Часть I

Ситуацию, сложившуюся на рынке труда России, можно охарактеризовать как абсолютно либеральную, с минимальным регулирующим участием государства. И такой подход был вполне оправдан в девяностые и нулевые годы, поскольку существовал избыток профессиональных кадров, получивших хорошее образование и мотивированное отношение к труду в советские годы. В настоящее время ситуация резко изменилась: напряжение на рынке труда с каждым годом нарастает, грозя стагнацией экономики, а неупорядоченная внешняя трудовая миграция является неэффективной и приобретает черты реальной социальной угрозы.

Среди системных проблем в сфере трудовой занятости населения России, требующих неотложного решения, необходимо выделить следующие, расположив их в порядке убывающей значимости.

Первое. Государственная система школьного, высшего и среднего профессионального образования совершенно не сориентирована на удовлетворение потребностей экономики в рабочих и инженерных кадрах как с точки зрения структуры и качества образования, так и отсутствия у обучаемых правильных моральных установок.

Второе. Низкая заработная плата наёмных работников, особенно на фоне высоких доходов собственников и менеджеров, демотивирует трудящихся и вынуждает их к поиску альтернативной занятости.

Третье. Россия вошла в состояние демографического тупика. Ежегодный приток молодёжи в трудоспособном возрасте едва наполовину покрывает ежегодный отток пожилых с рынка труда.

Четвёртое. Существующая структура занятости населения является крайне непрозрачной. Примерно четверть трудоспособных заняты в теневом (криминальном) и сером секторах экономики. Несколько миллионов, в основном молодых людей, формально нигде не работают.

Пятое. Чисто российским феноменом расточительной трудовой занятости является работа нескольких миллионов (≈ 3 млн) крепких мужчин в охранном бизнесе и водителями легковых автомобилей в государственном и частном секторах. Сотни тысяч лучших педагогов покинули школы и занимаются онлайн-репетиторством. Аналогичная ситуация сложилась с неконтролируемым оттоком врачей из государственных медицинских учреждений в частные.

Шестое. Из-за разросшегося аппарата чиновников, многочисленных проверяющих, контролирующих и оказывающих обязательные платные услуги государственных и около государственных структур, а также из-за громоздкости налогового законодательства, российский бизнес вынужден держать избыточное количество непроизводственного персонала (> 1 млн чел.). Так, в России на среднем предприятии работает пять бухгалтеров, а в развитых странах – один бухгалтер обслуживает пять аналогичных предприятий.

Седьмое. В стране сложилась негативная межрегиональная дифференциация по доходам населения и по оплате труда за одну и ту же работу, в том числе и в бюджетной сфере, что привело к нежелательной внутренней трудовой миграции квалифицированных кадров и населения в целом. В результате регионы, где производится в основном реальная добавленная стоимость, испытывают кадровый голод, а мегаполисы с преимущественно обслуживающей экономикой и высокой оплатой труда становятся трудо избыточными.

Восьмое. Действующая популистская система государственного патернализма демотивирует трудовую активность населения, особенно молодёжи.

Девятое. Государственные органы недостаточно владеют прогнозом и планированием занятости населения и, в случае необходимости, не принимают превентивных мер по противодействию нежелательной занятости.

Десятое. Неудовлетворительно поставлена работа как в бюджетном, так и коммерческом секторах по повышению производительности труда. Практически не применяются проектные методы управления, технологии бережливого производства, низки темпы автоматизации и роботизации производства, отсутствуют отраслевые цифровые платформы.

Одиннадцатое. Продолжается отток высококвалифицированных кадров и талантливых учёных за рубеж.

Двенадцатое. Растущая потребность в рабочих кадрах удовлетворяется исключительно за счёт дешёвой и неквалифицированной внешней трудовой миграции. Её правовая неурегулированность чревата внутренней социальной дестабилизацией в РФ.

Часть II

Как следует из приведённого рейтинга проблем, возникших при формировании российского рынка труда, внешней трудовой миграции отводится последнее место. Однако, вследствие непринятия своевременных мер по решению насущных вопросов, обозначенных в предыдущих пунктах, внешняя трудовая миграция приобрела огромный масштаб и гипертрофированный характер, сопровождаемый социальной напряжённостью и негативным общественным резонансом. Данное обстоятельство требует принятия срочных государственных мер по урегулированию миграционной политики со странами СНГ и купированию проблем, с ней связанных. При этом Российской Федерации необходимо учитывать ряд дополнительных факторов и возможных геополитических рисков.

