Владимир Овчинский: Канатоходец Блинкен

Государственный секретарь США Энтони Блинкен опубликовал в Foreign Affairs концептуальную статью «Стратегия обновления Америки. Восстановление лидерства для нового мира» (01.10. 2024). Никогда раньше он не изливал такого потока ненависти к России и Китаю. Полезно почитать это эссе без купюр, чтобы знать замыслы открытого врага:

«Идет жесткая конкуренция за определение новой эпохи в международных отношениях. Небольшое количество стран — в основном Россия, в партнерстве с Ираном и Северной Кореей, а также Китаем — полны решимости изменить основополагающие принципы международной системы. Хотя их формы управления, идеологии, интересы и возможности различаются, все эти ревизионистские державы хотят укрепить автократическое правление у себя дома и утвердить сферы влияния за рубежом. Все они хотят решать территориальные споры путем принуждения или силы и использовать экономическую и энергетическую зависимость других стран в качестве оружия. И все они стремятся подорвать основы мощи Соединенных Штатов: их военное и технологическое превосходство, их доминирующую валюту и их непревзойденную сеть союзов и партнерств. Хотя эти страны не являются осью, а администрация ясно дала понять, что она не стремится к конфронтации между блоками, выбор, который делают эти ревизионистские державы, означает, что нам нужно действовать решительно, чтобы предотвратить такой исход.

Когда президент Джо Байден и вице-президент Камала Харрис пришли к власти, эти ревизионистские державы уже агрессивно бросали вызов интересам США. Эти страны считали, что Соединенные Штаты находятся в необратимом упадке дома и отделены от своих друзей за рубежом. Они видели американскую общественность, которая потеряла веру в правительство, американскую демократию, которая была поляризована и парализована, и американскую внешнюю политику, которая подрывала те самые альянсы, международные институты и нормы, которые Вашингтон построил и отстаивал.

Президент Байден и вице-президент Харрис проводили стратегию обновления, сочетая исторические инвестиции в конкурентоспособность внутри страны с интенсивной дипломатической кампанией по оживлению партнерских отношений за рубежом. Они считали, что эта двухсторонняя стратегия была лучшим способом разубедить конкурентов в их предположениях о том, что Соединенные Штаты приходят в упадок и становятся неуверенными в себе. Это были опасные предположения, поскольку они привели бы ревизионистов к дальнейшему подрыву свободного, открытого, безопасного и процветающего мира, к которому стремятся Соединенные Штаты и большинство стран. Это мир, в котором страны вольны выбирать свои собственные пути и партнеров, и где глобальная экономика определяется честной конкуренцией, открытостью, прозрачностью и широкими возможностями. Мир, в котором технологии расширяют возможности людей и ускоряют прогресс человечества. Мир, в котором соблюдается международное право, включая основные принципы Устава ООН, и соблюдаются всеобщие права человека. Мир, который может развиваться, отражая новые реалии, давая голос новым перспективам и игрокам и отвечая на общие вызовы настоящего и будущего.

Стратегия администрации Байдена поставила Соединенные Штаты в гораздо более сильную геополитическую позицию сегодня, чем четыре года назад. Но наша работа не закончена. Соединенные Штаты должны сохранять свою стойкость в администрациях, чтобы поколебать предположения ревизионистов. Они должны быть готовы к тому, что ревизионистские государства углубят сотрудничество друг с другом, чтобы попытаться компенсировать разницу. Они должны сохранять свои обязательства и доверие своих друзей. И они должны продолжать завоевывать доверие американского народа к силе, цели и ценности дисциплинированного американского лидерства в мире.

Возвращаемся в игру

Стратегическая пригодность Соединенных Штатов во многом зависит от их экономической конкурентоспособности. Вот почему президент Байден и вице-президент Харрис возглавили демократов и республиканцев в Конгрессе, приняв законодательство, позволяющее сделать исторические инвестиции в модернизацию инфраструктуры, укрепить отрасли и технологии, которые будут движущей силой двадцать первого века, перезарядить производственную базу, стимулировать исследования и возглавить глобальный энергетический переход.

Эти внутренние инвестиции стали первым столпом стратегии администрации Байдена, и они помогли американским рабочим и предприятиям стать движущей силой самой сильной экономики США с 1990-х годов. ВВП Соединенных Штатов больше, чем ВВП следующих трех стран вместе взятых. Инфляция упала до некоторых из самых низких уровней среди развитых экономик мира. Безработица держалась на уровне или ниже четырех процентов в течение самого длительного периода за более чем 50 лет. Благосостояние домохозяйств достигло рекордно высокого уровня. И хотя слишком много американцев все еще с трудом сводят концы с концами, а цены все еще слишком высоки для многих семей, восстановление сократило бедность и неравенство и распространило свои преимущества на большее количество людей и больше мест.

