Среди множества указов, подписанных Трампом в первые 10 дней после второй его инаугурации как президента США, особую значимость не только для Америки, но, и для двух других великих ядерных держав – России и Китая, имеет указ от 27 января 2025 года о создании «железного купола» для Америки:

«Железный купол для Америки

Исполнительный указ

27 января 2025 г.

Властью, данной мне как Президенту Конституцией и законами Соединенных Штатов Америки, включая мои полномочия как Главнокомандующего Вооруженными Силами Соединенных Штатов, настоящим приказываю:

Раздел 1. Цель.

Угроза атаки баллистическими, гиперзвуковыми и крылатыми ракетами, а также другими современными средствами воздушного нападения остается самой катастрофической угрозой, с которой сталкиваются Соединенные Штаты.

Президент Рональд Рейган пытался построить эффективную защиту от ядерных атак, и хотя эта программа привела ко многим технологическим достижениям, она была отменена до того, как ее цель была достигнута. И с тех пор, как Соединенные Штаты вышли из Договора по противоракетной обороне в 2002 году и инициировали разработку ограниченной внутренней противоракетной обороны, официальная политика Соединенных Штатов в области внутренней противоракетной обороны сводилась только к тому, чтобы опережать угрозы стран-изгоев и случайные или несанкционированные запуски ракет.

За последние 40 лет угроза со стороны стратегического оружия следующего поколения не уменьшилась, а наоборот, стала более интенсивной и сложной в связи с разработкой равными и почти равными по уровню противниками систем доставки следующего поколения и собственных интегрированных систем противовоздушной и противоракетной обороны.

Раздел 2. Политика.

Для достижения цели мира посредством силы политика Соединенных Штатов заключается в следующем:

(a) Соединенные Штаты обеспечат общую оборону своих граждан и нации путем развертывания и поддержания противоракетного щита следующего поколения;

(b) Соединенные Штаты будут сдерживать и защищать своих граждан и критически важную инфраструктуру от любого иностранного воздушного нападения на Родину;

(c) Соединенные Штаты гарантируют свой безопасный потенциал для нанесения ответного удара.

Раздел 3. Реализация.

В течение 60 дней с даты настоящего указа Министр обороны должен:

(a) представить Президенту эталонную архитектуру, требования, основанные на возможностях, и план реализации для противоракетного щита следующего поколения. Архитектура должна включать, как минимум, планы для:

(i) обороны Соединенных Штатов от баллистических, гиперзвуковых, усовершенствованных крылатых ракет и других воздушных атак следующего поколения со стороны равных, почти равных и несанкционированных противников;

(ii) ускорения развертывания слоя гиперзвуковых и баллистических космических датчиков слежения;

(iii) Разработки и развертывания распространенных космических перехватчиков, способных осуществлять перехват на этапе разгона;

(iv) Развертывания возможностей перехвата на нижнем и конечном участке, предназначенных для отражения контратаки;

(v) Разработки и развертывания уровня охраны архитектуры космического истребителя с расширенным боевым потенциалом;

(vi) Разработки и развертывания возможностей отражения ракетных атак до запуска и на этапе разгона;

(vii) Разработки и развертывания безопасной цепочки поставок для всех компонентов с функциями безопасности и устойчивости следующего поколения;

(viii) Разработки и развертывания некинетических возможностей для усиления кинетического поражения баллистических, гиперзвуковых, усовершенствованных крылатых ракет и других средств воздушного нападения следующего поколения;

(b) Рассмотрение соответствующими органами и организациями Министерства обороны разработки и развертывания возможностей с необходимой скоростью для реализации настоящей директивы;

(c) Совместно с директором Административно-бюджетного управления представить Президенту план финансирования настоящей директивы, предоставив достаточно времени для рассмотрения Президентом до окончательного утверждения бюджета на 2026 финансовый год;

(d) В сотрудничестве со Стратегическим командованием США и Северным командованием США представить Президенту:

(i) обновленную оценку стратегической ракетной угрозы для страны;

(ii) приоритетный набор мест для постепенной защиты от ответного нападения со стороны ядерных противников.

Раздел 4. Обзор противоракетной обороны союзников и театра военных действий.