Во-первых, решение фундаментальных проблем на внутреннем рынке труда России займёт несколько продолжительное время, следовательно потребность в трудовых мигрантах в ближайшее время будет сохраняться на высоком уровне.

Во-вторых, рождаемость в странах Средней Азии остаётся высокой, поэтому численность незанятого населения ежегодно растёт и приближается к 20 млн человек, большая часть их исторически стремится попасть в Россию.

В-третьих, из-за обострения геополитической ситуации на Ближнем Востоке велика вероятность притока огромного количества беженцев. Прогнозировать их численность невозможно, но это может быть несколько миллионов человек.

В-четвёртых, в среднеазиатских странах и Казахстане нарастает радикализация ислама и ослабевает светское начало в государственном устройстве. Поэтому, при постоянном сокращении доли русского (христианского) этноса в России, наша страна не сможет выполнять роль «плавильного котла» и интегрировать в общее культурное пространство выходцев из Средней Азии, как это было в советские годы.

Исходя из складывающейся обстановки и действия объективных факторов, миграционная политика России должна быть перенастроена, с одной стороны, на устранение допущенных перекосов и нейтрализацию будущих рисков и угроз, а с другой, на реализацию мер по установлению долговременных, взаимовыгодных отношений между Россией и странами, прежде всего, Средней Азин и Казахстана.

Системные меры по наведению текущего порядка в трудовой миграции должны включая следующие мероприятия.

Первое. Проведение тщательного и всестороннего, тотального аудита в сфере внешней трудовой миграции, направленного на выявление лиц, получивших незаконное гражданство РФ в течение последних 15-20 лет, и запустить в отношении их следующую процедуру: а) понижение гражданского статуса с гражданина России до «кандидата» на получение гражданства РФ; б) предъявление финансовых требований за пользования государственными льготами (включая членов семьи) за период незаконного гражданства; в) выполнение ряда требований для законного, повторного получения гражданства РФ: — постановка на воинский учёт, — призыв молодёжи в ряды ВС РФ, — знание русского языка, истории, культуры и обычаев России, — наличие безупречной репутации.

При выполнении этих требований, лица, незаконно ранее получившие гражданство РФ и члены их семей, повторно и законно получают гражданство России, а остальные добровольно покидают пределы России. Аналогичные процедуры проводятся и в отношении иностранных граждан, получивших незаконное гражданство РФ, не связанных с трудовой миграцией.

Второе. Реформирование существующей системы внешней трудовой миграции должно включать: а) проведение процедуры перерегистрации всех мигрантов из стран СНГ на предмет наличия у них официального приглашения со стороны российских работодателей, взявших на себя ответственность за их трудоустройство и законное пребывание на территории России, формализованную соответствующим соглашением с уполномоченными органами власти.

Граждане стран СНГ, находящиеся на территории РФ без наличия приглашения со стороны работодателей, а также не имеющие статуса беженцев, подлежат выдворению. б) разработку чёткого регламента согласованных действий между заинтересованными органами власти России, российскими работодателями и сертифицированными российской стороной операторами по оргнабору трудовых мигрантов в зарубежных странах. Регламент должен предусматривать: количество трудовых мигрантов, сроки пребывания, квалификацию, знание русского языка, а также ответственность работодателя по созданию комфортных бытовых условий, медицинскому обслуживанию, достойной заработной платы, страхованию рисков, транспортное обслуживание и т.д. в) создание единой информационной системы, где на каждого трудового мигранта заводится электронная карта с разрешённым доступом к ней всех заинтересованных ведомств. г) отдельного рассмотрения заслуживает создание системы предварительной подготовки квалифицированных рабочих для работы в России. С этой целью, например, в Узбекистане, Киргизии, Таджикистане с помощью российского бизнеса и согласованных действий органов государственной власти с обеих сторон создаются учебные центры по подготовке кадров на основе долговременных целевых заявок работодателей России. Такой подход с одновременным изучением русского языка, российской культуры и законодательства значительно повысит качество подготовки и эффективность использования трудовых ресурсов и снимет многие вопросы межнационального общения. Подобный порядок в ближайшее время должен стать основным способом подготовки трудовых мигрантов для нужд российских работодателей. д) учитывая огромный рост избыточной численности незанятого населения в Узбекистане (около 10 млн), представляется целесообразным на двусторонней основе договориться о создании с участием крупного российского и узбекского бизнеса системы местной занятости коренного населения. Все созданные с этой целью экономические проекты должны быть сориентированы на удовлетворение потребностей, прежде всего, российской экономики и населения РФ. е) заслуживают внимания и проекты, связанные с доработкой российского сырья и материала (лесоматериала, зерна, метала и пр.), идущего транзитом через Среднюю Азию в третьи страны. Что касается контроля за нетрудовой миграцией из стран СНГ (учёба, лечение, деловые поездки, посещение родственников и т.д.), то необходимо выработать чёткую систему наличия приглашений с российской стороны, определения его субъектности с возложением на них солидарной экономической и юридической ответственности в случае нарушений правил пребывания в РФ приглашёнными мигрантами.

