Масштабный кризис охватывает все сферы жизни России. В военной сфере кризис, зафиксированный многочисленными арестами генералов, может быть быстро купирован жёсткими методами военного управления и наказания (как говорится, было бы желание). А вот проблемы межнациональных отношений могут быть решены только при такой форме государственного устройства, которая изначально спроектирована, «заточена» для решения национальных проблем. Если, например, спроектирован дом терпимости (с соответствующим кадровым отбором), а мы пытаемся организовать на базе этого проекта институт благородных девиц, то успех затеи сомнителен.  Готов доказать, что спроектированное для России федеративное национально-территориальное устройство, т.е. деление территории по национальным границам (это то, что имеем сейчас, это то, что для нас спроектировали большевики) делает задачу согласия межнациональных отношений принципиально не решаемой в долгосрочной перспективе. В условиях существующей федерации (а также умелого разжигания врагом национальных противоречий) проблему можно только притормозить, несколько отложить политическими решениями, да и то лишь отчасти и временно. Последнее, хотя и не очень успешно, но всё-таки пытается делать российская власть.

Итак, Российская федерация объединяет национальные республики. Республика сама по себе – это форма реализации демократии. Но современная демократия плоха уже тем, что она является прикрытием олигархии, поэтому не следует удивляться влиянию одиозных олигархов: абрамовичей, усмановых, фридманов, дерипасок, лисиных и других, проживающих в юрисдикции врага (!), но жирующих за счёт России. Рассматривая национальный вопрос, уместно заметить: в списке богатейших олигархов России нет ни одного великоросса. Русских нет и в конституции. А вот малые народы России присутствуют в конституциях субъектов федерации. Этнически русские (точнее – великороссы) повсеместно и последовательно выдавливаются национальными меньшинствами. Скажите, в этих условиях может быть национальное согласие?! Вопрос риторический.

Во-вторых, спроектированная для России федерация плоха ещё и потому, что национальные республики с национальными границами сами по себе являются фактором неизбежного взращивания местных национализмов и сепаратизмов. Тем самым под здание государственности заложена «мина замедленного действия». Иначе говоря, существующая национально-территориальная федерация делает национальное противостояние неизбежным. Если не будет соответствующих реформ, то Россию ждёт неизбежный крах по типу развала СССР. Такова печальная участь всех национально-территориальных федераций (тут можно вспомнить и Чехословакию, и Югославию).

Иной, альтернативной и самой достойной формой государственного устройства для России является империя. Российская империя как наследница Второго Рима, была изначально спроектирована в т.ч. для межнационального имперского согласия. Империя в России (в отличие от насильственно навязанной федерации) имела естественный эволюционный характер и самый продолжительный срок присутствия в своей истории.

Империя, имеет характерные признаки – суверенитет и могущество, универсальность и стабильность, долговечность и надёжность. Но империи империям – рознь. Империи делятся на варварские и цивилизационные (или мироразрушительные и мироустроительные в терминах А. Степанова). В современном демократическом мире суверенитет имеется только в империи англосаксов, которая, по сути, представляет собой варварскую империю с олигархической формой правления. В отличие от западных варварских, цивилизационные восточные империи (с монархической формой правления) были спроектированы в т.ч. для того, чтобы в рамках хотя бы одного имперского государства основательно решались проблемы межконфессиональных и межнациональных отношений. Иного удачного проекта, иного решения задачи национального согласия человечество за всю свою историю не выработало. Возможно, иного пути просто нет.

В науке принято различать необходимое и достаточное условия. Итак, основательное решение межнациональных проблем России видится таковым. Необходимое условие – это постепенное реформирование гос. устройства, то есть смена формы государственного устройства с национально-федеративной на наднациональную имперскую (пусть не по названию, но обязательно по сути, как это, например, было в сталинское время). Достаточным условием (в нашем случае) является грамотная имперская национальная политика (в том числе, разумеется, грамотная иммиграционная политика, а не такая, как сейчас). Тут, конечно же, востребована полноценная имперская идеология, провозглашающая идеологему «Москва – Третий Рим» и разъясняющая, что русские – это не только этнос или народ, но ещё и имперская нация, то есть, такая над-этническая имперская общность, каковыми были римляне в Первом Риме и ромеи во Втором Риме. Если бы у нас такая имперская идеология была, если бы великороссы, малороссы (т.н. украинцы), белорусы, татары, буряты и другие этносы России считались бы единой имперской политической нацией, а всем русскоговорящим постсоветского пространства заблаговременно выдавались российские паспорта, то войны на Украине не было бы вообще, и русофобия бы не процветала хотя бы на постсоветском пространстве.

Отказавшись от самодержавия, мы признаём над собой власть олигархии.

Отказавшись от империи, мы превращаемся в Фому, не ведающего своего ромейского родства; мы отказываемся от вселенского предназначения России – удерживать мировое зло; мы не сможем решить национальные проблемы и обрекаем себя на неминуемый развал по национальным границам субъектов федерации.

Отказавшись от идеологии – мы лишаемся стратегии и смыслов; мы не можем полноценно вести работу над ошибками и заблуждениями, внедрёнными в наше сознание врагами, мы даже не сможем продуктивно вести дискуссии в гуманитарной сфере, ибо никакое понятие не будет иметь однозначности.

Отказавшись от самодержавия, империи и идеологи, мы из нации победителей постепенно превратимся в либерально-бестолковое и покорное врагу население.

Но не всё ещё потеряно, пока призрак Третьего Рима не покинул Россию.

Двуглавый орёл как метафизическая сущность взывает к имперскому сплочению!

Фёдор Папаяни
Папаяни Фёдор Алексеевич (р. 1955) — учёный, публицист и общественный деятель. С 2016 г. эксперт Изборского клуба, сопредседатель Изборского клуба Новороссии и академик Международной славянской академии (МСА). Член Русского собрания. С 2022 г. постоянный член Изборского клуба. Подробнее...