Европа оказалась в заварушке, которую сплели для нее интеграционные бюрократы и сплетение обстоятельств и стратегий других «центров силы». И Вашингтон, и Лондон спокойно, по-союзнически дожимают европейскую конкурентоспособность, разумеется, не до полного краха, это лишнее. Что значат для Москвы европейские политики, которые, при всех нюансах и исключениях, вполне консолидированно давят Россию?
Санкции ЕС против России в наказание за «вторжение в Украину» на декабрь 2024 г. преследовали цели: «сократить возможность Кремля финансировать войну, заставить российскую политическую элиту заплатить очевидную экономическую и политическую цену, уменьшить экономическую базу России». Евросоюз ввёл санкции против почти 2400 физических и юридических лиц. При этом в январе 2025 г. на сайте Представительства ЕС в РФ официально заявлено: «Отношения между Европейским Союзом (ЕС) и Россией стали натянутыми после незаконной аннексии Россией Крыма и Севастополя в 2014 году и дестабилизирующей деятельности России на востоке Украины. С началом российского вторжения в Украину 24 февраля 2022 г. было приостановлено и остальное сотрудничество в политической, культурной и научной сферах». Не ново, но любопытно. Всмотримся еще в этот сайт. Примечательно, что среди задач Представительства ЕС в России — «анализ политических событий, обстоятельств и тенденций как внутри России, так и в отношениях между ней и ЕС… мониторинг политической жизни в стране, в том числе её аспектов, связанных с правами человека, правосудием, свободами и безопасностью, а также отслеживает развитие внешней политики России». Словом, полноценная информационная работа.
С другой стороны, «ни с каким Лондоном и Брюсселем [по Украине] разговаривать не о чем. Руководство ЕС, например, давно уже не имеет права говорить от лица многих своих членов, таких как Венгрия, Словакия, Австрия, Румыния и некоторых других европейских стран, заинтересованных в стабильности в Европе и занимающих взвешенную позицию в отношении России». Так 14 января заявил помощник президента РФ, постоянный член Совета безопасности РФ Н.П. Патрушев «Комсомольской правде». По существу, РФ вполне официально заявила о возможных проблемах с признанием политической субъектности ЕС и что строить диалог с Россией по вопросам экономики и безопасности лучше на двусторонней основе. Перечислен и первый состав таких партнеров для России. Что общего у этой группы стран? Вернемся к этому ниже.
В тот же день, 14 января, высказался и С.В. Лавров: «У меня убеждение очень крепкое: не нужен никакой конкурент Соединённым Штатам ни в одной области, начиная с энергетики, где они ничтоже сумняшеся дают добро на осуществление террористических мероприятий по разрушению основы энергетического благополучия Европейского союза, где они науськивают своих украинских клиентов на то, чтобы сейчас вслед за «Северными потоками» ещё и «Турецкий поток» вывести из строя».
Какова подоплека одновременно сделанных заявлений Н.П. Патрушева и С.В.Лаврова? На пять аспектов этой подоплеки обратим внимание, для ориентации в ситуации. Ее, эту ситуацию, сейчас активно проектирует широкими мазками Д. Трамп. Понятно, что нужно Трампу для MAGA и что он будет и далее выбивать Россию с топливного рынка Европы. Но делает это через фактическое принуждение Европы к приему американского газа и к 5% затрат на ее собственную оборону. Оба фактора подавляют экономический потенциал Европы. Трамп еще и «зеленую повестку» аннулировал. Так или иначе, ключевые лица российской дипломатии сочли необходимым за неделю до инаугурации Трампа очертить позицию России в отношении Европы, сближая ее, по сути, с американскими интересами.
Итак, первое. О группе стран. Именно Австрия, Венгрия и Словакия сильно зависели и зависят от поставок российского газа и нефти, располагали развитой сетью хранилищ и могли транзитировать топливо в другие страны.
При выводе из строя «Северного потока» и возможном обрыве «Турецкого потока» роль этих стран становится критической, равно как и для них — возможность поставки либо через Украину, либо напрямую из России. Последнее пока исключено, но Россия вряд ли не использует в будущем прецедент захвата ВСУ и удержания до сих пор объекта в Судже для выстраивания новой газовой логистики. Вопрос о том, чтобы у группы восточно-европейских стран были бы надежные магистрали поставок нефти и газа давно уже в повестке дня. Украина свой транзитный статус разменяла на потоки западной финансовой помощи, по сравнению с которой выгоды от транзита российского газа попросту померкли. Урегулирование «украинского конфликта» в результате будет зависеть от конфигурации контроля над нефте- и газопроводами между Россией и европейскими импортерами.
Второе. Ценность «Турецкого потока» не абсолютна. Это тот редкий случай, когда ситуацию можно пустить на самотёк. Его безопасность не менее важна для Турции. Пусть Анкара сама беспокоится на этот счет. Германии и Ко не хватило решительности в расследовании подрыва «Северного потока», так и Турции самой решать как можно обращаться с нею. А России видеть картину целиком — с Сирией, Карабахом, помощью Украине и т.д..