Кроме того, нетрудовая миграция в обязательном порядке должна сопровождаться единой системой информационного контроля, аналогично трудовой миграции. Для качественного исполнения, в короткие сроки, всех вышеперечисленных мероприятий по урегулированию трудовой и нетрудовой миграции из стран СНГ необходимо создать единый межведомственный орган государственной власти при Президенте России, наделённый широкими полномочиями. Данное решение снимет напряжение в обществе и многочисленные угрозы и спекуляции вокруг этой темы.

Часть III

Одновременно с наведением порядка с внешней трудовой и нетрудовой миграцией необходимо приступить к созданию и реализации системных мероприятий по раскрытию и достойному применению трудового потенциала российского народа. И начинать необходимо с самого главного: с прививки у детей потребности трудиться, а это не только уроки труда, но и уборка учебных классов, школы, обустройство пришкольной территории. Было бы разумно вообще отказаться от услуг уборщиц в учебных заведениях: дети сделают это не хуже, а главное с пользой для себя. После окончания школы каждый выпускник должен владеть хотя бы одной рабочей профессией и иметь водительское удостоверение. В обществе необходимо развивать моду на умение трудиться, а не умение потреблять. А это потребует пересмотра всего информационного и пропагандистского контента. Чтобы стимулировать трудоустройство выпускников после учёбы в ВУЗах, неплохо бы ввести порядок, при котором дипломы вручались бы через год-два после завершения учёбы, при обязательном наличии положительной характеристики работодателя.

Главным демотивирующим фактором в трудовых отношениях остаётся низкая оплата труда наёмных работников. Так в структуре вновь созданной стоимости доля заработной платы в экономике России в два раза ниже, чем в развитых странах. Решить эту проблему целесообразно при помощи двух законодательных действий: во-первых, ограничить размер прибыли на предприятиях размером фонда оплаты труда (ФОТ) его работников, а, во-вторых, установить предельный коэффициент между доходами высокооплачиваемых и низкооплачиваемых работников на предприятии на уровне 3, максимум 5 единиц.

Макроэкономические последствия этих решений трудно переоценить, поскольку произойдёт: а) переток прибыли от высокорентабельных предприятий к низкорентабельным и общее снижение её доли в структуре ВВП страны; б) повышение доли ФОТа в экономике в структуре ВВП, а следовательно, и размера зарплаты трудящихся почти в два раза; в) увеличение потребительского спроса, а значит и роста экономики; г) стабилизация внутренних цен и их независимость от мировых; д) снижение инфляции. Однако, коренным образом гармонизировать трудовые отношений в экономике и сделать наёмный труд привлекательным и желанным возможно только при упразднении родового проклятия капитализма – противоречия между общественным характером труда и частной формой присвоения (противоречия между трудом и капиталом). Осуществить это возможно только в случае закрепления института «трудовой» собственности в корпоративном законодательстве, и упразднить, таким образом, понятие «наёмный работник», трансформировать его в «СОтрудника». Нет сомнения в том, что принятие вышеназванных макроэкономических решений (при демонстрации политической воли) не только снимут в краткосрочной перспективе проблемы недостатка кадров в экономике, но и станут основой новой, справедливо-центричной, солидарной модели экономики, которая придёт на смену, исчерпавшей себя, капиталистической, рыночной экономике. (Подробно об этом можно ознакомиться в книге «Преображение России». Авторы: Е. Савченко, А. Щербаков). ü Для уверенного преодоления демографического вызова за счёт увеличения рождаемости коренного населения России и, прежде всего, государство удерживающего русского народа, времени нам история практически не оставила. И тем не менее шанс есть. О том, как осуществить это «чудо», без участия бюджетных и заёмных средств, подробно изложено в беседе А. Проханова и Е.Савченко «Сбережение народа», напечатанной в газете «Завтра» и в брошюре «Русская чаша».

