Владимир Овчинский: Китай — США. Дроны раздора

Китайская империя беспилотников: угроза Тайваню и США

С таким названием опубликована статья американских военных экспертов на сайте MilitarNews (08.09.2025):

«Китай всё больше превращается в глобальную военную державу, а беспилотные технологии играют ключевую роль в его стратегии и военных амбициях. Беспилотники, от высокотехнологичных БПЛА до недорогих моделей-камикадзе, становятся неотъемлемой частью китайской армии и её потенциала в случае конфликта, особенно в районе Тайваня.

В последние годы в китайской военной доктрине произошёл значительный сдвиг, которая всё больше опирается на технологические инновации. Беспилотники представляют собой один из основных столпов этой модернизации, будь то высокотехнологичные, крупные БПЛА или недорогие дроны-камикадзе. Эта тенденция особенно заметна в контексте растущих военных амбиций Пекина в отношении Тайваня и его реакции на военное присутствие США в Тихоокеанском регионе».

БПЛА HALE (высотный с большой продолжительностью полёта)

Высотные БПЛА с большой продолжительностью полёта (HALE) являются ключевым компонентом современных вооружённых сил Китая, в частности, благодаря своей способности выполнять длительные миссии на больших высотах, собирать разведданные и наносить удары на больших расстояниях. Эта категория беспилотников в основном используется для стратегической разведки, разведки местности и мониторинга действий противника.

Wing Loong-10 – один из последних образцов китайского семейства БПЛА HALE, разработанный и производимый Китайской корпорацией авиационной промышленности (AVIC). Он предназначен для стратегической разведки и атак на удалённые цели, что делает его идеальным для длительных операций в районах с высокой степенью военной активности. Длина Wing Loong-10 составляет 9 метров, размах крыла – 20 метров, высота – 3,66 метра. Это БПЛА среднего размера с максимальной взлётной массой 3200 кг и массой пустого 2300 кг. Он оснащён двигателем WP-11C или ZF850, что обеспечивает ему скорость до 620 км/ч. Продолжительность полёта составляет 20 часов, а высота эксплуатации – до 15 000 м. БПЛА оснащён передовыми радиолокационными и оптическими датчиками, которые позволяют ему вести точную разведку днём и ночью, даже в сложных метеоусловиях. Он отличается высокой гибкостью на поле боя благодаря способности нести широкий спектр вооружения, включая управляемые ракеты и управляемые бомбы (CS/BBM3, YL-12, GB-4). Это делает его эффективным как для разведывательных, так и для ударных операций. Дрон также оснащён средствами радиоэлектронной борьбы, что позволяет ему подавлять системы связи и радиолокации противника.

Guizhou WZ-7 Soaring Dragon — ещё один БПЛА HALE, который в основном используется для стратегической разведки и дальнего мониторинга. Этот беспилотник был разработан китайской компанией Guizhou Aircraft Industry Corporation и представляет собой передовой инструмент для обеспечения широкомасштабной разведки. WZ-7 по своим возможностям аналогичен американскому MQ-9 Reaper, но имеет ряд усовершенствований, основанных на специфических требованиях Китая. WZ-7 — это беспилотный летательный аппарат длиной 14,33 м, размахом крыла 24,86 м и высотой 5,41 м. Он оснащен двигателем WP-13 тягой 43,1 кН, что позволяет ему развивать крейсерскую скорость до 750 км/ч и эксплуатационную высоту до 18 000 м. Дальность полета дрона составляет до 7000 км, что позволяет ему действовать на больших расстояниях, и он способен выполнять боевые задачи на расстоянии до 2000 км. Продолжительность полета до 10 часов, современные радиолокационные и оптические датчики позволяют ему вести наблюдение за большими территориями и собирать ценные разведывательные данные.

