Я прочитал про арест многолетнего куратора инноваций при Шойгу, генерала армии Павла Попова. Как раз закончил работу о перспективных планах Пентагона по подготовке к большой войне. Уже видно, что враг получил огромное преимущество перед нами. И нужно во что бы то ни стало наверстать упущенное.

Это касается прежде всего работы военного ведомства с частными инновационными компаниями — манёвренными, гибкими, лишёнными чиновной волокиты, а также кадрового подбора в самом Минобороны РФ.

Они — воплощают

Почему мы говорим о том, что янки также дошли до нашей идеи Военно-научно-добровольческих сил? Потому что намерены сделать ставку на молодые и энергичные хай-тек-компании, способные создавать футуристическое оружие гораздо быстрее и дешевле для казны, нежели старые неповоротливо-прожорливые монстры типа «Боинга», давно и плотно обсевшие бюджет военного ведомства и сросшиеся с государственной бюрократией. Ставка делается на так называемые нетрадиционные компании военно-промышленного комплекса. Старые «тузы» достаточно консервативны, а вот эти новые компании, намного меньшие, крайне смелы в новаторстве и умеют находить решение военных проблем с помощью парадоксальных технологических решений. Вот наглядный пример государственной программы «Запуски в интересах национальной безопасности» (National Security Space Launch — NSSL) и футуристической программы «Фаза-2». Осуществляются они Министерством обороны США.

Программа «Фаза-2» включает в себя, например, проект создания телескопа с жидкими зеркалами (астрофизические исследования). Подключается потенциал Кремниевой долины. В «Фазе-2» содержится проект создания ракеты с ядерным импульсным плазменным двигателем. В случае успеха может появиться техника для полётов в Солнечной системе на повышенных, по сравнению с нынешними, скоростях. Здесь партнёром государства выступает компания «Хоу Индастриз» (штат Аризона). Её владелец — учёный и фанатик космонавтики на ядерной энергии, занятый применением прорывных технологий и на Земле, и в космосе.

Вместе с Массачусетским технологическим институтом в «Фазе-2» реализуется проект Великой обсерватории сверхдлинных радиоволн. Это радиотелескоп, состоящий из тысяч небольших спутников, образующих громадные сетевые антенны. Служит для изучения экзопланет и самых далёких глубин Вселенной. Заодно это могучее средство радиоэлектронной разведки.

Тут же новые модели радиоизотопных термоэлектрических генераторов-ячеек, способных десятилетиями давать ток. Они делаются более миниатюрными, с прицелом на использование и в небольших космических аппаратах, и в перспективных межпланетных кораблях, которые не могут нести массивные ядерные установки или большие солнечные батареи. Исполнитель — Рочестерский Технологический институт (штат Нью-Йорк).

В рамках той же «Фазы-2» создаётся «Флоат» — электромагнитная пушка-рельсотрон, которая, будучи установленной на Луне, может отправлять грузы с неё на Землю. Эта воплощённая идея 1960-х планируется для будущей постоянной базы на ночном светиле в 2030-х. Исполнитель — Лаборатория реактивного движения НАСА в Южной Калифорнии.

Возьмём более утилитарный пример: работу Космического командования ВС США с известной частной компанией «Максар». Нынче она разворачивает частные спутники, что работают и как коммерческие, и как глаза американских военных. Орбитальные аппараты Worldview legion («Легион наблюдающих мир») — очень выгодное предприятие. По гражданской части используются не только для составления точных топографических цифровых карт космического или экологического мониторинга, но и для поиска месторождений нефти и газа. Также ведётся поиск залежей цветных металлов.

Как пишет Владимир Овчинский, «Максар» уже много лет собирает изображения высокого разрешения. У компании фактически самая большая коммерческая библиотека изображений — более 125 петабайт данных (по состоянию на май 2024-го). Ежедневно делаются снимки 3,8 миллиона квадратных километров поверхности планеты. Но как только эскадрилья спутников «Легион наблюдающих мир» из шести единиц развернётся, «Максар» сможет собирать изображения с зоны покрытия площадью более 6 миллионов квадратных километров в день. Всё это материал для объёмной картографии и моделирования.

Иными словами, в распоряжении американцев окажутся сверхточные стереокарты разных районов Земли. А это не только коммерческий (и крайне выгодный!) продукт, но и возможность обеспечивать точное наведение крылатых ракет и дронов, идущих по заданным трассам по рельефу местности к цели. Это основа быстрых и точных действий ВВС, мотопехоты, артиллерии, отрядов спецназа, иррегулярных и регулярных формирований американских прокси. А уж о работе разведструктур и спецслужб и говорить не надо. Войскам не придётся блуждать, как в потёмках (реальная ситуация с нашей армией среди сопок Маньчжурии в 1904–1905 годы). Благодаря точным электронным картам и отличной цифровой/спутниковой связи становится действенной американская тактика «просочись и снова соберись». Это когда подвижные небольшие отряды проходят сквозь прорехи в линии обороны противника, а затем собираются в бригады в его тылу (применено ВСУ при прорыве в Курскую область в августе 2024-го).