Соединенные Штаты продолжают сотрудничать в области противоракетной обороны со своими союзниками и партнерами для оказания помощи в защите населения и войск союзников, а также передовых войск Соединенных Штатов. После представления Президенту эталонной архитектуры противоракетной обороны следующего поколения в соответствии с разделом 3(a) настоящего указа Министр обороны должен провести обзор позиции и инициатив противоракетной обороны театра военных действий для определения способов, с помощью которых Соединенные Штаты и их союзники и партнеры могут:

(a) расширить двустороннее и многостороннее сотрудничество в разработке технологий противоракетной обороны, возможностей и операций;

(b) улучшить противоракетную оборону театра военных действий передовых войск Соединенных Штатов и союзных территорий, войск и населения;

(c) расширить и ускорить предоставление возможностей противоракетной обороны Соединенных Штатов союзникам и партнерам.

Раздел 5. Общие положения.

(a) Ничто в настоящем указе не должно толковаться как наносящее ущерб или иным образом влияющее на:

полномочия, предоставленные законом исполнительному департаменту или агентству или их руководителю;

функции директора Административно-бюджетного управления, связанные с бюджетными, административными или законодательными предложениями.

(b) Настоящий указ должен быть реализован в соответствии с действующим законодательством и при условии наличия ассигнований.

(c) Настоящий указ не предназначен и не создает никаких прав или выгод, материальных или процессуальных, подлежащих принудительному исполнению по закону или по праву справедливости любой стороной в отношении Соединенных Штатов, их департаментов, агентств или организаций, их должностных лиц, сотрудников или агентов или любого другого лица».

Когда Трамп высказывал идею создания «Железного купола» для Америки в ходе избирательной кампании в 2024 году и ранее, его оппоненты из демократического лагеря просто издевались над ним и высмеивали.

Но в ноябре 2024 года на Южмаш на Украине прилетел «Орешник», и всем на Западе стало не до смеха.

Стало ясно, ПВО и ПРО США и НАТО не может сдержать гиперзвуковой удар в 10 и более мах.

Поэтому сейчас, после объявления указа Трампа, содержание комментариев резко изменилось.

«Это заслуживает того, чтобы стать приоритетом Белого дома»

«Хилл» в статье «Что нужно знать о плане Трампа по противоракетной обороне США «Железный купол»» (29.01.2025) пишет:

«План сталкивается с вопросами, включая стоимость и осуществимость развертывания щита по всей континентальной части Соединенных Штатов. Но есть также надежды, что он может помочь стране решить давние проблемы внутренней безопасности.

Том Карако, Директор проекта по противоракетной обороне в Центре стратегических и международных исследований, одобрил предложение Трампа по нескольким направлениям: приоритет скорости, фокус на таких противниках, как Россия, и потенциал противодействия множеству ракетных угроз.

«В итоге, проблема получает приоритетность. Так что, это хорошо», — сказал он. «Это заслуживает того, чтобы стать приоритетом Белого дома».

Пока неясно, насколько дорогим будет этот план и сколько времени займет его реализация.

Карако сказал, что для модернизации противоракетной обороны могут потребоваться годы, поскольку она включает в себя ряд систем. Но он настаивал, что технология может быть развернута для удовлетворения спроса.

«Многие технологии теперь усовершенствованы с точки зрения эксплуатации», — сказал он.

Республиканцы высоко оценили план

«Я в восторге от того, что Президент Трамп отдает приоритет модернизации и расширению противоракетной обороны США», — сказал в своем заявлении конгрессмен Майк Роджерс (республиканец, Алабама), председатель Комитета по вооруженным силам Палаты представителей. «Указ Президента Трампа ясно дает понять, что наша противоракетная оборона будет ориентирована на защиту от всех угроз со стороны равных, почти равных и несанкционированных противников».

«Трамп попросил нового Министра обороны США П.Хегсета рассмотреть пути расширения разработки технологий противоракетной обороны совместно с другими странами, усиления противоракетной обороны передовых американских войск и увеличения поставок американских средств противоракетной обороны союзникам».