Справиться с теневой экономикой – питательной средой для коррупции и криминала – делающей любой труд неблагодарным и безнравственным занятием, возможно только при концептуальном изменении системы налогообложения. Речь идёт об упразднении легко «оптимизируемых» налогов на результаты труда (НДС, НДФЛ, налог на прибыль), заменив их в основном платежами за потребляемые и используемые ресурсы, которые в прозрачном режиме потребляют и используют как легальные, так и теневые субъекты экономической деятельности. В результате бюджетная система будет успешно пополняться: а) рентными платежами за потребление, прежде всего, энергоресурсов; б) комиссией от каждой финансовой транзакции; в) акцизами; г) таможенными платежами; д) налогом на роскошь, а точнее на сверхнормативное потребление.

Неплохим подспорьем для окончательного отбеливания теневой экономики может стать применение цифрового контроля за продвижением товара. Приняв новую, прозрачную, а главное лёгкую в администрировании налоговую систему, представится возможность навсегда покончить с теневой экономикой, а заодно освободить более одного миллиона работников как в корпоративном, так и в государственном секторах, занятых рутинной, счётной работой. Настало время покончить с межрегиональной и внутри региональной социальной дифференциацией, которая стала следствием экономической и привела к высокому перетоку трудоспособного населения в крупные города и мегаполисы.

В этой связи следует установить в бюджетной сфере единую по всей стране, достойную оплату за один и тот же труд с поправкой, естественно, на географическое расположение регионов. Возможно, для этого было бы разумно централизовать финансирование расходов на оплату труда в бюджетной сфере из единого источника – федерального бюджета. При новой системе налогообложения это осуществить нетрудно. За выравниванием оплаты труда в бюджетной сфере, однозначно, наступит её выравнивание и в экономике, что приведёт к стабилизации трудовых ресурсов в регионах-реципиентах. Да и само деление регионов на «доноры» и «реципиенты» должно кануть в Лету.

Для устранения дефицита школьных учителей и врачей, наряду с повсеместным обеспечением достойной оплаты их труда, необходимо: — во-первых, упразднить ЕГЭ, ОГЭ, породившие институт репетиторства, и тогда тысячи лучших учителей снова вернутся в учебные заведения. Тем не менее репетиторство нужно поощрять, привлекая для этого талантливых учителей, вышедших на пенсию; — во-вторых, искусственный дефицит врачей вызван тем, что многие из них (как правило, лучшие) ушли из госсектора в частные медицинские учреждения. Решить проблему легко: необходимо все сертифицированные медицинские учреждения, независимо от их формы собственности, включить в единую систему государственного медицинского страхования и предоставить пациентам право самостоятельно выбирать врача и медучреждение. Это решение сделает систему здравоохранения конкурентной и вместо дефицита врачей в краткие сроки получим профицит медицинских кадров и, как следствие, снижение расценок на медицинские услуги. Чтобы оптимизировать сверхгипертрофированную занятость на рынке оказания охранных услуг, существенно сократить водителей легковых автомобилей, включая госсектор, снизить занятых в домохозяйствах (няни, повара, садовники, уборщицы и т.д.), необходимо принять непопулярное решение для пользователей этими услугами, но справедливое с общественной точки зрения. Речь идёт о введении специального сбора с физических и юридических лиц (потребителей услуг), за каждого занятого в этой сфере (исключение можно сделать для пенсионеров) в размере, эквивалентном среднему по стране ежегодному платежу в бюджет, приходящегося на одного занятого в экономике (~ 1 млн руб.). Это станет своеобразным и справедливым налогом на состоятельных граждан и одновременно хорошим стимулом для сокращения численности подобных работников с последующим переходом их для покрытия дефицита в реальном секторе экономики.