Эти инвестиции в конкурентоспособность Америки и успех восстановления Соединенных Штатов являются чрезвычайно привлекательными. После того, как Конгресс принял Закон о чипах и науке и Закон о снижении инфляции в 2022 году — крупнейшие инвестиции в климат и чистую энергию — южнокорейская компания Samsung выделила десятки миллиардов долларов на производство полупроводников в Техасе. Японская Toyota вложила миллиарды долларов в производство электромобилей и аккумуляторов в Северной Каролине. Все пять ведущих мировых производителей полупроводников обязались построить новые заводы в Соединенных Штатах, инвестировав 300 миллиардов долларов и создав более 100 000 новых рабочих мест в Америке.

Соединенные Штаты в настоящее время являются крупнейшим в мире получателем прямых иностранных инвестиций. Они также являются крупнейшим поставщиком прямых иностранных инвестиций, демонстрируя непревзойденную мощь американского частного сектора в расширении экономических возможностей по всему миру. Эти инвестиции не только приносят пользу американским рабочим и общинам. Они также уменьшают зависимость Соединенных Штатов от Китая и других ревизионистов и делают страну лучшим партнером для стран, которые также хотят уменьшить свою зависимость.

Хотя некоторые друзья поначалу беспокоились, что внутренние инвестиции и стимулы администрации Байдена будут угрожать их экономическим интересам, со временем они увидели, как американское обновление может обернуться им на пользу. Оно повысило спрос на их товары и услуги и стало катализатором их собственных инвестиций в чипы, чистые технологии и более устойчивые цепочки поставок. И это позволило Соединенным Штатам и их друзьям продолжать продвигать технологические инновации и устанавливать технологические стандарты, которые имеют решающее значение для защиты их общей безопасности, ценностей и благосостояния.

Партнеры в мире

Вторым столпом стратегии администрации Байдена было оживление и переосмысление сети взаимоотношений Соединенных Штатов, что позволило бы Вашингтону и его партнерам объединить свои силы для продвижения общего видения мира и активно, но ответственно конкурировать с теми, кто стремится его подорвать.

Конкуренция в агрессивных условиях означает использование всех инструментов мощи США для продвижения интересов США. Это означает усиление силового потенциала США, военных и разведывательных возможностей, санкций и инструментов экспортного контроля, а также механизмов консультаций с союзниками и партнерами, чтобы страна могла надежно сдерживать агрессию и, при необходимости, защищаться от нее. Хотя Вашингтон не стремится подняться по лестнице эскалационных действий, он должен подготовиться к большему риску и управлять им.

Между тем, ответственная конкуренция означает поддержание каналов связи, чтобы не допустить перерастания конкуренции в конфликт. Это означает ясно дать понять, что цель Соединенных Штатов — не смена режима, и что даже когда обе стороны конкурируют, они должны найти способы сосуществовать. Это означает поиск путей сотрудничества, когда это служит национальным интересам. И это означает конкурировать способами, которые приносят пользу безопасности и процветанию друзей, а не за их счет.

Китай — единственная страна, которая намерена и имеет средства для перестройки международной системы. Президент Байден ясно дал понять, что мы будем относиться к Пекину как к «вызову темпа» для Соединенных Штатов — их наиболее значимому долгосрочному стратегическому конкуренту.

Мы предприняли решительные усилия:

для защиты самых передовых технологий Соединенных Штатов;

защиты американских рабочих, компаний и сообществ от несправедливой экономической практики;

противодействия растущей агрессии Китая за рубежом и репрессиям внутри страны.

Мы создали специальные каналы с друзьями, чтобы делиться оценкой Вашингтона экономических и безопасных рисков, создаваемых политикой и действиями Пекина.

Тем не менее, мы возобновили военное общение и подчеркнули, что серьезные разногласия с Китаем не помешают Соединенным Штатам поддерживать прочные торговые отношения с этой страной.

Мы также не позволим трению в американо-китайских отношениях помешать сотрудничеству по приоритетным вопросам, которые важны для американского народа и остального мира, таким как борьба с изменением климата, прекращение потока синтетических наркотиков и предотвращение распространения ядерного оружия.

