За полтора месяца до вторжения, 21 июня 2024 г., в «Аргументах недели» вышла статья спецкора А. Шарковского «Пентагон готовит новую стратегию для ВСУ». Опираясь на аналитику американских специализированных военных изданий «Арми Таймс», «Дефенс Ньюс» и прочих, обсуждения в американских военных чатах, журналист предсказал Курскую операцию ВСУ, а также другие возможные шаги США (НАТО), которые последуют за нею. Факт давно известный – основная и совершенно ценная информация извлекается из открытых источников. Это, разумеется, не подразумевает, что черпать ее нужно из бесконечных пузырей в блогосфере, водопада статей в прессе, новостных говорилок. Некоторая ценность есть у заявлений официальных лиц в Киеве, Париже, Лондоне или Вашингтоне, но когда на полную катушку идет информационно-психологическая война важно не утратить способность различать где истинное, где ложное, где интерпретация, оценка или где факт. Особый сюжет — мирные инициативы и конференции, в которых клубится свой специфический туман игр и тщеславий.

Пространство, где имеет смысл искать нечто пригодное для адекватной ориентации в событиях и формирования обоснованных ожиданий, не сводится, конечно, к военной аналитике. Есть еще два сегмента этого пространства, которые особенно значимы для понимания происходящего.

В-первых, экономика и экономические интересы. Этот блок причин как матрешка. Вскрывая одну за другой ее капсулы, можно обнаружить вполне ощущаемые причины действий. Без классификации, сейчас излишней, приведу примеры. Разграбление российских авуаров. Вытеснение конкурентов из географических и отраслевых ареалов вплоть до спорта и культуры. Запуск научно-технологического рывка. Гарантирование поставок энергоресурсов, продовольствия, критического сырья. Форматирование цепочек добавленной стоимости. Так, когда-то будет интересно осознать населению Украины как наживались на финансовой помощи, поставках вооружений, экспорте человеческих органов и т.п., на самой войне ее всевозможные начальники и их «партнеры», строя свой и только свой путь в будущее.

Полезность любой власти народу определяется в экономическом смысле одним неумолимым аргументом: стала страна экономически мощнее в итоге правления имярека или, напротив, оскудела и исчезла. Когда прозвучит вопрос самого украинского народа: «Ты куда нас втянул, Зеленский?». Все экономические доводы ведь предельно ясны. Сейчас не говорим о сотнях тысячах погибших, изувеченных, бежавших куда подальше. Сейчас речь только об этом – неумолимом и беспощадном результате для экономики Украины, ее жизненно важных интересов. И не будем путать интересы правящей в Киеве авторитарной группировки с олигархатом в закулисье, и жизненно важные интересы украинского государства и общества, которые чудовищно и необратимо попраны.

Экономические интересы западных держав, Китая, Индии, Турции, США, ЕС, а также, безусловно, России – имеют вполне исчислимый вид. Они не всегда и не во всем совместимы, но их балансировка вполне может для одних и могла бы – для других — происходить мирным путем, в конкурентной добросовестной борьбе.

Во-вторых, понимание логики поведения партнера, способного превратиться при определенных условиях в противника и врага, начинается с понимания мировоззрения и его квинтэссенции — идеологии. О чем неумолимо свидетельствуют запрет УПЦ, гонения против клира и верующих на Украине, наплыв наемников, люцеферианская манифестация на открытии Олимпиады в Париже, силовое глушение свободы информации и слова, разрастание «серых зон», где не действуют никакие законы и правила, кроме азарта сафари? Мотивация этой логики – в собственном эго силы, возомнившей себя исключительным и всевластным судьей и хозяином. Это о том самом «рае и джунглях» Ж. Борреля. От этого упоения «всевластием» один шаг до провозглашения себя «всемогущим богом». Покушение на религиозные свободы всегда свидетельствует о переходе идейной, идеологической борьбы в фазу богоборчества, о дьяволизации, сатанизации мыслей, чувств и действий. Обман в этой парадигме – дело благое. Особенно в отношении тех, кто объявлен «за чертой», приговорен к экзистенциальному небытию.

Жупел «переговоров» в этой парадигме – форма обмана, уловка, причем с двойным дном: с одной стороны, это демонстрация «миролюбия», с другой – способ запутать оппонента, внушить ему иллюзию на «договоренности», на «потом». Как ни странно, до сих пор в отдельных влиятельных группах и даже многих процентах российского населения царит наивная надежда на «умиротворение», де-факто – в «закулисные договорняки». Не случайно нашлись силы на Западе, которые осудили запрет УПЦ (МП) Киевом. Они хорошо понимают, что все большее приоткрывание завесы о том, кто на самом деле исполнил роль злодея в украинской трагедии, превращает ситуацию из оперативно-технической, военно-специальной, так сказать, в противостояние принципиально различных духовных миров. Зеленский совершил акт саморазоблачения. Не в нем дело, его профессия – лицедей. Кстати, в сериале «Слуга народа» с ним в роли президента Украины ведь были промоделированы едва ли не все сценарии будущего. По сути, сериал был курсом повышения квалификации этого актера. Стоит вспомнить, что даже в нацистской Германии тему народной религиозности и индоктринации в массовое сознание идеологии нацизма разрабатывали весьма осторожно. Духовно-мистические практики верхушки СС сохранялись в тайне от массы населения, как и концлагери. Действовала многоступенчатая система манипуляции общественным сознанием и террора против оппонентов. Антикоммунизм и антисемитизм были нескрываемыми постулатами нацизма. Через эти «анти» решались задачи науськивания общества на коммунистов, СССР и на «неправильный Запад», который вверг Германию в позор репараций и контрибуций. Но в отношении традиционных религиозных институтов Третий Рейх проявлял хитроумную осторожность, опасаясь всколыхнуть сверхглубинные ценности нации. С пренебрежением и в итоге неудачно, но разыгрывалась карта «восстановления традиционной религиозности» на оккупированных территориях СССР.

То, что сделал Зеленский с запретом УПЦ и вторжением в Курскую область — это последние «капли» в его саморазоблачение. Он на духовном уровне снял последнюю вуаль со своей сущности. Доигрался. СВО, независимо от ее официальных именований, стала Священной войной. Пока общество в своей значительной части и там, и здесь, и в третьих странах, все еще пребывает в шаблоне будто полыхает «локальный конфликт», в том числе в версии гибридной, как бы с НАТО. И не вчитывается в следующие строки, который идут после «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой»…

ИсточникТелеграм
Александр Агеев
Агеев Александр Иванович (р. 1962) – видный российский ученый, профессор МГУ, академик РАЕН. Генеральный директор Института экономических стратегий Отделения общественных наук РАН, президент Международной академии исследований будущего, заведующий кафедрой управления бизнес-проектами Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», генеральный директор Международного института П.Сорокина – Н.Кондратьева. Главный редактор журналов «Экономические стратегии» и «Партнерство цивилизаций». Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...