. С 7 октября в Израиле погибло около 1300 человек (в том числе 390 солдат), 6900 получили ранения и около 215 заложников все еще похищены.

Экономика страны пострадала из-за потери экономической активности во время войны, в том числе из-за призыва более 400 000 резервистов в стране с населением 9 миллионов человек, а также из-за огромных потребностей 200 000-300 000 граждан, лишенных собственности с севера и юга, и теперь ему придется взять на себя большую оборонную нагрузку.

Вооружённым силам Израиля придется пополнить запасы и пересмотреть свою стратегию.

Израилю предстоит расследовать и делать выводы из колоссального провала 7 октября, приведшего к возможным сменам военного руководства».

«Единство, воплощенное в лозунге, который сейчас можно увидеть на рекламных щитах в Израиле и примерно переводится как «Вместе мы победим», наверняка быстро рассеется, и в какой-то момент в следующем году, вероятно, будут назначены новые выборы».

«Израильское правительство, вероятно, попытается к весне 2024 года заключить нормализацию отношений с Саудовской Аравией, которую премьер-министр Нетаньяху, наследный принц Мохаммед бен Салман и президент Байден публично обязались до 7 октября. Однако неясно, будет ли война и необходимость ее последствий изменят требуемые условия».

«Израиль также, вероятно, возобновит переговоры по заключению договора о взаимной обороне между США и Израилем. Если бы такой договор уже существовал, он мог бы помочь Ирану в качестве сдерживающего фактора, который сейчас крайне необходим. Стойкая поддержка Израиля президентом Байденом, в отличие от некоторых весьма ярых противников Израиля в его собственной партии и даже некоторых более гражданских критиков (таких как бывший президент Обама), демонстрирует, что сейчас, возможно, самое подходящее время для скрепления такого пакта».

«Затем, в какой-то момент, Израилю придется противостоять угрозе «Хезболлы» на севере страны. После 7 октября Израиль считает, что он больше не может терпеть на своей границе ещё одну хорошо вооружённую, поддерживаемую Ираном террористическую организацию, осуществляющую геноцид. Действительно, десятки тысяч израильтян на северной границе покинули свои дома и переехали в другие места.

Израильские официальные лица ясно дают понять, что резолюция 1701 Совета Безопасности ООН должна быть приведена в исполнение либо под давлением США, либо с помощью израильской силы. Эта резолюция, единогласно принятая после Второй ливанской войны в 2006 году, предписывала разоружение всех вооруженных группировок в Ливане за пределами Ливанских вооруженных сил и создание зоны от юга реки Литани до границы с Израилем, «свободной от любого вооруженного персонала, имущество и оружие, кроме тех, которые принадлежат правительству Ливана и ВСООНЛ [Временные силы Организации Объединенных Наций в Ливане]». Ни один мандат не был реализован ни со стороны ливанского правительства, в котором доминирует «Хезболла», ни со стороны ООН, США и даже со стороны Израиля.

Действительно, серьёзная стратегическая неудача Израиля позволила «Хезболле» увеличить свой ракетный арсенал с 10 000 после Второй ливанской войны до более чем 150 000 сегодня, включая несколько сотен высокоточных боеприпасов.

Израиль неявно и с опозданием признал эту полную неудачу».

«Шансы на то, что Соединенные Штаты сделают что-либо значимое для обеспечения соблюдения резолюции 1701 СБ ООН, кажутся близкими к нулю.

Администрация Байдена лишь восемь раз приняла ответные меры, причем очень кротко, за более чем 150 нападений на силы США в регионе со стороны поддерживаемых Ираном группировок с 2021 года из-за страха перед конфронтацией и еще большей эскалацией. Поэтому было бы надуманно представить, что США угрожают «Хезболле», не говоря уже о ее покровителе Иране, с целью ускорить исполнение резолюции 1701 года.

Конгресс США, однако, возможно, мог бы отказаться продолжать санкционировать помощь Ливану. Соединенные Штаты предоставили Ливану помощь в размере 5,5 миллиардов долларов с 2006 года, и Ливан, в любом случае, является несостоявшимся государством, в котором доминирует «Хезболла».

«Израилю, возможно, придется пойти дальше и серьёзно ослабить, если не уничтожить, «Хезболлу».

Учитывая огромные возможности «Хезболлы» нанести серьёзный ущерб израильским населенным пунктам, такой конфликт, скорее всего, затмит по интенсивности сегодняшний конфликт между Израилем и ХАМАСом, если только Соединенные Штаты не решат сдерживать «Хезболлу» прямыми угрозами или угрозами ее тегеранскому хозяину.

Превентивная атака, которая обезвредит «Хезболлу», которая служила не только доверенным лицом, но и защитником Ирана и частью сдерживающего потенциала Тегерана, также облегчила бы израильскую атаку на иранские ядерные объекты.

Такая военная кампания с каждым днем ​​становится все более неизбежной, учитывая умиротворение Тегеранского режима США и постоянно растущую опасную ядерную программу Ирана».

«Соединённые Штаты могут помочь двумя разными способами. Во-первых, и это наиболее легко, это может ускорить доставку самолетов-заправщиков KC-46 в Израиль, что включено в версии Палаты представителей и Сената действующего Закона о полномочиях национальной обороны. Соединённые Штаты одобрили покупку Израилем до восьми танкеров, но их поставка не запланирована ранее 2025 года. Поставка даже двух танкеров в ближайшее время, о чем просил Израиль, не только поможет подготовить Израиль к войне с Ираном, но и послужит отправной точкой сильный сигнал Тегерану и помощь в восстановлении сдерживания».

ИсточникЗавтра
Владимир Овчинский
Овчинский Владимир Семенович (род. 1955) — известный российский криминолог, генерал-майор милиции в отставке, доктор юридических наук. Заслуженный юрист Российской Федерации. Экс-глава российского бюро Интерпола. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...