Секретное оружие Китая в торговой войне с США— армия заводских роботов, управляемых искусственным интеллектом, которые произвели революцию в производстве.

Огромные инвестиции в заводское оборудование и искусственный интеллект дают Китаю преимущество в производстве автомобилей и других отраслях.

Такие выводы делает «Нью-Йорк Таймс» в статье «На стороне Китая в тарифной войне целая армия роботов» (23.04.2025).

Фабрики автоматизируются по всему Китаю с головокружительной скоростью. Благодаря тому, что инженеры и электрики обслуживают парки роботов, эти операции снижают себестоимость производства и повышают качество.

В результате китайские фабрики смогут удерживать цены на многие из своих экспортных товаров на низком уровне, что даст им преимущество в борьбе в торговой войне и с высокими тарифами президента США Трампа. Китай также сталкивается с новыми торговыми барьерами со стороны Европейского союза и развивающихся стран, начиная от Бразилии и Индии и заканчивая Турцией и Таиландом.

Фабрики в Китае теперь более автоматизированы, чем в США, Германии или Японии. По данным Международной федерации робототехники, в Китае на каждые 10 000 рабочих на производстве приходится больше заводских роботов, чем в любой другой стране, за исключением Южной Кореи и Сингапура.

Автоматизация Китая направлялась правительственными директивами и поддерживалась огромными инвестициями. И поскольку роботы заменяют рабочих, автоматизация позволяет Китаю продолжать доминировать в массовом производстве, даже несмотря на то, что его рабочая сила стареет и становится менее склонной к работе в промышленности.

Хэ Лян, основатель и генеральный директор Yunmu Intelligent Manufacturing, одного из ведущих китайских производителей человекоподобных роботов, заявил, что Китай стремится превратить робототехнику в совершенно новый сектор бизнеса.

«Производство гуманоидных роботов — создание еще одной индустрии электромобилей», — сказал он. «Это — национальная стратегия».

Роботы заменяют рабочих не только на автомобильных заводах, но даже в тысячах подпольных мастерских Китая.

В мастерской Илона Ли на обочине дороги в Гуанчжоу, коммерческом центре юго-восточного Китая, работают 11 рабочих, которые режут и сваривают металл для производства недорогих печей и оборудования для барбекю. Сейчас он готовится заплатить 40 000 долларов китайской компании за роботизированную руку с камерой. Устройство использует искусственный интеллект для наблюдения за тем, как рабочий сваривает стенки печи, а затем дублирует действие с минимальным вмешательством человека.

Всего четыре года назад такая же система была доступна только от иностранных компаний-производителей роботов и стоила около $140 000. «Раньше я никогда не мог себе представить, что буду инвестировать в автоматизацию», — сказал Ли, добавив, что человек-сотрудник «может работать только восемь часов в день, а машина может работать 24 часа».

Крупные компании делают гораздо большую ставку на автоматизацию.

В Нинбо огромный завод китайского производителя электромобилей Zeekr имел 500 роботов, когда он открылся четыре года назад. Сейчас их 820, и планируется еще больше.

Радостно напевая мелодии Кенни Джи, чтобы предупредить людей о своем приближении, роботизированные тележки везут алюминиевые слитки к автоматизированному лифту, который поднимает блоки металла в печь на вершине 40-футовой китайской машины. После расплавления алюминий отливается в формы различных панелей кузова автомобиля и других компонентов. Еще больше роботизированных тележек, а иногда и человек за рулем погрузчика, отвозят компоненты на склад.

Еще больше роботов доставляют панели на сборочную линию, где сотни роботизированных рук, работающих в командах до 16 штук, исполняют сложный танец, чтобы сварить их вместе в кузова автомобилей. Сварочная зона — это так называемая темная фабрика, что означает, что роботы могут работать без рабочих и при выключенном свете.

На китайских заводах по-прежнему работают легионы рабочих. Даже с учетом автоматизации они необходимы для проверки качества и установки некоторых деталей, требующих ловкости рук, например, жгутов проводов. Есть вещи, которые камеры и компьютеры не могут сделать сами. Перед покраской автомобилей рабочие все равно проводят по ним руками в перчатках и затем шлифуют любые мелкие изъяны.

Однако некоторые из последующих этапов контроля качества также автоматизируются с помощью искусственного интеллекта.

В конце сборочной линии Zeekr дюжина камер высокого разрешения фотографирует каждую машину. Компьютеры сравнивают изображения с обширной базой данных правильно собранных автомобилей и оповещают персонал завода, если обнаруживается несоответствие. Задача выполняется за считанные секунды.

«Большинство работ наших коллег связаны с сидением перед монитором компьютера», — говорит Пинки Ву, сотрудница Zeekr.

Zeekr и другие китайские автопроизводители также используют искусственный интеллект для более эффективного проектирования автомобилей и их функций.