Третье. Россия долго сохраняла пиетет к инфраструктуре договоренностей по безопасности в Европе. Но шаг за шагом подтачиваются все столпы этой инфраструктуры. СМИ уже наотмашь вспоминают реальный состав армий вторжения в 1941 г., почти абсолютно общеевропейский. Без какого-либо политеса характеризуются почти все государственные деятели Европы. Не только дипломатический этикет и формальное уважение давно в прошлом. Насмешки, сарказм, презрение, брезгливость — теперь в порядке вещей. За журналистами начинают высказываться и дипломаты. На ЛБС ни для кого не секрет ни языки общения по другую сторону, ни степень интеграции ВСУ и НАТО. Но шаги к полноценному отказу России от признания политической субъектности ЕС едва лишь обозначены. Они неизбежно приведут к отказу от когда-то сделанного, пусть и неохотно, признания Москвой геополитических приобретений Запада под маркой ЕС в виде постсоветских республик и стран СЭВ, в том числе территории Восточной Германии (ГДР), а также претензий на поглощение Молдавии, Приднестровья, Грузии, Армении и Украины. Время, когда ценилась независимость ряда стран сама по себе, прошло. Трамп эти либеральные иллюзии добивает нахально и расчетливо. Еще раньше это случилось в Карабахе, недавно в Сирии, еще раньше — в Югославии. Плюс распад СССР, с которым не все было юридически безупречно. Геополитическая структура — сущность инерционная настолько, что если ее расшатывать, то костяшки домино будут падать долго и беспощадно.
Четвертое. Отдельный политико-дипломатический сюжет — ФРГ и следование Договору об окончательном урегулировании в отношении Германии. Ст. 2 данного документа гласит: «Правительства Германской Демократической Республики и Федеративной Республики Германии подтверждают свои заявления о том, что с немецкой земли будет исходить только мир. Согласно конституции объединённой Германии, действия, могущие и преследующие цель нарушить мир между народами, в особенности подготовка к ведению наступательной войны, являются антиконституционными и наказуемыми. Правительства ГДР и ФРГ заявляют, что объединённая Германия никогда не применит оружие, которым она располагает, иначе как в соответствии с её конституцией и Уставом ООН».
Нынешняя Германия превратилась в главного европейского спонсора войны с Россией через Украину (см. подробнее комментарий «Элита Германии вновь выбирает войну с Россией?» от 1 марта 2023 года). Выборы в Бундестаг 23 февраля могут привести к власти ещё более воинственное германское правительство во главе с лидером ХДС Фридрихом Мерцем, предложившим выставить России ультиматум на 24 часа и в случае отказа бить вглубь её территории, в том числе немецкими крылатыми ракетами Taurus. Но кто скажет, что Таурус — красная линия? А почему не Леопарды? Или достаточно радости от того как они красиво горят?
Отказ от признания политической субъектности ЕС и выход из Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии юридически возвратит Россию на геополитические позиции до 12 сентября 1990 г., когда этот договор был подписан. Обозначит рубежи для переговоров с США по формированию новой архитектуры безопасности в Евразии с учётом российских интересов.
Пятое. Включение в повестку переговоров Москвы и Вашингтона Украины — это заведомая геополитическая уступка. Конфликт на территории бывшей Украинской ССР имеет во многом гражданский характер с сильным внешним вмешательством. Трамп об этом высказался вполне четко, демонстрируя знание вопроса. Обе стороны, конечно, помнят, как Москве пришлось обращаться к США за содействием в вывозе из Украины ядерного оружия. Но Киев и тогда не очень легко поддавался давлению США, имея свои капризные интересы. В конце концов у США много забот посерьезнее: Марс, Канада, Гренландия, Панамский канал, свой Северный морской путь, искусственный интеллект, мигранты, нефть и т.д.. А от Европы и европейских проблем, по словам самого Трампа, Америку отделяет «прекрасный большой красивый океан».
Кстати, Байден, выступая в Госдепартаменте США 13 января с подведением итогов внешней политики за свой президентский срок, сказал: «У меня было две задачи: объединить мир в защите Украины и избежать конфликта между двумя ядерными державами. Мы справились с обеими». В самом деле, Вашингтон сумел сохранить управляемость конфликта на Украине в заданных параметрах: ограничиться географической территорией Украины и не допустить перехода России к применению ядерного оружия (подробнее см. комментарий «Ядерный предохранитель» от 9 июня 2024 года). Поэтому какой смысл Трампу договариваться с Россией на условиях России? Равно и наоборот.
А вот Закат Европы 3.0 — любопытное поле для одновременной игры и Вашингтона, и Лондона, и Москвы, а также Пекина, Дели, Эр-Рияда, Анкары, Тегерана, Тель Авива. Кто лишается статуса субъекта, неизбежно становится объектом. Европа это знает как никакой другой многострадальный континент. Первая мировая. Вторая мировая. Два заката после каждой из них. Третий уже в повестке.