«В конце останется только один»
(из к/ф «Горец»)

Накануне Женевской конференции по Украине, 14 июня, президент России на встрече с руководством Министерства иностранных дел РФ назвал условия мира на Украине. Если вкратце, они отчасти повторили список задач СВО: нейтральный внеблоковый (отказ от вступления в НАТО) безъядерный статус Украины, её демилитаризация и денацификация, полное обеспечение прав, свобод и интересов русскоязычных граждан на Украине. Кроме того, должны быть «признаны новые территориальные реалии, статус Крыма, Севастополя, Донецкой, Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей как субъектов Российской Федерации». ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области подразумеваются в их административных границах на момент вхождения в Украину. «В дальнейшем все эти базовые и принципиальные положения должны быть зафиксированы в виде фундаментальных международных договорённостей. Естественно, это предполагает и отмену всех западных санкций против России». Особо подчеркнуто, что речь идёт не о заморозке конфликта, а о его окончательном завершении, что позволит реально «начать восстанавливать отношения доверия и добрососедства между Россией и Украиной и в целом в Европе». Далее должна быть создана «неделимая система евразийской безопасности, учитывающей интересы всех без исключения государств континента».

Момент для оглашения новой позиции России, очевидно, тактически был приурочен к началу т.н. «мирной конференции» в Швейцарии 15-16 июня. Но фактически изложены не только российский план урегулирования конфликта на Украине, но и перспектива мирного сосуществования России и Запада («сосуществовать и работать вместе») в противовес сценарию полномасштабной войны.

Тактический эффект упреждающего удара по идейной конструкции «мирной конференции» выразился в резком снижении ее дипломатического веса. В Женеву прибыли представители 91 страны, немногим больше половины от приглашенных 160 государств.

На сайте правительства Швейцарии опубликован список стран, подписавших совместное коммюнике по итогам этого мероприятия: 78 государств, а также Совет Европы, Европейская комиссия, Европейский Совет и Европейский парламент: «Австралия, Австрия, Албания, Андорра, Аргентина, Бельгия, Бенин, Болгария, Босния и Герцеговина, Кабо-Верде, Канада, Чили, Коморские острова, Коста-Рика, Кот-д’Ивуар, Совет Европы, Хорватия, Кипр, Чехия, Дания, Доминиканская Республика, Эквадор, Эстония, Европейская комиссия, Европейский Совет, Европейский парламент, Фиджи, Финляндия, Франция, Гамбия, Грузия, Германия, Гана, Греция, Гватемала, Венгрия, Исландия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Кения, Косово, Латвия, Либерия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Мальта, Молдова, Монако, Черногория, Нидерланды, Новая Зеландия, Северная Македония, Норвегия, Палау, Перу, Филиппины, Польша, Португалия, Катар, Республика Корея, Румыния, Руанда, Сан-Марино, Сан-Томе и Принсипи, Сербия, Сингапур, Словацкая Республика, Словения, Сомали, Испания, Суринам, Швеция, Швейцария, Тимор-Лешти, Турция, Украина, Британия, США, Уругвай».

Китай прямо отказался от участия в конференции. Коммюнике не подписал никто из участников БРИКС, присутствовавших на данном мероприятии (Бразилия, Индия, ЮАР, ОАЭ, Саудовская Аравия). Существенно, что среди подписантов Венгрия, Словакия, Турция, Сербия.

В коммюнике изложено «общее видение по следующим важнейшим аспектам:

Во-первых, любое использование ядерной энергии и ядерных установок должно быть безопасным, обеспеченным охраной и экологически обоснованным. Украинские атомные электростанции и сооружения, включая Запорожскую атомную электростанцию, должны безопасно функционировать под полным суверенным контролем Украины, в соответствии с принципами МАГАТЭ и под его наблюдением. Любая угроза или применение ядерного оружия в контексте продолжающейся войны против Украины недопустимы.

Во-вторых, глобальная продовольственная безопасность зависит от бесперебойного производства и поставок продуктов питания. В этой связи решающее значение имеют свободное, полноценное и безопасное коммерческое судоходство, а также доступ к морским портам в Чёрном и Азовском морях. Нападения на торговые суда в портах и вдоль всего маршрута, а также на гражданские порты и гражданскую портовую инфраструктуру неприемлемы. Продовольственная безопасность никоим образом не должна быть использована в качестве оружия. Украинская сельскохозяйственная продукция должна надежно и свободно поставляться заинтересованным третьим странам.

В-третьих, все военнопленные должны быть освобождены путем полного обмена. Все депортированные и незаконно перемещенные украинские дети и все другие гражданские лица Украины, которые были незаконно задержаны, должны быть возвращены в Украину».

Коммюнике выглядит как ультиматум России. Эти три пункта ранее уже подробно разбирались (см. комментарий «Ядерный предохранитель» от 9 июня). Текст коммюнике ясно показывает два самых критических для Запада вопроса: упор на неприменение ядерного оружия и возврат Киеву доступа к Азовскому и сохранение его доступа к Чёрному морям, что критически важно для самого Запада.

Однако 14 и 15-16 июня не просто зафиксированы несовпадающие позиции конфликтующих сторон. Выступлением президента России 14 июня, по сути, заявлен стратегический вектор России на десятилетия вперед. Во-первых, обрисовано, что произойдёт в случае отказа «в Киеве и в западных столицах» от сделанного 14 июня «конкретного, реального мирного предложения». На Запад ляжет «вся политическая и моральная ответственность за продолжение кровопролития», а реалии на земле, на линии боевого соприкосновения будут и дальше меняться не в пользу киевского режима. Во-вторых, сказано, что на следующем шаге противостояния «условия для начала переговоров будут другими». И речь вовсе не о том, что «реалии на земле» продвинутся еще дальше на Запад и Юго-Запад. Все намного серьезнее.

В.В. Путин недвусмысленно заявил, что система евро-атлантической безопасности претерпела крах: «Ее нужно фактически создавать заново». Это предполагает «постепенное сворачивание военного присутствия внешних держав в евразийском регионе». «Внешние» для Евразии военные контингенты – из США и Британии. Иными словами, войска США должны покинуть Евразию и вернуться на свой континент. Как эта идея, кажущаяся сегодня фантазией, может превратиться в реальность? Только в случае стратегического поражения США. Что это означает? Военное поражение Киева, отступление НАТО на границы 1997 года или вообще его распад, военный уход США из Европы.

Строго говоря, это и есть симметричный ответ на политику нанесения Западом стратегического поражения России через ее взлом изнутри, истощение в украинском конфликте, расчленение и ликвидацию как «геополитической реальности», подобно СССР. Эти цели уже несколько месяцев открыто на разные лады как заклинание повторяют все, без исключения, лидеры G7, НАТО и ЕС, пользуясь любым поводом на любых площадках. И, похоже, они уверовали в достижимость этих целей. Предложение Путина «сосуществовать и работать вместе» США и их сателлиты отвергли в тот же день. Третьего теперь не дано?

ИсточникТелеграм
Александр Агеев
Агеев Александр Иванович (р. 1962) – видный российский ученый, профессор МГУ, академик РАЕН. Генеральный директор Института экономических стратегий Отделения общественных наук РАН, президент Международной академии исследований будущего, заведующий кафедрой управления бизнес-проектами Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», генеральный директор Международного института П.Сорокина – Н.Кондратьева. Главный редактор журналов «Экономические стратегии» и «Партнерство цивилизаций». Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...