Что касается России, то у нас не было никаких иллюзий относительно реваншистских целей президента Владимира Путина или возможности «перезагрузки». Мы не колеблясь действовали решительно против дестабилизирующей деятельности Москвы, включая ее кибератаки и вмешательство в выборы в США. В то же время мы работали над снижением ядерной опасности и риска войны путем продления нового договора СНВ и запуска диалога по стратегической стабильности.

Мы были столь же проницательны, когда дело касалось Ирана и Северной Кореи. Мы усилили дипломатическое давление и усилили силовую позицию вооруженных сил США, чтобы сдерживать и ограничивать Тегеран и Пхеньян. Односторонний и ошибочный выход администрации Трампа из ядерной сделки с Ираном освободил ядерную программу Тегерана от ограничений, подорвав безопасность Соединенных Штатов и их партнеров.

Мы продемонстрировали Ирану, что существует путь к взаимному возвращению к соблюдению — если Иран готов пойти на него — при сохранении жесткого режима санкций и нашего обязательства, что Ирану никогда не будет позволено получить ядерное оружие. И мы ясно дали понять о своей готовности вести прямые переговоры с Северной Кореей, но также и о том, что мы не подчинимся ее бряцанию оружием или ее предварительным условиям.

Приверженность администрации Байдена к активной, но ответственной конкуренции в этом направлении устранила предлог ревизионистов, что Соединенные Штаты являются препятствием для поддержания международного мира и стабильности. Это также принесло Соединенным Штатам большее доверие со стороны их друзей — и, вместе с этим, более прочные партнерства.

Мы работали над реализацией полного потенциала этих партнерств четырьмя способами.

Во-первых, мы подтвердили приверженность основным альянсам и партнерствам страны.

Президент Байден:

заверил союзников по НАТО, что Соединенные Штаты выполнят свое обещание рассматривать нападение на одного как нападение на всех;

подтвердил нерушимые обязательства страны в области безопасности перед Японией, Южной Кореей и другими союзниками в Азии;

восстановил роль G-7 в качестве руководящего комитета передовых демократий мира.

Во-вторых, мы придали альянсам и партнерствам США новую цель. Мы подняли Quad — партнерство с Австралией, Индией и Японией — и предприняли конкретные шаги для реализации общего видения свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона, от повышения безопасности на море до производства безопасных и эффективных вакцин.

Мы запустили Совет по торговле и технологиям США-ЕС, организовав крупнейшее в мире экономическое партнерство для формирования глобальных стандартов для новых технологий и защиты самых чувствительных инноваций США и Европы. Мы подняли амбиции критически важных двусторонних отношений, таких как Стратегическое партнерство США-Индия, и возродили региональное взаимодействие, при этом президент Байден проводил саммиты с лидерами из Африки, Латинской Америки, островов Тихого океана и Юго-Восточной Азии.

Мы сделали НАТО больше, сильнее и сплоченнее, чем когда-либо.

В-третьих, мы объединяем союзников и партнеров США новыми способами по регионам и проблемам. Мы запустили Индо-Тихоокеанскую экономическую рамочную программу, которая объединяет 14 стран, представляющих 40 процентов мирового ВВП, для создания более безопасных цепочек поставок, борьбы с коррупцией и перехода на чистую энергию.

Мы создали AUKUS, трехстороннее оборонное партнерство, в рамках которого Австралия, Великобритания и США объединились для строительства атомных подводных лодок и углубления своего научного, технологического и промышленного сотрудничества.

В-четвертых, мы создали новые коалиции для решения новых проблем. Мы объединили различные правительства, международные организации, предприятия и группы гражданского общества для производства и распространения сотен миллионов бесплатных вакцин от COVID-19 , прекращения острой фазы пандемии, спасения жизней и укрепления мирового потенциала по предотвращению и реагированию на будущие чрезвычайные ситуации в области здравоохранения.

Мы создали глобальную коалицию для борьбы с бедствием незаконных синтетических наркотиков и общерегиональные усилия по разделению ответственности за исторические проблемы миграции в Западном полушарии.

Создавая эти и другие коалиции, администрация Байдена всегда делала страны-союзницы демократиями своим первым портом захода. Вот почему президент инициировал Саммит за демократию, объединив демократических лидеров и реформаторов из каждого региона. Но если цель состоит в решении проблем, с которыми сталкивается американский народ, демократии не могут быть единственными партнерами Соединенных Штатов. Например, развивающиеся возможности и риски искусственного интеллекта необходимо решать с помощью нескольких коалиций, включающих недемократии, если они хотят приносить пользу своим гражданам и готовы помогать решать общие проблемы. Вот почему администрация Байдена работала с остальными странами G-7 над разработкой структур управления для ИИ, а затем возглавила более 120 стран, включая Китай, в Генеральной Ассамблее ООН, чтобы разработать и принять первую в истории резолюцию ООН об использовании ИИ во благо. И именно поэтому администрация разработала структуру для ответственной разработки и использования военного ИИ, под которой подписались более 50 стран.