БПЛА MALE (средневысотный, большой продолжительности полёта)

Эта категория представляет собой класс дронов средней дальности, сочетающий высокую продолжительность полета с возможностями работы на средних высотах. Эти дроны идеально подходят для длительной разведки и тактических операций, обладая превосходной способностью предоставлять высококачественные разведданные и поддержку в режиме реального времени, что делает их незаменимыми на современном поле боя. БПЛА MALE способны выполнять широкий спектр задач, включая наблюдение, обнаружение угроз, десантирование и наступательные операции, что позволяет им существенно влиять на военную стратегию. Для Китая БПЛА MALE являются ключевым инструментом военной доктрины, играя решающую роль не только в региональных конфликтах, но и в проецировании военной мощи.

Tengden TB-001 — китайский БПЛА MALE, отличающийся не только большой продолжительностью полёта, но и высокой гибкостью. Этот беспилотник в первую очередь предназначен для разведки, рекогносцировки и боевых действий, что делает его универсальным инструментом современной армии. Максимальная высота полёта составляет до 8000 метров, а в усовершенствованной версии — до 9500 метров. Дальность полёта составляет до 6000 км при максимальной взлётной нагрузке 2800 кг. TB-001 оснащён передовыми датчиками и оптическими системами, которые позволяют ему вести высокоточную дневную и ночную разведку. Он также способен нести широкий спектр вооружения, включая ракеты класса «воздух-море» AR-4, крылатые ракеты AR-3 и ракеты класса «воздух-земля» FT-8D и FT-10. Он также может нести несколько типов бомб: 250-килограммовые бомбы с лазерным наведением, планирующие бомбы FT-7 и корректируемые бомбы FT-9, что делает его эффективным средством наступления на современном поле боя. Высокая продолжительность полёта (до 35 часов) позволяет ему отслеживать и контролировать большие площади в течение длительного времени, что даёт ему преимущество в операциях на обширных фронтах, таких как Тайваньский пролив или Южно-Китайское море.

Chengdu GJ-2 — это высокотехнологичный БПЛА MALE, разработанный Chengdu Aircraft Industry Group для широкого спектра военных операций. Дрон обладает превосходными летно-техническими характеристиками, которые делают его идеальным для комбинированных задач, включая высокоточное бомбометание и разведку. GJ-2 — это БПЛА среднего размера с максимальной взлетной массой 4200 кг, предлагающий надежную платформу для широкого спектра вооружения, включая бомбы (FT-10, FT-9, FT-7, GB7, GB4) и ракеты (BRM1, AKD-10, BA-7). Максимальная скорость дрона составляет 370 км/ч, а крейсерская — 200 км/ч, что делает его высокоманевренной машиной для нанесения точных ударов по высокозащищенным целям. Благодаря высокой продолжительности полёта (32 часа в воздухе) и способности действовать на средних и больших высотах до 9900 м, GJ-2 идеально подходит для длительных операций в различных климатических условиях, включая ночные полёты и сложные погодные условия. Что касается авионики, GJ-2 оснащён радаром класса «воздух-земля», системой связи GPS, электронно-оптическим блоком с камерами для дневного и инфракрасного видения, а также спутниковой связью. Это позволяет ему получать разведывательные данные даже в сложных условиях и координировать атаки в режиме реального времени. Дальность связи дрона по спутниковой связи составляет более 1000 км, что выгодно для операций на удалённых фронтах, где требуются быстрые и точные удары по ключевым целям. GJ-2 предназначен для работы в сочетании с другими БПЛА или пилотируемыми самолётами, что повышает его гибкость и эффективность на поле боя, как при проведении атак, так и при получении ценных разведданных. Универсальность и способность наносить точечные удары делают его весьма эффективной платформой для ведения боевых действий. Его преемником станет Chengdu Wing Loong-3.

