Александру Андреевичу Проханову — 86 лет!
У известного скульптора Дмитрия Цаплина, у которого ещё молодой Александр Проханов когда-то брал интервью, есть примечательная скульптура «Поднимающийся человек» – расправляющий плечи атлет встаёт на ноги, упирается своими мощными руками в земную твердь и кажется, что плечами подпирает небесный свод.
Для меня эта скульптура – образ Александра Андреевича. Я вспоминаю себя ещё совсем юным, в ту пору, когда нашему поколению было очень непросто и казалось, что вокруг нет ни одной подлинной точки опоры – кругом зыбкое болото. Ещё задолго до всех нынешних испытаний, в начале нулевых годов, в одной из дискуссионных передач Александр Андреевич твёрдо отстаивал памятник советскому воину-освободителю в Прибалтике. Он говорил нашим врагам, что советский воин стоял, и будет стоять.
И тогда я вновь увидел этого восстающего человека, подпирающего своими плечами небесный свод. Некоторое время тому назад мы с Александром Андреевичем проделали большой путь от Пскова до Крыма, путешествуя в поисках Русской мечты. Измождённые, усталые после дальней дороги и целого цикла выступлений собрались в заветной точке, в заветном месте встречи, где встретились сотни мечтателей. И казалось, что уже нет сил для последнего слова, но Александр Андреевич вставал и свидетельствовал о русском чуде, о русской мечте. И вновь перед глазами всплывал этот «поднимающийся человек», на плечах которого извечный русский небосвод.
И всякий раз, когда смотрю на этого могучего человека, я радуюсь тому, что, несмотря на всё его величие, у меня перед ним никогда не возникало робости, благодаря тому, что он очень чутко относится к своим ближним. Когда ты, немощный и слабосильный, выступаешь на публике и на тебя смотрит Проханов, то кажется, что он молится в этот момент и желает тебе сил и обретения того самого заветного и сокровенного слова, которое ты сейчас должен произнести людям.
И в этом взгляде и уповании на тебя – могучий, поднимающийся человек. Кажется, вместе с этим небосводом он поднимает тебя и всех своих единомышленников. Остаётся только верить, что ты способен хоть немножко, хоть краешек этого русского неба поддержать на своих плечах и оказаться рядом с ним его единомышленником, помощником и созидателем.
Я желаю Александру Андреевичу здравия, его здоровье – это здоровье нашего Отечества, его талант и его дарования – это не только настоящее, но и будущее нашей словесности. Это человек, который не просто определяет природу русского слова, но и определяет наш литературный процесс на десятилетия и века. Мне, как человеку, написавшему книгу об Александре Андреевиче, это отчётливо ясно. Я желаю сил Александру Андреевичу на все его деяния и устремления. И чтобы рядом были подлинные единомышленники, которые никогда бы и ни в чём бы его не подвели и всегда следовали с ним в едином направлении.
Моё стихотворение, посвященное великому писателю и мыслителю:
Александр Проханов
Россия! Нет тебя на свете краше,
Но велика красы твоей цена.
Мне говорил монах о горькой чаше,
Что в жизни должен я испить до дна.
Я молод был. Искал уединенья.
Томилось слово в сердце и в уме.
И мне однажды тонкое виденье
Ненастным днём явилось на холме.
Среди травы забытая икона:
Взирали, будто долгий путь пройдя,
Три ангела рублёвского канона.
Я их укрыл от ветра и дождя.
Я их укрыл от пуль Афганистана
И Карабах увещевал: «Остынь!»
Оберегал от едкого дурмана,
Что нёс Чернобыль, как звезда Полынь.
Казалось, по иконе били танки
В каком-то жутком, чёрном октябре.
Казалось, кто-то лютый, в вышиванке,
Как зверь, таился где-то на Днепре.
От грозных бед, маячащих в грядущем,
Икону предстояло охранять,
Но зло крепчало, было вездесущим,
Хотело зло трёх ангелов разъять.
А на столе залог единства — чаша,
Густым вином в ней русские века.
И я вкусил слезы и крови нашей.
О чаша, чаша, ты была сладка!
И ангел, что сидел посередине,
Меня на миг вознёс на высоту,
Он мне открыл красоты и святыни,
Явил страну как чудо и мечту.
А на холме повыпрямились травы.
А на холме порасцвели цветы.
В себя вобрал он земли всей Державы.
Промолвил ангел: «Холм насыпал ты».
Михаил Кильдяшов и художник газеты «Завтра» Геннадий Животов у скульптуры «Поднимающийся человек»