Реакция на ревизионизм

В то время как наша стратегия укрепляла основы мощи Соединенных Штатов внутри страны и за рубежом, наше государственное управление извлекало выгоду из этой мощи, чтобы превратить кризис в возможность. В первый год администрации Байдена мы добились значительного прогресса в углублении согласованности с союзниками и партнерами в нашем подходе к стратегической конкуренции. Разговоры в столицах союзников привели к ощутимому сдвигу. Например, на переговорах по формированию новой стратегической концепции НАТО я увидел, что союзники впервые были сосредоточены на вызове, который Китай представляет для трансатлантической безопасности и ценностей. В своих обсуждениях с официальными лицами из стран-союзников в Восточной Азии я слышал, как они пытались решить, как реагировать на принудительное поведение Пекина в Южно-Китайском море и Тайваньском проливе.

Решение Путина попытаться стереть Украину с карты мира — наряду с решением Китая сначала предоставить России прикрытие, а затем подпитывать ее агрессию — ускорило сближение взглядов среди азиатских и европейских стран относительно серьезности угрозы и коллективных действий, необходимых для ее устранения.

До вторжения России мы предприняли ряд шагов для подготовки: предупредили мир о надвигающейся агрессии Москвы, поделились разведданными с союзниками, направили военную поддержку для самообороны Украины и координировали действия с ЕС, G-7 и другими для планирования немедленных и жестких экономических санкций против России.

Мы извлекли тяжелые уроки во время необходимого, но трудного вывода войск США из Афганистана, уроки обо всем, от планирования на случай непредвиденных обстоятельств до координации действий союзников, и мы применили их.

Когда Путин в конечном итоге начал полномасштабное вторжение, НАТО быстро перебросило войска, самолеты и корабли в составе своих Сил реагирования, укрепив восточный фланг альянса. ЕС и его государства-члены направили военную, экономическую и гуманитарную помощь в Украину. Соединенные Штаты создали Контактную группу по обороне Украины, которая выросла до более чем 50 стран, работающих с украинскими военными для удовлетворения неотложных потребностей. А широкая коалиция стран ввела самые амбициозные санкции, заморозив более половины суверенных активов России.

Поскольку это было нападение не только на Украину , но и на принципы суверенитета и территориальной целостности, лежащие в основе Устава ООН, война Путина вызвала страхи за пределами Европы.

Если бы Путину позволили действовать безнаказанно, потенциальные агрессоры по всему миру взяли бы это на заметку, открыв ящик Пандоры конфликта.

Решение Китая помочь России подчеркнуло, насколько тесно связаны судьбы союзников США в Европе и Азии. До этого момента многие в Европе продолжали видеть в Китае прежде всего экономического партнера — даже если они все больше опасались слишком полагаться на Пекин. Но когда Пекин сделал свой выбор, все больше и больше европейцев увидели в Китае системного соперника.

Чем дольше Путин продолжал свою войну, тем больше Россия полагалась на поддержку своих коллег-ревизионистов, чтобы остаться в борьбе. Северная Корея поставляла эшелоны с оружием и боеприпасами, включая миллионы артиллерийских снарядов, баллистических ракет и пусковых установок, что было прямым нарушением многочисленных резолюций Совета Безопасности ООН. Иран построил в России завод по производству беспилотников и отправил в Москву сотни баллистических ракет. А китайские компании ускорили поставки машин, микроэлектроники и других товаров двойного назначения, необходимых России для производства оружия, боеприпасов и других материалов.

Чем больше Россия становилась зависимой от их поддержки, тем больше ревизионисты ожидали — и получили — взамен. Путин согласился поделиться передовыми военными технологиями России с Северной Кореей, усугубив и без того серьезную угрозу для Японии и Южной Кореи. Он и северокорейский лидер Ким Чен Ын возродили пакт времен холодной войны, пообещав предоставить военную помощь, если одна из сторон начнет войну. Россия увеличила военную и техническую поддержку Ирану и ускорила переговоры о стратегическом партнерстве со страной, даже несмотря на то, что Тегеран продолжал вооружать, обучать и финансировать доверенных лиц, которые совершали террористические атаки на персонал и партнеров США на Ближнем Востоке и международное судоходство в Красном море. Сотрудничество России и Китая расширилось практически во всех областях, и две страны проводили все более агрессивные и широкомасштабные военные учения, в том числе в Южно-Китайском море и Арктике.