Как видите, наш цивилизационный враг ещё очень умён и силён. Он умело сочетает науку и оружие, делая их ускорителями друг друга.

Быстрые и умные

Образно говоря, там, где какая-нибудь старая обрюзгшая монополия предлагает нечто крайне дорогое и сложное (сносить сараи «томагавками» по миллиону долларов штука), «нетрадиционные поставщики» предлагают стаю дронов, каковые, решая те же задачи, обходятся в десятки, а то и сотни раз дешевле. При сём новации почти моментально находят и мирное применение, позволяя юным компаниям хорошо самостоятельно зарабатывать на широком рынке. Набор сих компаний (часто калифорнийских, связанных с Кремниевой долиной) уже известен. «Палантир Текнолоджиз», «Андурил», «Спэйс Икс» (со своими ракетами-носителями «Фалькон» и новыми космокораблями), «Капелла Спейс» и целый ряд иных «нетрадиционалов».

Конечно, полностью заменить старую гвардию американского ВПК они пока не могут. Создание действительно нужных и сложных систем вооружений остаётся в их руках: тех же малошумных атомных подводных лодок, пилотируемых самолётов 6-го поколения, систем противоракетной обороны. Сего молодняк ещё не освоил, но он может дополнять прежние корпорации-гиганты. Скажем, обеспечивать перспективным истребителям «Энгад» космическое зрение со спутников с радарными «глазами» и сопровождающую стаю из околозвуковых ударных БПЛА. И то же острое зрение они обеспечивают и ВМС, и сухопутным войскам, снабжая их ещё и интегрированными инфосистемами.

Приведём один пример. Компания «Дефкон ЭйАй», занимающаяся разработкой инструментов моделирования и анализа, 2 августа 2024 года сообщила, что официально передала свой передовой инструмент моделирования, имитации и анализа (MS&A) «Артив» Командованию воздушных перевозок ВВС США. «Артив» — это облачное программное обеспечение, которое позволяет планировщикам проверять и оптимизировать концепции оперативной логистики и транспортировки до наступления кризисов. Возглавляет компанию отставной генерал-тыловик Пол Сельва.

Командование воздушных перевозок пробует искусственный интеллект для ускорения планирования перевозок. Сложные логистические расчёты могут занять часы или даже дни. С новым программным обеспечением «Артив» в Командовании воздушных перевозок Воздушно-десантных войск США «запуск для получения всех этих данных занимает от пяти до десяти минут».

А у ВС РФ есть подобные системы? Увы, тут мы выглядим бледно, и история с безобразиями в тыловом обеспечении войск, переброшенных на ликвидацию прорыва ВСУ в Курской области в августе 2024-го, о сём буквально вопиет. Как и вообще интендантское дело в ходе СВО. Представьте себе: вы ещё планируете по старинке, переворачивая горы бумаг, — а янки уже создали за считанные минуты оптимальную схему и нанесли удар, упредив нас на часы, если не на сутки. Понятно, что отстать здесь от американцев — смертельно опасно. И понятно, что «Артив» имеет громадный потенциал для гражданской транспортно-логистической системы, для оптимального управления транспортными коридорами и экспортно-импортными операциями. Он же позволяет наилучшим и рациональным образом увязать морской контейнеровозный флот с перевалками в гаванях, с использованием затем с железными дорогами и автопоездами. Представляете, какое цивилизационное преимущество получает Запад?

От планирования же экстренных снабжения и перевозок до использования аналога «Артив» для быстрого создания схем воздушно-наступательных операций аэрокосмических сил, до планов массированных ракетно-дроно-авиационных ударов (МРАУ) — даже не полшага. И тут наше отставание может стать роковым в войнах завтрашнего дня.

И обратите внимание на то, как генералы ВС США активно получают степени в точных науках в американских университетах и потом создают высокотехнологические компании. А можете ли вы представить себе, как наш главтыловик, генерал армии Булгаков, славный баснословным воровством, полным провалом тылового обеспечения в начале СВО и отправленный под следствие, занимался бы тем, что грыз гранит науки и получал бы учёную степень, в МФТИ, например? Что он затем превратился бы в душу частной компании, занятой автоматизацией интендантской и транспортной службы в ВС РФ? Нет, он приобретал роскошь, строил себе особняки, заказывал аляповато-китчевые картины, где он и начальство — в образах кутузовского совета в Филях. То же самое можно сказать и о тыловике Тимуре Иванове. Вместо науки и техники у таких на уме — отпилы, откаты и западная «лакшери», сладкая жизнь.

