Мы живём в ту пору, когда наше общество нуждается в оценке по поведению, нуждается каждый человек, невзирая на возраст. К сожалению, мы отвыкли от того, что наше поведение, так или иначе, оценивается. Напомню, раньше были товарищеские суды, партийные разборы поведения. Конечно, порой с перегибами и абсурдом, но, тем не менее, всякий знал, что некая общность призовёт его к ответу за безнравственный поступок.

И сегодня пришло время выставления оценок по поведению. Нельзя, когда одни проявляют самоотверженность и героизм, другим при этом отсиживаться в сторонке и вести себя разнузданно.

Выставление оценок по поведению должно начинаться со школьной скамьи. Но вопрос в том, есть ли сегодня у нашего общества безоговорочные нравственные авторитеты, как Александр Сергеевич Пушкин, Фёдор Михайлович Достоевский, святой праведной Иоанн Кронштадтский, митрополит Иоанн (Снычёв)?

Я учитель по специальности, роду занятий (окончил два факультета педагогического университета) и по своему естеству, поэтому для меня педагогический труд – моё родное поприще, моя живая жизнь и непосредственная деятельность.

Я сам из того поколения, которому в школе ещё ставили оценки по поведению. Более того, если ты не имел «пятёрки» по поведению, то уже не мог считаться отличником.

Иногда нам любят навязывать образ просвещённого хулигана и разгильдяя. Но так не бывает – есть прямая зависимость между знаниями и этикой поведения. Особенно юному человеку, чтобы учиться, надо достойно себя вести. Это дисциплинирует и помогает сосредоточиться. А разгильдяю учиться некогда.

Инициатива по возвращению оценки по поведению крайне важна, но надо трезво понимать, с какими трудностями эта инициатива столкнётся. Во время учёбы в педагогическом университете мы часто слышали от своих преподавателей: если прежде в треугольнике – ученик, родитель и учитель – родители объединялись с учителями ради того, чтобы дети стали достойными людьми, то сегодня ученики вместе с родителями выставляют учителю суровый счёт заказчика.

Если мы продолжим относиться к образованию как к сфере услуг, то получится, что оценку по поведению можно заказать как услугу. Нынешним родителям навязали западную установку на то, что детям нельзя делать замечания, иначе, де, вы их вгоняете в тоску и депрессию, «закабаляете» личность, она не может развиваться и так далее. Это поколение, которому не принято было делать замечаний, уже на студенческой скамье.

И возникает вопрос: какие оценки по поведению возможны в этом случае? Любой родитель заявит: «Вы создали для моего ребёнка стрессовую ситуацию! Вы поставили «тройку» не просто по математике, а по поведению! Вы унизили моего ребёнка!»

Я ожидаю подобных выпадов.

Однажды моя студентка, у которой были трудности с воспитанием ребёнка, спросила меня: «Что нужно сделать в первую очередь, чтобы он вырос человеком?»

Я ей ответил так: «Надо привить с самого раннего возраста два чувства – страх Божий и стыд!»

Человек должен бояться незнания, бояться подвести людей, бояться опозорить родителей, бояться предать друга. Бояться и стыдиться быть дураком. Это сопряженные чувства страха и стыда – уберегает от многих ошибок. К сожалению, эти два чувства в современном молодом поколении отсутствуют. И в этом не их вина, а ответственность родителей, которые считают, что их неправильно воспитывали, а мы, де, воспитаем своих детей по-другому.

Я сегодня наблюдаю повзрослевших детей без страха и стыда, среди которых очень мало счастливых людей. Потому что они сталкиваются с тем, что жизнь, в отличие от родителей и учителей, сурово наказывает за их поведение. А они к этому не готовы и не знают, как реагировать – у них нет щита над сердцем, у них нет тех качеств, которые стали бы твёрдой почвой под ногами.

И ещё я боюсь, что эту историю с оценками по поведению очень скоро в системе образования забюрократизируют. Что это значит? Надо выставлять оценки. А как оценивать? По каким критериям? И начнут разрабатывать критерии, ФОСы (фонды оценочных средств) и прочее. Появится так называемое портфолио по поведению, где ученики должны будут отчитываться: вейпы не курю, бабушек через дорогу перевожу… Это всё может превратиться в абсурд.

А что по-настоящему надо для воспитания детей? Ведь хорошее поведение — это не что-то эфемерное, абстрактное. Хорошее поведение – это соответствие образцу, эталону, достойному примеру.

В советское время был пионер – «всем ребятам пример». В православных гимназиях учатся дети, как и всё поколение не изолированное от искушений века сего, но, тем не менее, для них ориентир – жизни святых подвижников, верующих людей.

А для рядового ученика кто является примером? Литературные герои? К сожалению, ныне уроки по литературе так устроены, что мы не имеем возможности через них воспитывать. Литература нужна теперь как материал для сдачи экзамена. И не более.

На мой взгляд, спасение в героях Специальной военной операции. Они должны стать примером для школьников. Однако в каждую школу каждый день ты не приведёшь героя. Невозможно забросить десант из участников СВО на уроки «Разговоры о важном» во все школы.

Герои СВО, конкретные люди, должны становится образами, символами, нашим культурным кодом. Они могут дать нам ориентир для достойного поведения. Если мы ставим задачу перед учеником иметь «пятерку» по поведению, то он сам нас спросит: «А «пятёрка», как у кого? Значит, я должен вести себя, как кто? Как герой корейского мультика?»

Мы об этом должны крепко подумать.

Еще раз подчеркну, что в этом вопросе не должно быть бюрократии. Это нравственный ориентир. Это во многом интуитивное, душевное, а не рассудочное понимание того, «что такое хорошо и что такое плохо».

Ученик, приходя домой, должен осознавать, что его родители безусловно уважают Учителя. Поэтому сегодня нужно повышать учительский авторитет. Государственная воля нужна? Нужна! Положительно прекрасный образ учителя создавать надо? Надо! В семье надо правильно относиться к учителю? Надо!

Для моих родителей учитель был непререкаемым авторитетом. Когда я учился в начальной школе, мои родители с благоговением говорили о моей первой учительнице. А если на родительском собрании учителя говорили, что я как-то не так себя вёл, то дома всегда приходилось держать ответ за недостойное поведение.

Немного отойду от темы. Обратите внимание, как популярно стало семейное обучение. Для меня это педагогический нонсенс. Я видел результаты этого «домашнего обучения» — это «провальные ученики», которые ничего не знают. От чего такая популярность семейного обучения? От того, что родители убеждены, что на свете ещё нет таких учителей, которые достойны учить их «гениальных детей».

Может быть, первую очередь нужно выставить оценки по поведению некоторым родителям, а потом уже детям.

Конечно, оценку по поведению возвращать необходимо, но пусть в этом будет больше человеческого и меньше протокольного.

ИсточникРусская народная линия
Михаил Кильдяшов
Кильдяшов Михаил Александрович (р. 1986) — русский поэт, публицист, литературный критик. Кандидат филологических наук. Секретарь Союза писателей России, член Общественной палаты Оренбургской области, председатель Оренбургского регионального отделения Изборского клуба. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...