«Мы защищаем другие страны, но не защищаем себя», — заявил Трамп на выездном заседании Республиканской партии в Палате представителей 27 января. «Соединенные Штаты имеют на это право».

Трамп также заявил, что теперь технология соответствует требованиям крупного противоракетного щита.

США еще предстоит внедрить технологии, которые могли бы значительно расширить возможности обороны: перехватчики для поражения целей в космосе или на разгонном участке полета, а также некинетические решения, такие как направленная энергия или лазеры и мощные микроволны.

Карако заявил, что космические перехватчики являются важнейшим компонентом будущего и не «такими дикими, как это может показаться».

«Я думаю, что мы как страна добьемся этого», — сказал он. «В этом есть логическая необходимость, почти как следствие того, что космос становится областью военных действий».

Тем не менее, США пока не внедрили подобные технологии, на разработку которых могут потребоваться годы.

Роберт Суфер, возглавляющий проект ядерной стратегии в Атлантическом совете, в начале января 2025 года в своем докладе написал, что обновленный щит необходим, поскольку растет угроза США со стороны враждебных противников, обладающих ядерным оружием, таких как Северная Корея, Китай и Россия.

«Ракетная угроза для страны реальна и растет, и если ее не устранить, она может серьезно подорвать большую стратегию США и саму основу стратегии национальной обороны», — написал Суфер.

Суфер утверждал, что цель заключалась не в создании «неуязвимого щита противоракетной обороны», а в установлении «достаточной обороны для отражения угроз ракетного принуждения со стороны противника» и защиты ядерных сил от ответного удара.

Суфер рекомендовал многоуровневую систему ПРО на суше, на море и в космосе, в которой будет несколько интегрированных систем, способных поражать цели.

«С точки зрения нападающего, многоуровневая система противоракетной обороны представляет собой очень сложную задачу, которую невозможно решить просто за счет увеличения численности», — написал он.

Демократы боятся новой гонки вооружений

Однако некоторые критики усиления внутренней обороны уже высказывали опасения по поводу разжигания гонки вооружений, поскольку остается неясным, как противники отреагируют на наращивание обороноспособности Трампа.

Член палаты представителей Сет Молтон (демократ, Массачусетс) сказал: «Наличие надежной, многоуровневой системы противоракетной обороны позволяет мне чувствовать себя более защищенным сегодня, а покупка еще нескольких перехватчиков, вероятно, позволит мне чувствовать себя немного комфортнее завтра».

«Но как расширение ПРО США сегодня повлияет на стратегическую стабильность завтра? Мы уже в гонке вооружений. Сделает ли это наш мир более безопасным?»

«Америке необходимо повышение безопасности»

«Нэшнл ревю» в статье «Что потребуется для создания Железного купола для Америки» (29.01.2025) пишет:

«По данным Ассоциации по контролю над вооружениями, по состоянию на январь 2025 года «Пентагон развернул 44 наземных перехватчика (GBI) — 40 в Форт-Грили, Аляска, и четыре на авиабазе Ванденберг, Калифорния». У ВМС США также есть программа противоракетной обороны Aegis. В последнем бюджетном представлении Агентства по противоракетной обороне (MDA) Министерства обороны говорилось: «К концу 2025 финансового года (30 июня) будет в общей сложности 56 кораблей Aegis, способных обеспечить оборону от баллистических ракет, которым потребуется техническое обслуживание».

Все, кто работает в MDA, не согласятся, что эти системы перехвата предназначены «для галочки». Но они могут согласиться, что их недостаточно, учитывая масштаб угрозы и ставки».

«Митч Куглер, работавший над политикой и программами противоракетной обороны в Сенате США и оборонной промышленности с момента начала работы над программой СОИ в 1988 году, написал 28 января, что указ Трампа «призывает к применению невероятных достижений в области американских технологий с 1999 года — среди прочего, увеличение и миниатюризация вычислительной мощности, снижение затрат на запуск и применение различных других коммерческих достижений для нужд национальной безопасности — чтобы, наконец, сделать приоритетом размещение средств обороны в космосе. Именно там они будут наиболее эффективны против угроз дальнего радиуса действия».

«Стоит отметить, что израильская система ПРО «Железный купол» предназначена для уничтожения ракет малой дальности, которые имеют меньшую скорость и летят в атмосфере, а не межконтинентальных баллистических ракет.

