Возвращение Дональда Трампа во власть открывает новую главу в истории Америки и одновременно новые страницы в ее отношениях с другими ключевыми державами современности — Россией и Китаем. В Вашингтоне подчеркнуто сосредоточили внимание на странице китайской. Именно ее хотят сделать, словами Мао Цзэдуна, «чистым листом, на котором можно писать самые красивые иероглифы». Одной из первых записей стало решение президента Трампа отменить запрет на деятельность китайской видеоплатформы ТикТок. Возрадуются не только 170 миллионов американских пользователей, плотно подсевших на удобный интернет-ресурс. Китайские сторонники сохранения остатков «брака по расчету» с Америкой увидят в этом решении жест доброй воли, приглашение Пекина на «танго для двоих».
Однако сквозь изящную бумагу новой страницы уже проглядывают старые знаки, которыми Дональд Трамп писал главу отношений с Поднебесной в свой первый срок президентства. Тогда и сейчас он использует нехитрый прием заключения выгодной сделки — сначала задрать цену, а потом сделать скидку. До предела обострить проблему, чтобы обусловить ее решение уступками. Пример с ТикТоком можно назвать хрестоматийным. Да, отменяется смертный приговор, уже даже приведенный в исполнение. Но реально казнь только откладывается на 75 дней, причем «помилование» сопровождается условием продажи прибыльного американского сегмента гражданам США.
Похожая схема навязывания сделки была использована Трампом в разгар развязанной им еще в первый президентский срок торговой войны против Китая. После начатой в июле 2018 года череды повышения пошлин на китайские товары на 36, 16, 200 миллиардов долларов Пекину был фактически предъявлен весьма обидный ультиматум. Его условия изложил в конце того года сам президент Трамп во время встречи с председателем Си Цзиньпином на полях форума «Большой двадцатки» в Буэнос-Айресе. В течение 90 дней Китай должен шире открыть рынок для американских товаров, прекратить «заимствовать» технологии и иную интеллектуальную собственность… Сделка удалась, и в торговой войне было заключено перемирие. Начались переговоры о торговом соглашении, первая часть которого была подписана 15 января 2020 года, в самом начале пандемии COVID-19. Поэтому оно так и не было реализовано на практике.
Судя по ситуации с ТикТоком, Дональд Трамп намерен и в свой второй срок применять старый добрый прием. Причем он будет использоваться не только в работе с Пекином. Этот конкретный случай станет лакмусовой бумажкой для всей дипломатии 47-го президента США. Дональд Трамп попытается дважды войти в одну и ту же реку. Но за минувшие годы в этой реке утекло очень много воды, река изменилась до неузнаваемости. Это видно на примере отношений Америки с Китаем.
20 января 2017 года Дональд Трамп вступил в должность президента США в первый раз. Ему и в голову не пришло пригласить на инаугурацию председателя Си Цзиньпина. Напротив, китайский лидер сам прибыл в США в течение первых 100 дней правления 45-го американского президента. Визит в Мар-а-Лаго состоялся в апреле 2017 года. По существующему порядку был черед американского лидера посетить Китай. Но церемониями можно и пренебречь, когда речь идет об отношениях с самой могущественной державой мира. Да и подарки в этом случае весьма уместны — Си Цзиньпин привез контрактов и протоколов о намерениях на сумму более 100 миллиардов долларов.
Ровно через 8 лет, 20 января 2025 года, Дональд Трамп во второй раз вступил в должность президента США. В нарушение существующего порядка он пригласил председателя Си Цзиньпина на инаугурацию, но тот вместо себя отправил заместителя председателя КНР Хань Чжэна. Трамп сам позвонил в Пекин и обменялся с коллегой существенной информацией. Через «утечку» в СМИ в Пекин пошла информация о готовности Трампа прибыть в Китай в течение первых 100 дней президентства. Очередность визитов не принимается в расчет, ибо президент Джо Байден за срок своего правления не приезжал в Пекин, а Си Цзиньпин побывал в США единожды, да и то не с официальным визитом, а на полях саммита АТЭС в Сан-Франциско в ноябре 2023 года.
Река мировой политики за последние годы действительно сильно изменилась. В нее стали впадать притоки новых держав и международных организаций. Усилиями самих США и их союзников укрепилась связь могучих материков — России и Китая. Об этом говорил в Кремле председатель Си Цзиньпин в конце восьмичасовых переговоров с президентом Путиным в марте 2023 года. «В мире происходят грандиозные перемены, каких не было последние 100 лет. И мы с вами движем эти перемены».
Попытки изменить естественное течение истории, сдержать возрождение Китая и России, были начаты Западом в разное время. Фронт борьбы с Россией обозначился еще в 2008 году с провокации в Грузии и окончательно сложился к 2022 году, вынудив Москву нанести превентивный удар на украинском участке. В отличие от сухопутной линии Западного фронта нацеленный на Китай Восточный фронт проходит по островам и морским просторам. Он получил название «Индо-Тихоокеанский» и проходит вблизи берегов Поднебесной от Японии до Австралии через Южную Корею, Тайвань и Филиппины. Начатый еще при Бараке Обаме «разворот на Восток» был усилен во время первого срока Трампа накачиванием оружием Тайваня. При Джозефе Байдене был создан новый военный блок АУКУС и усилено соглашение КВАД. Оформлены также трехсторонние военные соглашения США — Япония — Южная Корея и США — Япония — Филиппины. В помощь создаваемому блоку Азия–НАТО подтягиваются военные ресурсы стран Североатлантического альянса. На Восточном фронте также были попытки повторить сценарий «украинской засады» и спровоцировать Пекин на превентивный удар по Тайваню. Эти попытки не увенчались успехом, и ставку стали делать на Филиппины и район Южно-Китайского моря.
Ошибочность стратегии сохранения гегемонии США путем сдерживания одновременно России и Китая стала очевидной для правящих кругов США. «Стратегического проигрыша» России не случилось. Ее экономику не удалось «порвать в клочья». Китай не смогли разорить за счет введения 1300 разных санкций. Эти просчеты предопределили смещение Байдена, Харрис и стоявших за ними носителей неоконсервативных идей. Теперь настал черед править реалистам и технократам, лишенным идеологических очков и готовым сохранить все ту же гегемонию за счет других средств. Америка надорвалась из-за войны на два фронта. Теперь ей надо достичь перемирия, перегруппироваться и перевооружиться, заполучить новейшие знания и технику, которые превосходят противников. Ради этой передышки можно пойти на вынужденные компромиссы и столь милые сердцу Трампа «сделки». В их число могут войти серьезные уступки Москве и Пекину.
Задача противостоять «боевому слаживанию» двух сверхдержав оказалась непосильной. Но можно попробовать разобщить медведя и панду. Именно этим собирается заняться возомнивший себя всемогущим вершителем судеб мира Дональд Трамп. Во время скорых встреч с Си Цзиньпином и Владимиром Путиным он станет льстить и выдвигать ультиматумы, предлагать договориться за счет третьей стороны. Но руководители России и Китая уже достаточно натерпелись от Вашингтона и убедились во вреде иллюзий и пользе реализма. Они на практике познали, как продуктивно «вместе двигать грандиозные перемены в мире».
Об этом говорит хотя бы демонстративная видеобеседа Путина и Си Цзиньпина сразу после инаугурации Трампа. Даже показанная всему миру часть полуторачасовой беседы двух вождей не оставила сомнений в надежности огромного массива договоренностей в политике, обороне, экономике и науке.