Кэрри Ли, дизайнер, работающая в новом офисном здании Zeekr в Шанхае, использует ИИ для анализа того, как различные поверхности интерьера будут пересекаться в автомобиле.

«У меня появилось больше свободного времени, чтобы расширить свой кругозор и самостоятельно изучить, какие модные тенденции включить в интерьер автомобиля», — сказала Ли.

Автомобильные заводы в США также используют автоматизацию, но большая часть оборудования поставляется из Китая. Большинство мировых заводов по сборке автомобилей, построенных за последние 20 лет, были в Китае, и вокруг них выросла индустрия автоматизации.

Китайские компании также купили зарубежных поставщиков передовой робототехники, таких как Kuka из Германии, и перенесли большую часть своих операций в Китай. Когда Volkswagen открыл завод электромобилей год назад в Хэфэе, у него был только один робот из Германии и 1074 робота, произведенных в Шанхае.

Стремительное развитие Китая в области заводской робототехники было инициировано сверху вниз. Пекинская инициатива «Сделано в Китае 2025», начавшаяся десять лет назад, определила 10 отраслей, в которых Китай стремился стать конкурентоспособным на мировом рынке. Робототехника была одной из них.

Например, чтобы заставить автомобильную промышленность задуматься о том, как использовать гуманоидных роботов с двумя руками и двумя ногами, правительственные чиновники в Пекине в 2024 году поручили крупным автопроизводителям арендовать роботов и предоставлять видеозаписи того, как они выполняют задачи на своих сборочных заводах.

В качестве демонстрации автоматизации муниципальное правительство Пекина провело полумарафон для 12 000 бегунов и 20 человекоподобных роботов. Только шесть роботов завершили забег, и самому быстрому из них потребовалось почти в три раза больше времени, чем самым быстрым бегунам. Но это мероприятие помогло привлечь внимание к роботам.

В марте 2025 года премьер КНР Ли Цян заявил в своем ежегодном отчете законодательному органу, что планы страны на этот год будут включать усилия по «энергичной разработке» интеллектуальных роботов.

Главное агентство экономического планирования страны объявило о создании национального венчурного фонда в размере 137 миллиардов долларов для робототехники, искусственного интеллекта и других передовых технологий.

Контролируемые правительством банки Китая за последние четыре года увеличили кредитование промышленных заемщиков на ошеломляющие $1,9 трлн. Это окупило строительство заводов, а также замену оборудования на существующих.

Ежегодно университеты Китая выпускают около 350 000 специалистов в области машиностроения, а также электриков, сварщиков и других квалифицированных технических специалистов.

Для сравнения, американские университеты выпускают около 45 000 инженеров-механиков каждый год.

Джонатан Херст, главный специалист по робототехнике и соучредитель Agility Robotics, ведущего американского производителя роботов, сказал, что поиск квалифицированных сотрудников был одной из его самых больших проблем.

Еще одним фактором, обусловливающим стремление Китая к автоматизации, является демографический кризис в стране.

Число детей, рождающихся каждый год, сократилось почти на две трети с 1987 года. В то же время две трети людей, которым исполняется 18 лет, теперь поступают в университеты или колледжи, и эта образовательная траектория позволяет новому поколению стремиться к карьере за пределами фабричного труда.

«Демографические дивиденды Китая закончились», — сказал Стивен Дайер, глава азиатской промышленной практики консалтинговой фирмы AlixPartners. «Теперь они находятся в демографическом дефиците, и единственный выход из этого — производительность».

«Попытки США составить конкуренцию китайским гуманоидным роботам подрываются тарифами Трампа»

Так называется статья в «Блумберг» от 16 апреля 2025 года.

В ней рассказывается о том, как в конце марта 2025 года представители нескольких технологических компаний встретились с двухпартийной группой законодателей в Вашингтоне, чтобы продемонстрировать свои новейшие гуманоидные роботы. Мероприятие, организованное Комитетом Палаты представителей по делам Коммунистической партии Китая, было задумано как демонстрация силы и помощь в мобилизации США для борьбы с Китаем на новом технологическом поле битвы.

Несколько дней спустя президент США Дональд Трамп представил масштабные пошлины, которые грозят перевернуть прогресс США в робототехнике — и особенно для гуманоидных роботов.

Гуманоиды, которые выглядят и двигаются как люди, требуют больше компонентов, чем традиционные промышленные роботы, включая специализированные приводы, сенсорные системы и вычислительные чипы. Многие критически важные части оборудования производятся в Китае, согласно недавнему анализу Bank of America. И на данный момент Китай является страной, сталкивающейся с самыми высокими импортными пошлинами.

По словам аналитиков, приводы, составляющие более 50% от общего количества материалов робота, часто содержат бескаркасные моментные двигатели, планетарные роликовые винты и прецизионные подшипники, которые производятся в Китае. Аналогичным образом, четыре из пяти основных поставщиков систем зрения гуманоидных роботов, которые могут стоить тысячи долларов, являются китайскими компаниями, говорится в отчете.

