
В этом году завершается переход к новому мирохозяйственному укладу. Он характеризуется сочетанием централизованного стратегического планирования и рыночной конкуренции, государственного контроля за денежным обращением и автономии предприятий, регулирования рынка в общественных интересах и частного предпринимательства.
Страны, формирующие биполярное ядро нового мирохозяйственного уклада (МХУ) — Китай и Индия, растут намного быстрее развитых капиталистических стран благодаря более эффективной системе управления. Ее главной целью является повышение общественного благосостояния. Все составляющие макроэкономической политики подчинены достижению этой цели. В том числе главной задачей денежно-кредитной политики является создание наилучших условий для роста производственных инвестиций, что соответствует современной теории управления развитием экономики.
Инструменты для обеспечения роста производственных инвестиций:
- рефинансирование банков и институтов развития, обеспечивающих целевое кредитование значимых для социально-экономического развития инвестиционных проектов по льготным ставкам процента (от 0,2 до 2%);
- нормы валютного регулирования (ограничивающие вывоз капитала целями повышения конкурентоспособности национальной экономики);
- дифференциация процентных ставок в зависимости от целей кредита исходя из приоритетов государственной политики развития (от 2 до 6% для производственной сферы);
- гибкое применение залоговых требований (включающих низколиквидные активы, обязательства корпораций и гарантии органов государственной власти);
- стабилизация обменного курса национальной валюты, обеспечиваемого соответствующим набором инструментов (репатриация валютной выручки, валютный контроль для пресечения утечки капитала, пресечение деятельности спекулянтов по манипулированию рынком и др.);
- использование цифровых версий национальных валют для контроля за целевым использованием кредитов и обращением денег.
В странах ядра нового МХУ вся банковская система работает как большой институт развития. Денежная эмиссия в КНР ведется по каналам кредитования производственной сферы посредством рефинансирования банков под залог долговых обязательств предприятий, органов государственной власти и местного самоуправления. В Индии централизованно определяются приоритеты кредитования экономики (высокотехнологические сферы, сельское хозяйство, жилищное строительство и др.), которым следует кредитная политика контролируемых государством банков, получающих соответствующее рефинансирование от Центрального банка. Аналогичная политика проводится в Японии, Южной Корее, странах АСЕАН. В некоторых из них используются также «исламские» инструменты целевого кредитования инвестиций.
Центральным звеном банковско-инвестиционной системы стран ядра нового мирохозяйственного уклада являются институты развития. Они всемерно поддерживаются денежными властями, которые опираются на них при реализации стратегических планов социально-экономического развития. Эта поддержка включает рефинансирование институтов развития со стороны центральных банков посредством специальных инструментов рефинансирования. При этом используется весь арсенал методов контроля за целевым использованием предоставляемых таким образом кредитов. В этих целях в настоящее время проводятся эксперименты по «оцифровке» национальных валют, используемых для целевого рефинансирования банков и институтов развития. Обращение маркированных цифровым кодом национальных валют автоматически отслеживается, при этом их нецелевое использование, включая несанкционированный обмен на валютные ценности и вывоз из страны, блокируется.
Целевое рефинансирование банков и институтов развития для кредитования инвестиций не новое изобретение. Первым целевую эмиссию денег для кредитования капитальных вложений в соответствии с государственными планами стал широко применять СССР. В странах послевоенной Западной Европы денежная эмиссия шла преимущественно посредством переучета векселей производственных предприятий, под залог которых банки предоставляли дешевые кредиты. В послевоенной Японии не только целевое рефинансирование, но и собираемые посредством сберкасс сбережения населения предоставлялись институтам развития для кредитования производственных инвестиций в соответствии с государственными приоритетами. Очевидно, что без подобных механизмов целевого кредитования инвестиций были бы невозможны ни индустриализация СССР, ни восстановление послевоенной Европы, ни Японское экономическое чудо.
Сторонники монетаристской парадигмы и примитивизации денежной политики критикуют подобный подход, опасаясь разгона инфляции в результате увеличения денежной массы. Они не понимают, что долгосрочная макроэкономическая стабильность в современных условиях обеспечивается научно-техническим прогрессом, который одновременно является главным фактором современного экономического роста. Внедрение инноваций является основным способом повышения эффективности производства, обеспечивая одновременно рост выпуска товаров и снижение издержек, что позволяет сдерживать и даже снижать инфляцию при расширении целевого кредитования инвестиций.
Монетаристы воспринимают деньги как золотые монеты. Тогда как современные фиатные деньги являются инструментом, обеспечивающим связывание имеющихся в экономике ресурсов в процессе ее расширенного воспроизводства. Доказано, что инфляция повышается не только при избыточной (сверх имеющихся производственных ресурсов) эмиссии денег, но и при их недостатке (низкой загрузке производственных мощностей вследствие недостаточного кредитования предприятий). Из этого следует, что борьба с инфляцией — это искусство управления кредитом. Если он направляется на финансирование эффективных инвестиций и инноваций, то инфляция снижается в результате увеличения выпуска товаров и снижения издержек их производства. А если на валютные спекуляции, то инфляция повышается вследствие девальвации национальной валюты.
Институты развития по определению предназначены для целевого кредитования инвестиционных проектов. В настоящее время их масштаб деятельности в нашей стране ограничен возможностями рефинансирования за счет государственного бюджета. Расходы последнего определяются законодательно установленными мандатами исходя из норм социального законодательства и требований национальной и общественной безопасности. Рефинансирование институтов развития за счет госбюджета не может не быть остаточным. Поэтому российские институты развития на два-три порядка уступают зарубежным по объемам капитала, кредитов и активов.
Решение стоящих перед страной задач мобилизации имеющихся ресурсов и научно-технического потенциала в целях опережающего развития экономики невозможно без двукратного увеличения объема инвестиций и трехкратного увеличения объемов НИОКР. Обеспечить такое увеличение может только целевое кредитование Банком России институтов развития посредством специальных инструментов рефинансирования. Процентная ставка по таким кредитам не должна превышать 1% при условии, что до конечных заемщиков институты развития должны доводить кредиты по ставке не выше 2%. За получаемую маржу они должны обеспечивать контроль за целевым использованием кредитов в соответствии с утвержденными проектами. Для гарантирования эффективности последних целесообразно использовать уже существующие инструменты государственно-частного партнерства, включая специнвестконтракты и другие многосторонние инвестиционные соглашения.
Денежные власти изымают из экономики триллионы рублей посредством депозитов и облигаций Банка России. Последний из кредитора денежной системы превратился в заемщика. Чтобы выйти из стагфляционной ловушки на траекторию опережающего экономического роста, необходимо дополнить созданную по поручению президента систему стратегического планирования необходимыми для ее работы механизмами рефинансирования производственной деятельности по реализации национальных программ и инвестиционных проектов. Это требует многократного увеличения мощности институтов развития за счет их целевого рефинансирования Банком России под реализацию документов стратегического планирования посредством механизмов государственно-частного партнерства.