В послании Президента Федеральному собранию 2024 года Владимир Владимирович Путин поручил модернизировать налоговую систему и зафиксировать ее в новом виде до 2030 года. «Нужно продумать более справедливое распределение налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие корпоративные и личные доходы. И напротив, нужно снизить налоговую нагрузку на семьи, в том числе за счет вычетов», — сказал Владимир Владимирович Путин в своем послании.

Действующая в настоящий момент система налогообложения действительно имеет явные перекосы. Сложилась такая система не за один день – законодатели пытались быстро решать возникавшие проблемы с бюджетом, связанные то с недостаточным налоговым администрированием, то с корпоративными интересами крупных финансовых групп, то с интересами своего депутатского корпуса. В итоге получилась конструкция, компромиссно удовлетворяющая интересы групп общества, но не отвечающая современным вызовам экономической ситуации в стране и в мире, и, тем более, не дающая стимулов к развитию национальной экономики.

Назревшая реформа налогообложения отчасти связана с огромным прорывом в технологиях администрирования налогов. Наша страна занимает передовые позиции в внедренных в практику информационных технологиях, связанных со сбором, фактическим и предиктивным анализом экономических данных. Построенные модели тесно работают с искусственным интеллектом, позволяя в режиме онлайн увидеть цепочки экономических взаимоотношений как физических, так и юридических лиц.

Владимир Владимирович Путин в своих выступлениях неоднократно подчеркивал необходимость «закрыть всяческие лазейки», которыми пользуются некоторые компании для ухода от налогов или занижения своих налоговых платежей. Существующие системы налогового администрирования безусловно позволяют это сделать. Сохранение практически плоской шкалы для физических лиц (13 и 15% от дохода) и дифференцируемой в зависимости от оборота (для индивидуальных предпринимателей) уже сейчас приводит к тому, что некоторые предприниматели начинают дробить свой бизнес, стараясь уйти из области повышенного налогообложения, осознавая, что идут на налоговые нарушения. Следует отметить, что в налоговых спорах Российская судебная система встала на сторону налоговых органов, явно показывая отношение государства к таким действиям.

Если говорить о налогах для граждан и компаний – резидентов нашей страны, то сегодняшняя плоская шкала подоходного налога для физических лиц, безусловно давно нуждается в пересмотре. Давайте вспомним, с какой целью она была введена для граждан – двадцать лет назад больше половины зарплат выплачивалась в конвертах, и государство ничего не могло с этим сделать. Не было ни достаточных средств автоматизации контроля, ни аппарата контролеров с нужной квалификацией. И решение о плоской шкале было компромиссом интересов государства и граждан.

Плоскую шкалу налога на прибыль для компаний можно также охарактеризовать как временную уступку со стороны государства. Это можно объяснить тем, что в тот момент бизнес активно использовал легальные схемы оптимизации налогов связанных с использованием зарубежных офшоров и российских зон с льготным налогообложением, пролоббированных региональными олигархическими ФПГ.

Говоря о косвенных налогах – НДС – краеугольном камне налоговой системы практически любого государства — надо помнить, что изначально налог на добавленную стоимость вводился как мера поддержки производителей товаров, работающих на экспорт. И чем выше данный налог, тем больше стимулов у производителя экспортировать продукцию, а у государства получать валютную выручку. К настоящему времени многое поменялось – практически нет платежей по экспортируемым товарам в твердой валюте. Да и сама твердость этой валюты вызывает много вопросов. НДС стал обычным способом изъятия части доходов, не приводящим к каким-либо стимулирующим воздействиям на экономику страны.

Какие же принципы должны быть положены во главу проводимых реформ налоговой системы России? Во-первых, налоговая система должна быть справедливой по отношению к гражданам страны. Не должно быть так, чтобы основную налоговую нагрузку несли граждане, чей доход ниже среднего. В тоже время резкое увеличение подоходного налога с богатых граждан также может негативно отразиться в первую очередь на собираемость этого налога. Таким образом, шкала подоходного налога, безусловно, должна быть прогрессивной, но начинаться с безналогового порога, при доходах от 2 МРОТ и закачиваться 20% налога, как максимальная ставка. Превышение этого порога заставит налогоплательщиков искать альтернативные резиденции и не будет соответствовать критериям справедливости.

С налогообложением бизнеса — вопрос более сложный. Возможно следует использовать систему дифференцированного налогообложения предприятий по отраслевому признаку. Это позволит точно настроить экономику страны с учетом того, что в прогнозный период должно быть в приоритете, какие направления развития требуют особого внимания и стимулирования со стороны государства.

В некоторых странах последние десятилетия действовала система налогообложения, при которой прибыль компаний, которую акционеры решили реинвестировать в расширение своего бизнеса (направить на организацию новых производств и направлений деятельности, модернизацию фондов, увеличение рынков сбыта, проведение переподготовки персонала и проч.) облагалась по ставке 0%, а вот прибыль, направленная на выплаты дивидендов – уже по более высоким ставкам (от 10% до 70% может варьироваться ставка налога в зависимости от процентов прибыли, направленных на дивиденды). Чем выше процент прибыли, направленный на дивиденды, тем выше и процент налога на прибыль. Такое решение даст мощнейший рывок развития экономики. Если акционерное общество не хочет дальше в нашей стране развиваться и создавать новые рабочие места, то пусть платит повышенные налоги, и, таким образом передает свою прибыль государству, которое уже само будет определять приоритетные направления своего развития. Тем временем предприятия, которые работают на перспективу своего развития, а значит и граждан, и страны в целом, вкладывающие прибыль в социальные проекты, осознавая, что без этого не может нормально развиваться ни одно современное общество – те будут облагаться по минимальным ставкам. Как сказал Владимир Владимирович Путин — бизнес, который вкладывает средства в развитие социальных проектов, нужно стимулировать.

Отдельно стоит отметить, что необходимы отраслевые признаки, определяющие уровень налоговой нагрузки на предприятие. Ведь будет несколько странным, если реинвестиции полученной прибыли пойдут обратно в ценные бумаги, или деривативы, использующиеся как правило в спекулятивных целях, и будут в одинаковом приоритете с реальным товарным производством.

Банковский сектор – объект особого внимания со стороны государства. С одной стороны, это кровеносная система экономики страны, с другой — эта же система может быть тормозом экономического развития. На съезде Ассоциации банков России Эльвира Набиуллина пожаловалась на низкую прибыль банков, возлагая всю ответственность за инвестиции на предприятия. Но сложившаяся локальная ситуация не должна создавать перекосы в самой системе налогообложения, давая льготы банковскому сектору.

Какая же в итоге может получиться новая система? В любом случае не следует повторять ошибок прошлого, хотя это и будет очередной компромисс Минфина и Минэкономразвития, но только уже без лоббистских интересов олигархического бизнеса, поскольку в обществе давно назрел вопрос о справедливом распределении налоговой нагрузки.

Очень своевременное предложение нашего Президента об изменении налоговой нагрузки (в первую очередь на корпоративные доходы) повлечет за собой неминуемый бум развития нашей страны. Владимир Владимирович Путин сказал: «Планы большие, расходы тоже». По его словам, предстоят масштабные инвестиции в социальную сферу, демографию, экономику, науку и в другие отрасли. А это требует скорейшей перестройки налоговой системы с учетом поставленных Президентом задач.

Павел Карпов
Карпов Павел Николаевич (р. 1970) — постоянный член и руководитель промышленно-экономической секции Изборского клуба с 2020 года. Подробнее...