Бессмертные слова А.С. Пушкина — «самостояние человека – залог величия его»должны стать целью и смыслом социальной политики государства. Помочь гражданам обрести самостоятельность и ответственность, трудолюбие и силу духа, при этом быть справедливыми и милосердными — вот главная задача власти. Однако, многочисленные льготы, подачки и популистские обещания превращают бюджет в дойную корову, а население в пассивных, ленивых и беспомощных потребителей, зачастую не заботящихся даже о своём здоровье. В этой связи усилия органов власти необходимо направлять на создание и поддержку институтов гражданского общества, в которых активные, ответственные и неравнодушные люди способны самостоятельно, эффективно и адресно помогать тем, кто нуждается в поддержке, и кто её заслуживает. Перестройка государственной социальной политики с излишнего патернализма на умеренное общественное принуждение к труду станет хорошим подспорьем для пополнения рынка труда несколькими миллионами граждан, перебивающихся в настоящее время государственными льготами и случайными заработками.

В промышленности повсеместным, превентивным ответом на складывающуюся напряжённость в обеспечении высококвалифицированными работниками, должен быть единственный – массовые инвестиции в автоматизацию и роботизацию производства, применение 3D-технологий, искусственного интеллекта, роботизированных беспилотников и т.д. Отставание российской экономики колоссальное: так, по внедрению промышленных роботов Россия на два порядка отстаёт от развитых стран.

С другой стороны, в ранг ответственной государственной политики необходимо поставить массовое внедрение технологий бережливого производства. Если в целом в экономике страны поставить дело с освоением бережливых технологий так, как это сделано в корпорации «Росатом», то произойдёт сокращение порядка 10% рабочих мест, а это 3-5 млн. Всю систему государственного и муниципального управления также надо пропитать бережливыми технологиями, проектным менеджментом и добиться сокращения нескольких сотен тысяч чиновников, увеличив эффективность и доход оставшихся.

Вызывает удивление неэффективная работа некоторых государственных компаний. Классическим примером является «Почта России». Однако, приняв решение о передаче её сети и функций в управление аналогичным коммерческим структурам, например, «Озон» или «Вайлдберриз», можно сэкономить не только десятки млрд рублей, но и оптимизировать численность персонала.

Огромным резервом в сокращении занятых на производстве и в бюджетной сфере является повышение качества выпускаемой продукции и предоставления услуг. Например, если в России будет освоен выпуск автомобиля с гарантией безремонтного пробега в 1 млн км, то их потребность, а значит и количество работников для их производства сократится в 2-3 раза. Аналогичное ситуация в здравоохранении: качественная, профилактическая работа семейного врача освобождает от работы двух-трёх врачей других специальностей. В равной степени это относится и к работе опытного участкового полиции.

В государственных органах власти всех уровней необходимо усилить прогностические функции по перспективной занятости населения, учитывать последствия и имеющийся негативный опыт, а также предупреждать развитие рынка труда по нежелательному сценарию. Ярким примером подобного попустительства является бурное развитие бизнеса по доставке продуктов питания, который является чисто российским «изобретением». Негативные последствия очевидны: от поощрения сибаритства заказчиков до проблем с их безопасностью. Или другой пример. В течение двух-трёх последних десятилетий в стране возникла целая индустрия по производству тароупаковочного материала, с последующим его сбором, переработкой и утилизацией. В ней заняты сотни тысяч работников. Одновременно возникли множество как текущих, так и отдалённых экологических и социальных проблем, не считая значительного удорожания по этой причине стоимости потребительских товаров. И выход здесь видится единственный: рано или поздно будет принято решение о резком снижении производства избыточной тары и упаковки, а также полном запрете пластика в потребительской упаковке и переходе на органическую упаковку, применение возвратной тары и т.д. Но этого безобразия можно и избежать, если бы своевременно прислушаться к голосу экспертов, экологов, а также учесть негативный опыт других стран. И огромные трудовые ресурсы были бы заняты в других отраслях. Подобных примеров можно приводить множество. Отсюда напрашивается вывод: занятость населения, как и любого иного ресурса, нуждается в разумном государственном планировании и регулировании, исключающем их расточительное использование, а тем более провоцирование социальных, экологических и прочих негативных последствий.

Нельзя не высказаться и по такой актуальной проблеме как «утечка» мозгов и интеллекта (в последнем случае сотрудники физически находятся в России, но работают в компаниях-нерезидентах). В совокупности их численность, по некоторым данным, превышает несколько миллионов человек. Это огромные потери для страны. Давно пора в решении этой проблемы не только перейти от слов к делу, но и развернуть ситуацию вспять, а именно: создать в России своеобразный интеллектуальный если не офшор, то заповедник, не прибегая, при этом, к «железному занавесу» и прочих «шарашек», а наоборот, идти по пути создания благоприятной среды, прежде всего, для талантливых и изобретательных соотечественников.