Многие знают суть израильского «Железного купола». Созданная группами Raytheon Missiles & Defense совместно с Rafael Advanced Defense Systems, система «Железный купол» считается самой передовой и эффективной системой противоракетной обороны в мире. Она также является одной из самых дорогих систем противоракетной обороны в мире : «Каждая батарея имеет радар, контрольное оборудование и 3-4 пусковые установки ракет (каждая с 20 ракетами) и стоит от 37 до 50 миллионов долларов в зависимости от того, сколько ракет поставляется с ней… если компьютеры предсказывают падение ракеты в населенном пункте, одна (или часто две, чтобы быть уверенным) управляемая ракета Tamir стоимостью 50 000 долларов запускается для перехвата ракеты».

По данным Raytheon, «десять батарей «Железного купола» защищают граждан и инфраструктуру Израиля, каждая батарея включает в себя три-четыре стационарных пусковых установки, 20 ракет Tamir и боевой радар. Каждая из батарей может защищать до 60 квадратных миль».

Можно посчитать: десять батарей, защищающих 60 квадратных миль, составляют 600 квадратных миль.

Общая площадь суши Израиля составляет более 8000 квадратных миль, а каждое побережье США — сотни тысяч квадратных миль. Но когда дело доходит до противовоздушной обороны, страны отдают приоритет населенным пунктам и критически важной инфраструктуре, а батареи «Железный купол» предназначены только для стрельбы по ракетам, которые, как предполагается, поразят уязвимую область. Они не гонятся за каждой ракетой, если вероятным местом приземления является безлюдная пустыня.

Система «Железный купол» постоянно описывается как « эффективная на 90 процентов » — но это также означает, что около 10 процентов ракет смогут пройти и поразить свои цели.

Меньше людей знают о «Iron Beam» («Железная балка»), новом лазерном компоненте, который добавляется к существующей системе «Железный купол». Вот как израильский производитель Rafael описывает систему :

IRON BEAM — это система высокоэнергетического лазерного оружия (HELWS) мощностью 100 кВт, которая, как ожидается, станет первой оперативной системой в своем классе. Она быстро и эффективно поражает и нейтрализует широкий спектр угроз на расстоянии от сотен метров до нескольких километров. Действуя со скоростью света, IRON BEAM имеет неограниченный магазин, практически нулевую стоимость перехвата и наносит минимальный сопутствующий ущерб. Дополняя IRON DOME от RAFAEL, она может быть интегрирована с рядом платформ и может стать частью любой многослойной системы обороны.

В конце октября 2024 года Израиль заявил, что Iron Beam должен быть интегрирован в существующую систему «Железного купола» «в течение года». Спустя десятилетия после насмешек над «Звездными войнами» Армия обороны Израиля близка к развертыванию настоящего лазерного оружия в полевых условиях.

США… далеко не так близки :

Как указано в отчете «Цепочки поставок направленного энергетического оружия», опубликованном Институтом новых технологий Национальной оборонно-промышленной ассоциации в январе 2024 года, в Соединенных Штатах нет устоявшейся промышленной базы лазерного оружия, о которой можно было бы говорить — ни цепочки поставок, ни заводов, ни кадров рабочих. Согласно списку, предоставленному Объединенным управлением по направленному энергетическому переходу Пентагона, у вооруженных сил США имеется менее 20 систем лазерного оружия, и все они созданы в лабораториях.

Одним из преимуществ Iron Beam является то, что она намного более рентабельна, чем существующая система, которая пытается сбить приближающуюся ракету другой ракетой:

Цена ракеты Tamir, которая является перехватчиком, запущенным «Железным куполом», составляет около 100 000 долларов, тогда как стоимость перехвата с использованием лазерного щита равна цене электроэнергии, используемой для его запуска. Лазерный перехват призван произвести революцию в экономике противовоздушной обороны, которая до сих пор благоприятствовала атакующим, поскольку ракеты и беспилотники дешевле развертывать, чем сбивать».

