
Основа современной, уже давным-давно не постиндустриальной, а постинформационной экономики — цифровые платформы, наиболее яркими примерами которых являются маркетплейсы (вроде флагманов российской экономики Wildberries, Авито, «Яндекс Маркет», Ozon), сервисы, подобные Профи.ру и «Яндекс Такси», цифровые экосистемы в стиле так последовательно формируемой Сбербанком вокруг себя (пусть и с рядом болезненных неудач) микровселенной.
Наиболее наглядное для граждан отражение этих процессов в сфере государственного управления — «Госуслуги», наиболее значимое — платформенный характер управления уже практически всем гражданским сектором общества, качественно повысивший его устойчивость и эффективность.
Стремительное построение по сути дела нового измерения человеческой жизни опережает государственное регулирование, особенно в условиях сохранения либеральной презумпции его избыточности, что усиливает остроту естественных «болезней роста» (начиная от «цифровой глухоты» в отношении пользователей и заканчивая игнорированием неоцифрованного по тем или иным причинам сектора). Наглядным проявлением насущной потребности в государственном регулировании нового сектора стали беспорядки, вызванные предельно репрессивной политикой ключевого маркетплейса по отношению к своим сотрудникам.
Принципиально важно, что платформы по самой своей природе являются монополистами качественно нового уровня по сравнению даже с пресловутыми естественными монополиями, так как всецело определяют характер рыночного взаимодействия своих участников и, формируя рынок внутри себя, становятся даже не абсолютным доминантом, а самой сутью этого рынка.
Качественно новый уровень монополизма требует нового уровня государственного регулирования – и правительство Мишустина начало его формировать, внеся в Госдуму пакет законопроектов по регулированию платформенной экономики. Он регулирует наиболее острые, самоочевидные вопросы функционирования платформ и, без сомнения, будет дополняться и дорабатываться, однако острота общественной потребности понятна всем, что создает уверенность в скорейшем его принятии.
В нынешнем виде пакет законопроектов обязывает маркетплейсы проверять продавцов через государственные реестры перед допуском на свою платформу и не допускать к продаже запрещённые товары (например, несертифицированные БАДы или агрохимикаты).
Упрощается порядок возврата некачественной продукции (сегодня часто невозможный в случае, например, зарубежного продавца). Платформы будут обязаны предоставлять гражданам техническую возможность надежной связи с поставщиками.
Прямо запрещается используемые сегодня практически повсеместно манипуляции с пользовательской выдачей. В ситуации, когда покупатель выбирает сортировку по определенному признаку, например цене, платформа не имеет права произвольно изменять порядок товаров, продвигая вперед рекламируемые товары или связанных с ней продавцов.
Скидки за счет продавца теперь могут предоставляться только с его ясно и однозначно выраженного согласия, что является подлинной революцией на фоне сложившейся в настоящее время ситуации.
При этом любые изменения условий договора платформы с продавцом, ухудшающие его положение, должны сообщаться ему не менее чем за полтора месяца. Санкции против продавца могут применяться только с содержательным обоснованием причин и уведомлением не менее чем за 3 дня (а не мгновенно и без разъяснений, как часто происходит сейчас). При этом создается система досудебного разрешения споров.
Требования законодательства о платформенной экономике предполагается распространить и на действующие в России иностранные платформы, включая их в соответствующий реестр и обязывая открыть в России юридическое лицо.
Предусмотрена административная ответственность платформ и продавцов за несоблюдение правил; иностранные платформы за злостные нарушения могут блокироваться.