У Китая, России, Ирана и Северной Кореи сложная история и разные интересы, а их партнерские отношения друг с другом не приближаются к давней архитектуре альянса Соединенных Штатов. Под их громкими заявлениями о дружбе и поддержке отношения этих стран в значительной степени являются транзакционными, а их сотрудничество влечет за собой компромиссы и риски, которые каждая из них может счесть более неприятными со временем.

Это особенно верно для Китая, чье экономическое здоровье дома и положение за рубежом находятся под угрозой из-за глобальной нестабильности, разжигаемой его ревизионистскими партнерами.

И все же все четыре ревизиониста разделяют неизменную приверженность всеобъемлющей цели — бросить вызов Соединенным Штатам и международной системе. Это будет продолжать стимулировать их сотрудничество, особенно по мере того, как Соединенные Штаты и другие страны будут противостоять их ревизионизму.

Ответом администрации Байдена на это растущее выравнивание стало ускорение сближения союзников по поводу угрозы.

Мы сделали НАТО больше, сильнее и сплоченнее, чем когда-либо, и альянс приветствовал Финляндию и Швецию, несмотря на их долгую историю неприсоединения. В начале правления администрации девять из 30 членов НАТО выполняли свое обязательство тратить два процента своего ВВП на оборону. В этом году по крайней мере 23 из 32 союзников выполнят эту отметку.

Мы углубили и модернизировали союзы США в Индо-Тихоокеанском регионе, укрепив позиции и возможности вооруженных сил США, подписав новые соглашения о модернизации баз от Японии до Филиппин и южной части Тихого океана. И мы нашли новые способы связать союзников вместе. В 2023 году президент Байден провел первый в истории трехсторонний саммит лидеров с Японией и Южной Кореей в Кэмп-Дэвиде, на котором три страны договорились усилить сотрудничество для защиты от атак баллистических ракет и кибератак со стороны Северной Кореи. В этом году он провел первый в истории трехсторонний саммит с Японией и Филиппинами в Белом доме, на котором три стороны обязались углублять совместные усилия по защите свободы судоходства в Южно-Китайском море.

Великая конвергенция

Вероятно, наиболее существенный сдвиг, которого мы добились, произошел не внутри регионов, а между ними. Когда Путин начал свое вторжение, он думал, что сможет использовать зависимость Европы от российского газа, нефти и угля, чтобы посеять раздор и ослабить ее поддержку Украины. Но он недооценил решимость европейских стран — и готовность союзников в Азии помочь им.

Япония выделила Украине более 12 миллиардов долларов помощи, а в июне стала первой страной за пределами Европы, подписавшей с Киевом двустороннее соглашение о безопасности сроком на десять лет.

Австралия предоставила Украине более 1 миллиарда долларов военной помощи и является частью многонациональной коалиции, обучающей украинский персонал в Соединенном Королевстве.

Южная Корея заявила, что рассмотрит возможность поставок оружия Украине в дополнение к значительной экономической и гуманитарной поддержке, которую она уже оказывает.

Индо-тихоокеанские партнеры США координируют свои действия с Европой, чтобы ввести санкции против России и ограничить цену на российскую нефть, сокращая объем денег, которые Путин может вложить в свою военную машину.

Между тем, поддержка Китаем России — и новаторское использование администрацией разведывательной дипломатии для раскрытия масштаба этой поддержки — еще больше сосредоточили союзников США в Европе на угрозе, исходящей от Пекина.

Массовый экономический сбой, вызванный вторжением Путина, сделал реальными катастрофические последствия, которые возникнут в результате кризиса в Тайваньском проливе, через который ежегодно проходит примерно половина коммерческих контейнеровозов мира. Более 90 процентов самых передовых полупроводников в мире производятся на Тайване.

Когда администрация Байдена пришла к власти, ключевые европейские партнеры были полны решимости обрести автономию от Соединенных Штатов, одновременно углубляя экономические связи с Китаем. Однако после вторжения они переориентировали большую часть своей экономической повестки дня на «снижение рисков» со стороны Китая.

