По сути, сейчас мы в третий раз за 35 лет меняем идеологию.
До начала 90-х в обществе была диктатура марксизма-ленинизма. Это было обязательно и (пусть формально, но) всё строилось на нём — политика, экономика, наука, образование, право. Вообще всё.
В начале 90-х произошёл идеологический переворот. Власть захватили либералы-западники (реформаторы). Установилась либеральная идеологическая диктатура. Теперь по западным либеральным стандартам стало перекраиваться всё — политика, экономика, наука, образование, право. Либерализм отныне считался единственно верным учением.
Путин, придя к власти, не отменил на первом этапе идеологическую диктатуру либералов, но потребовал считаться с суверенитетом (либерального, западнического) государства. Мы оставались в парадигме либерализма, но с акцентом на суверенитет. Сурков назвал это «суверенной демократией». Идеологический диктат либерализма сохранялся.
Чистые либералы отреагировали на введенный Путиным курс на суверенитет двояко: одни прямо на деньги либерального Запада и с подачи западных спецслужб стали протестовать (пятая колонна), другие не посмели спорить с Путиным, мимикрировали, затаились и принялись тихо, но навязчиво саботировать курс на суверенитет (шестая колонна, сислибы).
С началом СВО состоялся окончательный разгон пятой колонны и начались чистки шестой. Некоторые сислибы (Чубайс и т.д,) психанули и рванули в Израиль и Лондон. Наиболее ушлые закопались поглубже.
Но настоящий идеологический переворот начался только сейчас. Когда стало понятно, что Крым наш навсегда, как возвращённые Старые Земли, что война до Победы и СВО не технический сбой в отношениях с либеральным Западом, как ещё можно было думать раньше, но необратимый разрыв. Диктатура либеральной идеологии завершилась.
Переходить от коммунизма к либерализму было легко, так как методички, инструкции и учебники можно было получать с Запада. Не просто бесплатно, ещё и приплачивали — ЦРУ, Госдеп и Сорос.
Переходить от либерализма к русской идеологии трудно. Возврат невозможен ни к коммунизму (туда, кстати, и не зовут), ни к православной монархии (туда как раз ненавязчиво зовут, но что это значит, все уже забыли). Волонтёры — это отлично, но это не идеология.
Методичек, инструкций и учебников для третьей русской идеологии нет. Одно ясно — не коммунизм, не либерализм. Но ведь и не фашизм же — с фашизмом мы как раз воюем на Украине.
Значит, надо возрождать нечто дозападное, корневое, что лежит в основе русской идентичности, но проецировать это новаторски и творчески в будущее. Своего рода русский патриотический имперский футуризм.
И важнейшее подспорье здесь традиционные ценности, историческое просвещение, курс на многополярный мир, тезис о России как Государстве-Цивилизации. Это точно не коммунизм, не либерализм и не фашизм. А Четвёртая политическая теория. Вот какая сейчас развертывается идеологическая трансформация. Радикальная делиберализация, слом либеральной диктатуры. Но без того, чтобы попасть в капкан коммунизма или национализма (фашизма). Ведь это тоже западные политические учения эпохи европейского Модерна. Это нерусское ни по форме, ни по смыслу. А надо русское. Теперь надо только русское.
Этот вираж неизбежен и не зависит от произвола ни властей, ни каких-то идеологических групп. У суверенной России должна быть суверенная идеология. И это не обсуждается, это утверждается как первые декреты большевиков или приватизация 90-х.