«Одним из возражений против космических компонентов ПРО является то, что они представляют собой «милитаризацию космоса». Это возражение игнорирует тот факт, что космос уже милитаризован. В феврале 2024 года Директор национальной разведки президента Байдена Эврил Хейнс сообщила:

«У Китая есть возможности противокосмического оружия, предназначенные для поражения спутников США и их союзников. Китай уже развернул наземные возможности противокосмического оружия, включая системы радиоэлектронной борьбы, оружие направленной энергии и противоспутниковые ракеты, предназначенные для нарушения работы, повреждения и уничтожения спутников-мишеней. Китай также провел демонстрации орбитальных технологий, которые, хотя и не являются испытаниями противокосмического оружия, доказывают способность Китая эксплуатировать будущее космическое противокосмическое оружие».

«В мае 2024 года официальные лица США выразили обеспокоенность по поводу планируемого Россией размещения «противоспутникового ядерного оружия в космосе и получили информацию, которая подрывает объяснение Москвы о том, что разрабатываемое ею устройство предназначено для мирных научных целей».

«Наши противники уже милитаризировали космос. Вопрос в том, что мы собираемся с этим делать. Одна часть указа Трампа призывает к «ускорению развертывания слоя гиперзвуковых и баллистических датчиков слежения за космосом» — это спутники, построенные Northrup Grumman. Два уже развернуты».

«Даже самые эффективные системы противоракетной обороны имеют процент ошибок. Скептики правы в том, что цель поражения приближающейся баллистической ракеты, гиперзвуковой ракеты или даже быстро движущегося беспилотника в небе является технологически сложной задачей.

Но до тех пор, пока эти 44 ракеты-перехватчика не были развернуты и готовы в июле 2004 года, у США не было никаких возможностей попытаться сбить приближающееся ядерное оружие. Теперь у нас есть небольшой шанс.

Если мы расширим программу, у нас будет больше шансов.

Каждый доллар, потраченный на противоракетную оборону, кажется пустой тратой, вплоть до той минуты, когда в вас запускают ракету. И тогда вы жалеете, что не потратили гораздо больше».

Почему Космические силы играют ключевую роль в создании «Железного купола»

В указе Трампа ключевым элементом усилий станут Космические силы, пишет журнал «Воздушно-космические силы» (Air Space Forces Magazine) (28.01.2025). План призывает к усилению «уровня опеки» Агентства по развитию космоса. Это часть усилий по архитектуре космических истребителей, в рамках которой Космические силы планируют разместить сотни спутников, которые также могут передавать данные и облегчать навигацию, с планами по дополнительным возможностям.

«У вас может быть датчик, который видит только часть траектории, и вы хотите иметь возможность передать отслеживание», — объяснил Чарльз Гэлбрет, отставной полковник Космических сил, который сейчас является старшим научным сотрудником Института аэрокосмических исследований имени Митчелла при Американском авиационном агентстве (AFA).

«Возможность осуществлять контроль с использованием различных феноменологий и в различных регионах траектории полета имеет решающее значение для поддержки многоуровневого подхода к противоракетной обороне, который пропагандируется в указе президента», — сказал Гэлбрет.

План администрации Трампа также предусматривает развертывание спутников Hypersonic and Ballistic Tracking Space Sensor (HBTSS), еще одного проекта, который находится в стадии реализации и предназначен для интеграции с уровнем спутников Космических сил. HBTSS — это совместная работа Агентства по противоракетной обороне и Космических сил.

План также призывает к разработке различных кинетических и некинетических возможностей для уничтожения ракет и других угроз на нескольких этапах полета. В частности, план предусматривает «разработку и развертывание космических перехватчиков, способных перехватывать ракеты на разгонном участке».

«Это шаг вперед, когда мы говорим, что мы не просто будем отслеживать их, мы будем защищаться от них всеми возможными способами — по крайней мере, он дает указание изучить и проанализировать это и дать рекомендации», — сказал Гэлбрет.

Включение космических перехватчиков, вероятно, станет источником разногласий при исполнении указа, сказал DefenseScoop (28.01.2025) Тодд Харрисон, старший научный сотрудник Американского института предпринимательства. Размещение такого оружия было спорным вопросом, который был поднят первой администрацией Трампа в 2018 году, но не получил поддержки во время президентского срока Джо Байдена.