В 2023 году ЕС принял Закон о критически важном сырье, чтобы снизить свою зависимость от Китая в плане ресурсов, необходимых для производства таких продуктов, как электромобили и ветряные турбины. В 2024 году ЕС запустил новые инициативы для дальнейшего укрепления своей экономической безопасности, включая улучшение проверки иностранных и исходящих инвестиций, безопасности исследований и экспортного контроля. Эстония, Латвия и Литва вышли из инвестиционной инициативы Китая «17+1» в Центральной и Восточной Европе. Италия вышла из китайской инициативы «Один пояс, один путь». И все большее число европейских стран, включая Францию, Германию и Великобританию, запрещают китайским технологическим компаниям поставлять оборудование для своей критически важной инфраструктуры.

Друзья в Европе и Азии также присоединились к Соединенным Штатам в принятии скоординированных мер по борьбе с несправедливой торговой практикой Китая и избыточными производственными мощностями. В этом году администрация Байдена повысила целевые тарифы на китайскую сталь и алюминий, полупроводники и критически важные минералы — в отличие от всеобщих тарифов, которые увеличивают расходы для американских семей, — а Европейский союз и Канада ввели тарифы на китайские электромобили.

Мы извлекли тяжелые уроки из «китайского шока» первого десятилетия этого века, когда Пекин обрушил поток субсидируемых товаров, который затопил американскую промышленность, разрушил средства к существованию американцев и опустошил американские общины. Чтобы убедиться, что история не повторится, и чтобы конкурировать с искажающей тактикой Китая, мы больше инвестируем в производительный потенциал Соединенных Штатов и их друзей — и вводим более надежную защиту вокруг этих инвестиций.

Когда дело доходит до новых технологий, Соединенные Штаты и их союзники в Европе и Азии все больше работают вместе, чтобы сохранить свое коллективное преимущество. По нашему настоянию Япония и Нидерланды присоединились к Соединенным Штатам в принятии мер по предотвращению доступа Китая к самым передовым полупроводникам и оборудованию, используемому для их производства. Через Quantum Development Group мы собрали девять ведущих европейских и азиатских союзников для укрепления устойчивости цепочки поставок и углубления исследовательских и коммерческих партнерств в технологии с возможностями, которые превосходят даже самые мощные суперкомпьютеры.

С того момента, как Россия начала войну, некоторые в Соединенных Штатах утверждали, что поддержка США Украины отвлечет ресурсы от вызова Китая. Наши действия доказали обратное: противостояние России имело решающее значение для беспрецедентного сближения Азии и Европы, которые все больше рассматривают свою безопасность как неделимую. Этот сдвиг является следствием не только судьбоносных решений, принятых Москвой и Пекином. Это также продукт судьбоносных решений, принятых союзниками и партнерами США — выбор, который Вашингтон поощрял, но не диктовал, не хотел и не мог диктовать.

Глобальная коалиция, поддерживающая Украину, является самым ярким примером распределения бремени, который я видел в своей карьере. В то время как Соединенные Штаты предоставили 94 миллиарда долларов в поддержку Украины с момента полномасштабного вторжения Путина, европейские, азиатские и другие партнеры внесли почти 148 миллиардов долларов. Значительная работа еще предстоит для повышения возможностей союзников США в Европе и Азии посредством сочетания большей координации, инвестиций и интеграции промышленной базы. Американский народ ожидает, а безопасность США требует, чтобы союзники и партнеры со временем брали на себя большую часть бремени по собственной обороне. Но Соединенные Штаты сегодня находятся в явно более сильной позиции в обоих важных регионах благодаря мосту союзников, который мы построили. И, если на то пошло, то и друзья Америки тоже.

Ревизионизм в регионах

Дестабилизирующие эффекты растущей напористости и сплоченности ревизионистов выходят далеко за рамки Европы и Азии. В Африке Россия выпустила своих агентов и наемников для добычи золота и критически важных минералов, распространения дезинформации и помощи тем, кто пытается свергнуть демократически избранные правительства. Вместо того чтобы поддерживать дипломатические усилия по прекращению войны в Судане — худшего гуманитарного кризиса в мире — Москва разжигает конфликт, вооружая обе стороны. Иран и его доверенные лица воспользовались хаосом, чтобы возродить незаконные маршруты торговли оружием в регионе и усугубить беспорядки. Пекин, тем временем, отвел взгляд от воинственности Москвы в Африке, одновременно поощряя новые зависимости и обременяя все больше стран непосильным долгом. В Южной Америке Китай, Россия и Иран оказывают военную, экономическую и дипломатическую поддержку авторитарному правительству Николаса Мадуро в Венесуэле, укрепляя его убежденность в том, что его режим невосприимчив к давлению.