BZK-005, разработанный для высокоэффективной разведывательной деятельности, предназначен для мониторинга больших территорий и обнаружения перемещений противника. При длине 9 метров и размахе крыла 19 метров он достигает максимальной взлётной массы 1250 кг, что позволяет ему нести нагрузку до 150 кг, включая современные радиолокационные и оптические датчики. Крейсерская скорость 150–180 км/ч, способность находиться в воздухе до 40 часов и дальность полёта до 8000 м позволяют ему действовать на более обширных территориях без риска поражения наземными средствами противника. Он также способен вести разведку даже в сложных метеоусловиях, что делает его незаменимым инструментом для современных военных операций. Одной из важнейших особенностей BZK-005 является его способность поддерживать связь в режиме реального времени с наземными подразделениями и другими БПЛА, что обеспечивает оперативную передачу разведданных и эффективную координацию боевых действий.

БПЛА-камикадзе

Одним из новейших китайских БПЛА-камикадзе является PD-2900. Корпус дрона изготовлен из углеродного волокна и композитных материалов, что обеспечивает ему высокую прочность при минимальном весе. Такая конструкция не только улучшает аэродинамику, но и обеспечивает большую выносливость и эффективность в ходе боевых действий. Дрон способен нести до 100 кг боевой техники, что делает его гибкой и эффективной платформой для различных видов атак. 160-литровый топливный бак, оснащенный взрывозащитой, обеспечивает видимость дрона на расстоянии до 2500 км от точки старта, что делает PD-2900 идеальным выбором для дальних экспедиций. Что касается запуска, PD-2900 может взлетать с катапульты или ракетного старта, что позволяет ему быстро и эффективно взлетать даже с неподготовленных площадок. Дрон автономен, то есть может работать без прямого вмешательства человека во время выполнения задач, что повышает его эффективность на поле боя. Возможность находиться в воздухе до 12 часов обеспечивает выполнение длительных разведывательных и атакующих задач, что делает его идеальным выбором для асимметричных конфликтов и различных видов боевых действий. PD-2900 также интересен благодаря камуфляжу и передовым технологическим системам, включая радиоэлектронное подавление и маскировку за рельефом местности, которые повышают вероятность успешной атаки и позволяют избежать обнаружения средствами ПВО противника. Эти технологии значительно затрудняют перехват дрона, делая его эффективным оружием для действий в сложных боевых условиях.

В 2023 году был объявлен заказ на производство миллиона дронов-камикадзе, что станет огромным шагом в укреплении военной мощи Китая в области беспилотных летательных аппаратов. Этот заказ ориентирован не только на производство дронов-камикадзе, но и на развитие сопутствующих технологий, которые позволят осуществлять их массовое развертывание в сжатые сроки. Эти дроны направлены на укрепление асимметричного боевого потенциала Китая, что позволит его вооружённым силам наносить эффективные и доступные удары по стратегическим целям без необходимости развертывания дорогостоящих и сложных ракетных систем.

Переработка: от старых МиГов до беспилотников

Спутниковые снимки показывают, что Китай нашёл новое применение старым реактивным истребителям времён холодной войны. Спутники калифорнийской компании Planet Labs недавно засняли более 50 самолётов Shenyang J-6 на авиабазе Ляньчэн. Эта машина, китайская копия советского МиГ-19, использовалась ВВС Китая с 1950-х годов и к 1980-м годам уже имела серьёзные технические недостатки. Тем не менее, она продолжала использоваться ВВС до начала нового тысячелетия, а сегодня иногда используется в учебных целях под обозначением Shenyang/Tianjin JJ-6. В последние годы появились сообщения о переоборудовании этих старых истребителей в беспилотные летательные аппараты, что свидетельствует о значительном прогрессе Китая в этой области. Беспилотники J-6W могут стать недорогой и эффективной альтернативой для лобовых атак на современные системы ПВО. Благодаря отсутствию пилота эти аппараты могут быть развернуты в больших количествах, тем самым подавляя противовоздушную оборону и позволяя использовать более совершенные машины. Этот подход аналогичен американскому эксперименту с беспилотниками, где старые истребители F-16A были переоборудованы в беспилотные мишени QF-16 для учебных целей. В то время как США используют их в учебных целях, Китай стремится использовать эти беспилотники в реальных боевых ситуациях, что свидетельствует о растущей гибкости и инновационности его военной доктрины.