Концепция космических перехватчиков была центральным элементом Стратегической оборонной инициативы Президента Рональда Рейгана в 1980-х годах, от которой отказались из-за технологической незрелости и высоких цен на тот момент. Критики презрительно называли ее проектом «Звездных войн». Но стоимость вывода спутников на орбиту резко снизилась в последние годы, в основном благодаря достижениям компании SpaceX Илона Маска.

Президент США Рональд Рейган пожимает руку застройщику Дональду Трампу на приеме в Голубой комнате Белого дома, Вашингтон, округ Колумбия. 3 ноября 1987 года.

 

«Когда Рональд Рейган хотел сделать это много лет назад, к счастью, мы этого не сделали. Это была концепция, но у нас не было» достаточных технологий, сказал Трамп 27 января во время выступления перед законодателями на своем курорте Trump National Doral в Майами. «Теперь у нас есть феноменальные технологии. Вы видите это на примере Израиля, где из 319 ракет запущенных по ним они сбили почти каждую из них. Так что я думаю, что Соединенные Штаты имеют на это право. И все будет производиться прямо здесь, в США, на 100 процентов».

Однако у этого оружия все еще есть технологические ограничения, которые требуют дополнительного изучения и анализа, прежде чем Пентагон сможет развернуть его в больших масштабах, сказал Харрисон.

«Если у вас есть система, спроектированная так, что в радиусе действия всегда есть хотя бы один перехватчик, вы можете сбить любую ракету. Но если кто-то выпустит залп из двух ракет, вторая пробьется», — сказал он. «Вам придется удвоить размер вашей группировки, чтобы сбить две сразу, и вам придется учетверить ее, чтобы сбить четыре сразу. Поэтому она быстро становится непомерно затратной по мере масштабирования».

Космические перехватчики были бы идеальными для угроз, исходящих от Ирана или Северной Кореи, ни одна из которых в настоящее время не имеет значительного количества межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Но против стран с большими арсеналами МБР, таких как Китай и Россия, которые Министерство обороны считает наиболее серьезными военными противниками США, это оружие не столь эффективно, добавил Харрисон.

Харрисон также отметил, что развернутый уровень защиты, который постоянно выявляет и следит за угрозами ракет противника, также будет способствовать выполнению директивы Исполнительного директора по развертыванию возможностей, которые могут отражать ракетные атаки до их запуска.

«Раньше они планировали просто использовать чужие системы и создать своего рода виртуальный уровень опеки», — сказал Харрисон. «Я думаю, что одно из самых больших изменений здесь в том, что они дают Космическим силам добро на это».

По некоторым предыдущим оценкам, стоимость крупномасштабной архитектуры с космическими перехватчиками превышала 100 миллиардов долларов, хотя другие утверждали, что ее можно построить за малую часть этой суммы.

Харрисон подсчитал, что усилия по противоракетной обороне, описанные Трампом, потребуют существенных долгосрочных инвестиций, которые, вероятно, будут стоить миллиарды долларов в год в течение как минимум следующего десятилетия.

«Это влияет на вопрос, будут ли они запрашивать больше финансирования обороны в целом или это будет происходить за счет чего-то еще в оборонном бюджете? Это неясно, потому что администрация не была так откровенна в своих планах по оборонному бюджету в целом», — сказал он.

***

Достигнет Трамп успеха, или нет, уже не так важно.

Ясно, что «Железный купол» для Америки втягивает Россию и Китай в новую гонку вооружений и в космосе, и в системах ПВО и ПРО.

И затраты на это требуются огромные.

«Миротворец» Трамп не даст скучать никому.

ИсточникЗавтра
Елена Ларина
Ларина Елена Сергеевна (1964 г.р.) – предприниматель, аналитик, преподаватель. Постоянный член Изборского клуба. Родилась, училась и работаю в г. Москве. Получила высшее экономическое и юридическое образование, соответственно в Российском экономическом университете им. Г.В.Плеханова и Институте международного права и экономики им. А.С.Грибоедова. Генеральный директор компании «Персоналинвест» и соучредитель компании «Хайрест». Подробнее...