Ревизионистский расклад еще более интенсивно разыгрывается на Ближнем Востоке. Когда-то Россия поддерживала усилия Совета Безопасности ООН по сдерживанию ядерных амбиций Ирана. Теперь она способствует ядерной программе Ирана и содействует его дестабилизирующей деятельности. Россия также перешла от статуса близкого партнера Израиля к — после атаки 7 октября — укреплению своих связей с ХАМАС. Администрация Байдена, со своей стороны, неустанно работает с партнерами на Ближнем Востоке и за его пределами, чтобы положить конец конфликту и страданиям в секторе Газа, найти дипломатическое решение, которое позволит израильтянам и ливанцам жить в безопасности по обе стороны границы, управлять риском более широкой региональной войны и работать над большей интеграцией и нормализацией в регионе, в том числе между Израилем и Саудовской Аравией.

Эти усилия взаимозависимы. Без прекращения войны в Газе и ограниченного по времени, заслуживающего доверия пути к государственности, который отвечает законным чаяниям палестинцев и потребностям Израиля в безопасности, нормализация не может двигаться вперед. Но если эти усилия увенчаются успехом, нормализация присоединит Израиль к региональной архитектуре безопасности, откроет экономические возможности по всему региону и изолирует Иран и его доверенных лиц. Проблески такой интеграции были продемонстрированы в коалиции стран, включая арабские государства, которые помогли Израилю защитить себя от беспрецедентного прямого нападения со стороны Ирана в апреле. Мои визиты в регион с 7 октября подтвердили, что есть путь к большему миру и интеграции — если лидеры там готовы принимать трудные решения.

Несмотря на неустанные усилия, человеческие последствия войны в Газе продолжают быть разрушительными. Десятки тысяч мирных палестинцев были убиты в конфликте, который они не начали и не могут остановить. Практически все население Газы было перемещено, и подавляющее большинство страдает от недоедания. Около 100 заложников остаются в Газе, либо уже убитых, либо все еще удерживаемых в жестоких условиях ХАМАС. Все эти страдания еще больше усиливают необходимость наших усилий по прекращению конфликта, предотвращению его повторения и закладыванию основы для прочного мира и безопасности в регионе.

Сделать более выгодное предложение

Для многих развивающихся стран и стран с формирующимся рынком конкуренция великих держав в прошлом означала необходимость выбирать сторону в состязании, которое казалось далеким от их повседневной борьбы. Многие выразили обеспокоенность тем, что сегодняшнее соперничество ничем не отличается. А некоторые беспокоятся, что сосредоточенность Соединенных Штатов на внутреннем обновлении и стратегической конкуренции будет идти в ущерб вопросам, которые для них наиболее важны. Вашингтон должен продемонстрировать, что все наоборот.

Работа администрации Байдена по финансированию инфраструктуры по всему миру является попыткой сделать именно это. Ни одна страна не хочет инфраструктурных проектов, которые плохо построены и наносят вред окружающей среде, которые импортируют или злоупотребляют рабочей силой или которые способствуют коррупции и обременяют правительство непосильным долгом. Однако слишком часто это был единственный вариант. Чтобы предложить лучший выбор, Соединенные Штаты и другие страны G-7 запустили Партнерство по глобальной инфраструктуре и инвестициям в 2022 году. Эта инициатива в конечном итоге выделит 600 миллиардов долларов частного капитала для финансирования высококачественных и экологически безопасных проектов и расширения прав и возможностей сообществ, где они реализуются. Соединенные Штаты уже координируют инвестиции в железные дороги и порты, чтобы соединить экономические центры Филиппин и ускорить инвестиции в страну. И оно осуществляет ряд инфраструктурных инвестиций в полосу развития, которая пересекает Африку, соединяя порт Лобиту в Анголе с Демократической Республикой Конго и Замбией и в конечном итоге связывая Атлантический и Индийский океаны, что создаст возможности для сообществ по всему региону, одновременно укрепляя поставки важнейших минералов, имеющих решающее значение для перехода к чистой энергетике.

Соединенные Штаты объединяются с партнерами для создания и расширения цифровой инфраструктуры, чтобы странам не пришлось жертвовать своей безопасностью и конфиденциальностью ради высокоскоростного и доступного подключения к Интернету. Работая с Австралией, Японией, Новой Зеландией и Тайванем, Вашингтон инвестировал в кабели, которые расширят цифровой доступ для 100 000 человек на островах Тихого океана. И он возглавил аналогичные усилия в других местах Азии, а также Африки и Южной Америки.