В последние годы Китай значительно усилил свои возможности в области беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), что стало ключевым фактором его военной доктрины. Стремительное развитие китайских беспилотников, от БПЛА HALE (High Altitude Long Endurance) до дронов-камикадзе, указывает на их стратегическое значение в будущих конфликтах, особенно в контексте отношений с Тайванем и США. Китайские вооружённые силы сосредоточены на создании автономных и многофункциональных беспилотников, которые могут изменить способы ведения современных войн. «Беспилотники станут ключевым элементом военных операций будущего, изменяя характер конфликтов и военных стратегий в глобальном масштабе. Китай стоит на пороге создания империи беспилотников, что не только укрепит его военные позиции, но и будет иметь далеко идущие геополитические последствия для международных отношений и военного баланса, особенно в Азии и в контексте глобальной безопасности».

Китайские дроны двойного назначения

В новом докладе Центра безопасности и новых технологий Джорджтаунского университета (сентябрь 2025 г.) обращается внимание на растущий интерес Китая к технологиям, связанным с ИИ, причём не только со стороны нескольких крупных, контролируемых государством предприятий, но и со стороны всё большего числа относительно молодых компаний, выходящих из университетов и частных лабораторий. Эти партнёрства затрудняют для Соединённых Штатов отслеживание разрабатываемого Китаем нового оружия.

Значительная часть технологий, например программное обеспечение для управления роями беспилотников или передовые навигационные системы, имеют как гражданское, так и военное назначение — подобно рыболовным и «исследовательским» судам под китайским флагом, невоенным судам, которые многие руководители армии и национальной безопасности США называют «морским ополчением» Китая.

Компания Beijing SOUVI Information Technology получила контракты на поставку систем управления дронами и интеллектуального программного обеспечения для датчиков, которые позволят одному оператору с минимальной подготовкой управлять роем дронов.

Другая компания, JOUAV, продаёт беспилотники с вертикальным взлётом и посадкой, а также программное обеспечение на основе искусственного интеллекта для обработки данных с современных тепловых датчиков. Не имеющий военной подготовки экипаж рыболовного судна может легко использовать их для обнаружения других судов ночью или в плохую погоду далеко за горизонтом, превращая гражданское судно в узел разведки и рекогносцировки.

Одним из ключевых выводов отчёта является растущее использование Китаем более мелких «нетрадиционных поставщиков» (НТВ). Хотя закупки технологий ИИ в стране по-прежнему в основном сосредоточены в крупных государственных компаниях и научно-исследовательских институтах, CSET обнаружил список небольших компаний, в основном основанных после 2010 года и продвигающих коммерческие технологии с военным применением, которые не сообщают о связях с государственной собственностью на своих сайтах. К ним относятся такие компании, как iFlytek, создающая приложения для перевода речи; PIESAT, продающая геопространственные данные с использованием ИИ, полезные для картографирования местоположения в режиме реального времени; JOUAV. Это портрет экосистемы стартапов, во многом схожей с Кремниевой долиной.

Но, в то время как Пентагон потратил годы на улучшение своих возможностей по приобретению технологий двойного назначения и сотрудничеству со стартапами, не являющимися традиционными подрядчиками в сфере обороны, исследование CSET показывает, что причина, по которой Китай делает это, совершенно иная: «Подавляющее большинство NTV и научно-исследовательских институтов в наборе данных не подпадают под санкции США». Другими словами, Китай пытается таким путем заставить потребителей по всему миру покупать товары и услуги, которые помогают китайской армии стать сильнее.

