Как и другие граждане России, слушал Верховного. И вот что имею несколько сумбурно сказать.

Послание Федеральному Собранию получилось у него несколько более, чем программным. Не просто избирательным, а понятийно-программным – в более широком смысле. Его социально-экономические аспекты, без сомнения, подробно разберут коллеги. Остановлюсь на том, чем занимаюсь сам.

Не оправдались ожидания тех, кто рассчитывал на громкие сенсации в международных вопросах. Упор был сделан совсем на другие материи. Обрисованы были контуры новой сборки, прошивки, нового патча для нашей страны. В самом что ни на есть позитивном значении этого слова. У этой программы есть целостная внутренняя система ветвящихся алгоритмов и есть среда. Международная «оболочка» изменчива и конфликтна, мы ее учитываем в части происходящих там трансформаций, но не отталкиваемся от её бесконечных случайностей. Мы проектируем своё движение, опираясь на опыт, ценности, ресурсы, кадры, собственный дизайн.

Да, конечно, геополитическим противникам России в выступлении было кратко и предельно ясно указано на их место. Но не как что-то жгуче актуальное, а уже в режиме повседневной фиксации очевидного факта. «Никому не позволим вмешиваться в наши внутренние дела», «Россию попытались ослабить изнутри, но просчитались», «У нас тоже есть оружие, способное поражать на их территориях». Не сенсация – но констатация.

Мир погружен в гонку технологий будущего. Одновременно «без суверенной сильной России никакой прочный миропорядок невозможен», отметил Президент. Поэтому одной из самых объёмных частей послания стали шаги по достижению технологического суверенитета (как условие достижения всех целей в экономике и промышленности). Речь идет об увеличении более чем в 2 раза совокупных вложений в исследования и разработки, вхождение в число ведущих научных держав мира. Огромное внимание уделено инфраструктурной составляющей, которая станет кровеносной системой новой сборки, позволит разогнать мощность экономического реактора, питать промышленное сердце. В войне «всех против всех», в многополярном мире выживает не сильнейший, а наиболее приспособленный к условиям среды. Самым мощным инструментом такой конкуренции был и остается интеллект, а значит, технологии, знания, их внедрение. «Динозавры глобализма» не переживут эволюции, в том числе под гнётом собственных самоубийственных идей.

Россия была и остается оплотом традиционных ценностей. И понимать это надо не в русле средневекового догматизма, а с позиции новой модернизации. Научная картина мира, гуманизм, социальная справедливость – это вполне традиционные ценности. А нацизм, радужная мораль, все формы либеральной дегуманизации, солипсическое мракобесие – напротив, совершенно не традиционные. 54 пола в экстремистской социальной сети – это вопиющая антинаучность, ставшая «новой нормальностью» в напрочь разложившемся постмодерне.

Пусть так – если им так хочется.

Дзюдо учит нас текучести и использованию силы противника против него самого. Если вы понимаете, о чем я.

Я слушал Путина и видел, что он уверен и спокоен. Россия идет хорошо знакомым ей путем. Мы набираемся прочности. В конечном итоге, в любой драке всегда побеждает не самый шумный или самый красивый, а тот, кто стоит на ногах, когда все остальные упали.

Так было раньше и так будет: «Мы помним судьбу тех, кто направлял свои контингенты на территорию нашей страны, теперь последствия для интервентов будут гораздо трагичнее». Такие дела.