Администрация также стремилась сделать международные институты более инклюзивными. Несмотря на несовершенство Организации Объединенных Наций и других подобных органов, нет замены их легитимности и возможностям. Участие в них и их реформирование — один из лучших способов укрепить международный порядок от попыток его разрушить. Вот почему при администрации Байдена Соединенные Штаты вновь присоединились к Всемирной организации здравоохранения, Совету ООН по правам человека и ЮНЕСКО. Именно поэтому администрация предложила расширить Совет Безопасности ООН, добавив двух постоянных членов из Африки, одного постоянного члена из Латинской Америки и Карибского бассейна и выборное место для малых островных развивающихся стран. Это в дополнение к постоянным местам, которые мы давно предлагали для Германии, Индии и Японии. И именно поэтому мы настаивали на том, чтобы G-20 добавила Африканский союз в качестве постоянного члена, что она и сделала в 2023 году. В 2021 году мы поддержали выделение Международным валютным фондом 650 миллиардов долларов в виде специальных прав заимствования для помощи бедным странам, борющимся под тяжестью глобальных кризисов в области здравоохранения, климата и задолженности. Мы также настаивали на реформах Всемирного банка, которые позволят правительствам отсрочить выплаты долгов после стихийных бедствий и климатических потрясений и расширят доступное финансирование для стран со средним уровнем дохода. При президенте Байдене Соединенные Штаты в четыре раза увеличили климатическое финансирование развивающихся стран, чтобы помочь им достичь своих климатических целей и помогли более чем полумиллиарду человек справиться с последствиями изменения климата.

Администрация Байдена раз за разом демонстрировала, что Соединенные Штаты — это страна, на которую другие могут положиться в решении своих самых больших проблем. Например, когда война в Украине усугубила глобальный продовольственный кризис, Соединенные Штаты инвестировали 17,5 млрд долларов в борьбу с продовольственной нехваткой и объединили более 100 стран для принятия конкретных мер по решению проблемы и ее коренных причин. Все это она делала, продолжая при этом оставаться крупнейшим донором, безусловно, спасающей жизни гуманитарной помощи по всему миру.

Домашний фронт

Хотя некоторые американцы выступают за большую односторонность и изоляционизм, на самом деле существует широкая поддержка столпов стратегии администрации Байдена. Закон о чипах и науке и несколько раундов финансирования Украины и Тайваня были приняты Конгрессом при двухпартийной поддержке. Демократы и республиканцы в обеих палатах привержены укреплению альянсов США. И в опросе за опросом большинство американцев считают принципиальное и дисциплинированное лидерство США в мире жизненно важным.

Закрепление этого выравнивания имеет решающее значение для убеждения союзников и соперников в том, что хотя правящая партия в Вашингтоне может измениться, столпы внешней политики США останутся неизменными. Это даст союзникам уверенность в том, что Соединенным Штатам можно доверять и они останутся на их стороне, что, в свою очередь, сделает их более надежными союзниками для Соединенных Штатов. И это позволит Вашингтону продолжать встречать своих соперников с позиции силы, поскольку они будут знать, что американская мощь коренится не только в твердых обязательствах правительства США, но и в непоколебимых убеждениях американского народа.

Как госсекретарь я занимаюсь политикой. А политика — это выбор. С самого первого дня президент Байден и вице-президент Харрис сделали основополагающий выбор, что в более конкурентном и взрывоопасном мире Соединенные Штаты не могут действовать в одиночку. Если Америка хочет защитить свою безопасность и создать возможности для своего народа, она должна встать на сторону тех, кто заинтересован в свободном, открытом, безопасном и процветающем мире, и противостоять тем, кто угрожает этому миру. Выбор, который Соединенные Штаты сделают во второй половине этого решающего десятилетия, определит, останется ли этот момент испытаний временем обновления или вернется к времени регресса — смогут ли Вашингтон и его союзники продолжать вытеснять силы ревизионизма или позволять их видению определять двадцать первый век».

***

Можно рассматривать этот опус Блинкена как его отчёт и одновременно программу действий в случае победы на выборах Камалы Харрис. Таким путём он выражает преданность штабу демократов во главе с Обамой с надеждой остаться на посту госсекретаря.

Абсолютно ясно, с чем Россия будет иметь дело в случае победы Харрис.

Уровень конфронтации зашкаливает.

Согласиться с автором статьи можно только в одном:

СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ С ВРАГОМ МОЖНО ТОЛЬКО С ПОЗИЦИЙ СИЛЫ !!!

ИсточникЗавтра
Владимир Овчинский
Овчинский Владимир Семенович (род. 1955) — известный российский криминолог, генерал-майор милиции в отставке, доктор юридических наук. Заслуженный юрист Российской Федерации. Экс-глава российского бюро Интерпола. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...