«Если посмотреть на робота со стороны, то это сложная машина, в которой есть компьютеры, батареи, камеры, двигатели — множество различных компонентов», — сказал Джефф Карденас, генеральный директор Apptronik, которая была представлена ​​на мероприятии в Вашингтоне в марте 2025 года. Apptronik собирает роботов в США, но по-прежнему использует некоторые материалы из Китая, хотя компания отказалась уточнять, какие именно. «Сейчас для многих из нас это неопределенно. Мы пытаемся понять ландшафт, но он меняется с каждым днем».

С тех пор Трамп предоставил временную отсрочку многим странам, но Белый дом сохраняет 145% пошлину на импорт из Китая. 20 апреля администрация Трампа заявила, что избавит ряд популярных электронных товаров от китайских пошлин, но вскоре после этого пересмотрела значение этого освобождения. «Трудно сказать, помогут ли эти освобождения компаниям по производству робототехники», сказал Джефф Бернстайн, президент Ассоциации по продвижению автоматизации, торговой группы, представляющей более 1000 компаний по производству робототехники по всей Северной Америке.

Неопределенность тарифов теперь рискует затруднить для США возможность занять лидирующее положение в гонке роботов. «Некоторые компании говорят, что хотят вернуть производство в США, но у них даже нет поставщиков, которые продают некоторые из этих компонентов. А если их сделают в США, то они будут намного дороже», — сказал Бернстайн. «Если стоимость этих деталей резко возрастет, это замедлит нашу конкурентоспособность».

Правительство Китая продвигало инновации в области искусственного интеллекта, считая робототехнику критически важным компонентом своей производственной инициативы «Сделано в Китае 2025». Это, в сочетании с надежной цепочкой поставок страны, стимулировало рост списка китайских предприятий, предлагающих гуманоидов, достаточно гибких, чтобы заниматься кунг-фу и бегать полумарафоны.

Однако на мгновение показалось, что Кремниевая долина набирает силу. После многих лет неудач в попытках реализовать свои мечты о футуристических роботах технологические инвесторы начали вкладывать сотни миллионов долларов в стартапы по гуманоидной робототехнике, включая Apptronik, Figure AI и Dexterity. Крупные технологические компании, такие как Apple Inc., Meta Platforms Inc.* и Tesla Inc., как говорят, также находятся на разных стадиях изучения гуманоидов.

Возрождение робототехники в США было обусловлено волнением, что достижения в области программного обеспечения ИИ могут помочь роботам лучше адаптироваться и ориентироваться в окружающей среде. Но рынок также поддерживался снижением цен на некоторые материалы, используемые для производства более продвинутых роботов — благодаря Китаю.

«Китай теперь производит много компонентов, и стоимость оборудования значительно снизилась», — сказал Аарон Якобсон, партнер венчурной компании New Enterprise Associates. «Это фактически позволило стартапам заняться некоторыми областями, которые исторически вы бы не увидели, потому что это было слишком дорого».

Эскалация торговой войны Трампа изменила динамику почти в одночасье. «Все были очень взволнованы, а теперь тарифы как бы вставили новый гаечный ключ в этот импульс», — сказал Ким Лоузи, генеральный директор Rapid Robotics, стартапа, поддерживаемого NEA.

Около полугода назад Rapid Robotics решила сделать «довольно большой поворот» от своей модели робототехники как услуги, где поставщик отвечает за управление и обслуживание машин. Компания расширила свои предложения, разработав промышленного гуманоидного робота, который мог упаковывать коробки и расставлять их на поддоне. Скорость и доступность цепочки поставок Китая были ключевой частью этого сдвига. Но после объявления тарифов, Лоузи сказала, что ее первой мыслью было: «Нам нужно диверсифицироваться».

Поскольку компания все еще находится на ранних стадиях перехода к полномасштабному производству, все еще есть некоторая гибкость в выборе поставщиков для работы, сказала она, альтернативами могут быть фирмы из Канады или Тайваня. «Мы рассматриваем много вещей», — сказала Лоузи. «Но я думаю, что пугает то, что Китай чрезвычайно продвинулся в производстве компонентов робототехники, и это трудно игнорировать».

Другие страны, такие как Германия и Япония, также могут заполнить часть пробелов в цепочке поставок, но для робототехнических фирм есть компромиссы в стоимости и скорости.

*компания, признаная экстремистской и запрещённая в РФ

ИсточникЗавтра
Елена Ларина
Ларина Елена Сергеевна (1964 г.р.) – предприниматель, аналитик, преподаватель. Постоянный член Изборского клуба. Родилась, училась и работаю в г. Москве. Получила высшее экономическое и юридическое образование, соответственно в Российском экономическом университете им. Г.В.Плеханова и Институте международного права и экономики им. А.С.Грибоедова. Генеральный директор компании «Персоналинвест» и соучредитель компании «Хайрест». Подробнее...