Словно из Салтыкова-Щедрина

Выходит, американский подход (работа с инновационными корпорациями) серьёзнее усилий Минобороны РФ с формированием с 2013 года «научных рот». Дескать, призовём в армию учёных — а изобретите-ка нам нечто… Проводником идеи выступил генерал армии Павел Попов, сподвижник С. Шойгу и многолетний куратор инноватики в МО РФ. Арестованный за воровство 29 августа 2024-го, он много лет контролировал Главное управление научно-исследовательской деятельности и технологического сопровождения передовых технологий, то есть «инновационных исследований», Главное управление развития информационных и телекоммуникационных технологий и Главный научно-исследовательский испытательный центр робототехники. Попов делал это, имея за душой лишь общевойсковое училище в Алма-Ате, не обладая ни единой научной степенью и не имея ни малейшего опыта работы в высокотехнологическом предпринимательстве. На этом фоне биографии американских генералов, защищающих диссертации в области точных наук в университетах, выглядят ярким контрастом. Сравните биографию Попова, например, с жизненным путём куратора ВВС в Пентагоне, замминистра Фрэнка Кендалла: офицера, инженера-конструктора с огромным опытом работы над системами противоракетной обороны, с дипломами из Уэст-Пойнта и Калифорнийского технологического, горячего сторонника привлечения к сотрудничеству с Пентагоном тех самых «нетрадиционных компаний ВПК». А заодно и сами посудите: где ценный учёный окажется продуктивнее? В частной компании США, много лет работающей по контракту с военным ведомством или в «научной роте» МО РФ, куда его, выдернув из своей среды, призвали на год? Неудивительно, что с началом войны у нашей армии выявился провал по беспилотным системам, связи и разведке. А транспортные робоплатформы для доставки грузов на передовую и эвакуации раненых делают волонтёры, собирая деньги, пуская «шапку по кругу». В Америке это делают богатые «нетрадиционные поставщики» Пентагона.

Вижу, что сии американские компании очень связаны друг с другом. Они — свежая кровь. Если глава «Палантира» Алекс Карп (фактически спасший ВСУ своими инфосистемами весной-летом 2022-го) — мой ровесник, 1967 года рождения, а Илон Маск — 1971-го, то основатель «Андурила» Палмер Лаки — 1992-го. Как и его компаньоны. Названия (палантир — волшебный хрустальный шар для дальновидения, Андурил — меч Арагорна) взяты из трилогии Толкина «Властелин колец»! Лаки работал у Карпа. «Нетрадиционные поставщики» легко выстраивают промкооперацию, как в своё время три компании — основательницы «Фарбениндустри» в Германии. Отлично видно, как эти молодые и рьяные презирают старые, неуклюжие монополии и их философию ведения дел, как осознают свою общность, как находят удовольствие в том, чтобы затыкать за пояс прежних военно-промышленных королей, используя в производстве самый последний писк техно-моды.

Если эти представители венчурно-прорывного капитала поднимутся и вырастут, то смогут взяться и за очень масштабные проекты, поедая старые монополии родом из ХХ века. Впрочем, Маск уже начал и берётся за большие техно-проекты. Именно им комиссия Конгресса США и RAND-корпорации рекомендует всячески облегчить доступ к подрядам Пентагона. Возможно, их подход позволит максимально полно использовать казённые деньги. И если брать аналоги из богатой отечественной истории, то это похоже на то, как товарищ Сталин в 1939-м, выводя отечественный авиапром из кризиса, сделал ставку на молодых конструкторов: Александра Яковлева, Сергея Ильюшина, Семёна Лавочкина, Артёма Микояна и Михаила Гуревича, — подвинув старых «зубров»…

Грань в теперешней Америке между государственным и частным исчезает. А применение организационных технологий бизнеса и предпринимательства дебюрократизирует процесс, устраняет задержки и проволочки.

Сможем ли мы в РФ наладить сотрудничество Минобороны и небольших амбициозных фирм техно-энтузиастов? Больших у нас попросту ещё нет: экономический курс в стране не позволяет им развернуться и стать корпорациями. Сейчас мы имеем десятки перспективных команд, возникших не столько в Сколково, сколько на военном волонтёрстве. Таковы создатели, скажем, робо-катера «Мурена» или комплекса детекции дронов «Юрка». Да всех сейчас и перечесть трудно. Не должен их потенциал пропадать втуне. Они и военную мощь нашу укрепят в самые сжатые сроки, без бюрократического маразма, и сами, получив подпитку из оборонных затрат казны, смогут вырасти в предприятия мирового значения, придумав и разработав ещё очень много прорывного: и военного, и гражданского.

Вопрос только в том, как расставить на генеральские должности в МО РФ пламенных научно-технических энтузиастов.

ИсточникЗавтра
Максим Калашников
Максим Калашников (Владимир Александрович Кучеренко, р. 1966 г.) — известный писатель-футуролог, публицист, общественный деятель. Один из основных авторов «Русской доктрины». Ведущий эксперт Института динамического консерватизма. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...