Среди первоочередных мер, в этой связи, можно выделить следующие. Во-первых, надо изменить концептуальный подход к развитию научно-технического прогресса в стране. Один какой-то орган (министерство) не в состоянии отвечать за развитие науки во всём её многообразии. Суть нового подхода состоит в том, чтобы каждое министерство, ведомство Правительства РФ, а также крупные госкорпорации должны превратиться, по существу, в мощные образовательные, научно-производственные объединения, полностью отвечающие за состояние инновационного развития отраслей и обеспечения их кадрами. С этой целью каждому министерству, ведомству и госкорпорациям необходимо передать в подчинение профильные государственные НИУ, ВУЗы, а возможно и часть ССУЗов. Примером может служить Министерство сельского хозяйства РФ, в ведомственном подчинении которого находятся сельхоз ВУЗы, и идёт процесс передачи НИУ аграрного профиля. Таким образом МСХ РФ в ближайшее время трансформируется в мощную научно-производственную, образовательную государственную корпорацию с огромными научно-технологическими возможностями для наращивания производства продовольствия, повышения его эффективности и одновременно обеспечения кадрами. Во-вторых, при каждом министерстве и госкорпорациях должны создаваться отраслевые научные Фонды, финансирующие все этапы инновационного процесса от разработки до внедрения. В-третьих, необходимо институализировать и наполнить реальным экономическим смыслом понятие «интеллектуальная рента», которая станет мощным мотивирующим фактором для всех участников инновационного процесса, а в перспективе сможет обеспечить и расширенное самофинансирование прикладных научных исследований. В-четвёртых, для поддержки и мотивации огромной армии изобретателей, рационализаторов и просто народных умельцев, чем всегда была богата Россия, в каждом регионе необходимо создать соответствующие Фонды их поддержки. В-пятых, необходимо упростить регламент и ускорить процедуру регистрации интеллектуальной собственности, в том числе для иностранных граждан, обеспечив их юридическую защиту в соответствии с нормами международного права.

Реализация изложенных предложений, далеко не исчерпывающих всего перечня инновационных проблем, позволит создать привлекательную среду для инноваторов, в том числе, и тех, кто временно покинул Россию. В завершение очень важно высказать предложения по организации эффективного управления трудовыми ресурсами в стране, обеспечивающие не только решение накопившихся проблем, но и выработку гибкой системы их рационального использования на перспективу. В этой связи необходимо перейти от оперативного, зачастую разобщённого, а потому неэффективного управления текущей ситуацией к организации грамотно выстроенного управления проектами, созданными на межведомственной основе, в которых чётко определены целевые показатели, время и способы их достижения, обеспеченность ресурсами и необходимыми полномочиями, а главное подобрана команда квалифицированных исполнителей.

Контроль за реализацией данных проектов желательно осуществлять с помощью специально созданного при Председателе Правительства РФ общественного Совета по трудовым ресурсам.

Выводы

1. Труд российского народа является главным ресурсом страны. Его использование в настоящее время крайне расточительно.

2. Иностранную трудовую миграцию в короткие сроки возможно превратить из социальной и криминальной проблемы в сферу законности и порядка, источник взаимной выгоды работодателей и трудовых мигрантов, а также в важнейший фактор укрепления дружеских отношений России со странами СНГ.

3. Для раскрытия трудового потенциала российского народа необходимо принять долговременную стратегию развития трудовых ресурсов страны, предусматривающую концептуальные и институциональные изменения государственной политики в сфере трудовых отношений.

Политический итог

Создание условий для свободного, справедливого, творческого и созидательного труда реализует духовный и солидарный потенциал российской нации, принесёт материальный достаток каждому гражданину России и станет тем Общим Делом, которое объединит многонациональный русский народ, консолидирует власть и общество.

ИсточникЗавтра
Евгений Савченко
Видный российский ученый, профессор МГУ, академик РАЕН. Генеральный директор Института экономических стратегий Отделения общественных наук РАН, президент Международной академии исследований будущего, заведующий кафедрой управления бизнес-проектами Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», генеральный директор Международного института П.Сорокина – Н.Кондратьева. Главный редактор журналов «Экономические стратегии» и «Партнерство цивилизаций». Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...