Технологии, которые эти компании продают китайским военным, охватывают весь спектр: от геопространственной разведки до обучения и беспилотников, таких как Tengden TB-001 «Twin-Tailed Scorpion», похожий на Reaper, — один из «первых известных случаев, когда негосударственное предприятие поставило НОАК комплексную систему конечного использования военного назначения».

Одним из недавних контрактов, полученных CSET от PIESAT, стала «система виртуальной симуляции обучения беспилотным летательным аппаратам», которая может служить как явным военным целям, обеспечивая работу беспилотников, так и более неоднозначным целям — оказанию помощи «исследовательским» судам, таким, которые все чаще появляются вблизи Тайваня.

В то время как Китай традиционно использовал для создания своей военной техники лишь несколько компаний, выбранных правительством, компании, занимающиеся ИИ, имеют больше свободы действий при создании продуктов, поиске финансирования и найме сотрудников, чем другие компании.

Беспилотники — ключ к победе в войнах, но США их почти не производят

«Испытания в дикой местности Аляски показали, насколько армия США и американские компании по производству беспилотников отстают от Китая в плане технологий», — пишет The New York Times (24.07.2025).

На клочке земли посреди бескрайней пустыни Аляски дальнобойный дрон с ревом, словно газонокосилка, взмыл в небо. Он осмотрел землю в поисках цели, которую был запрограммирован распознать, а затем спикировал, пытаясь уничтожить её, врезавшись в неё. Но промахнулся, приземлившись примерно в 24 метрах от цели.

При другой попытке дрон нырнул при запуске. При следующей попытке дрон врезался в гору.

Этими дронами управляли не любители. Их запускали производители дронов, которым платило специальное подразделение Министерства обороны, в рамках срочных мер по модернизации вооруженных сил США. В течение четырёх дней в июне 2025 года они испытывали прототипы односторонних дронов, пытаясь сбить их с запрограммированных целей, в то время как солдаты пытались остановить дроны с помощью специального электронного оборудования.

Целью учений было помочь американским военным подрядчикам и военнослужащим усовершенствовать навыки ведения войны с применением беспилотников. Однако они продемонстрировали некоторые примеры неготовности американских вооружённых сил к подобному конфликту. Согласно интервью с более чем десятком американских военных чиновников и экспертов в области беспилотников, Америка отстаёт от России и Китая в производстве беспилотников, обучении солдат их использованию и защите от них.

Министр обороны Пит Хегсет признал отставание страны и объявил о ряде новых мер политики и инвестиций в беспилотники, которые, по его словам, должны сократить разрыв. Он сослался на устаревшие правила и процедуры закупок, которые затрудняют для командиров приобретение беспилотников и обучение солдат их использованию.

«Пока наши противники производили миллионы дешевых беспилотников, — сказал он, — мы погрязли в бюрократической волоките», — сказал он.

Хегсет это заявил сразу после подписания Трампом в июне 2025 года указа об американском доминировании в области беспилотников, который предписывает федеральным агентствам ускорить выдачу разрешений для американских производителей беспилотников и защитить цепочку поставок беспилотников в США от «неправомерного иностранного влияния».

Но потребуется время и деньги, чтобы создать американскую промышленность, способную производить достаточное количество беспилотников для удовлетворения потребностей американской армии. Хотя Соединённые Штаты преуспели в разработке крупных и сложных беспилотных летательных аппаратов, таких как «Предатор» и «Жнец», стоимостью в десятки миллионов долларов каждый, в современных конфликтах доминируют рои небольших и недорогих дронов, которые в основном производятся из комплектующих из Китая.

Потребуется время и деньги, чтобы создать отечественную промышленность, способную производить достаточное количество дронов для удовлетворения потребностей американской армии. На сцену выходят инвесторы из Кремниевой долины, которые вкладывают деньги в американские компании, производящие беспилотники, ожидая, что Министерство обороны США разместит крупный заказ на американские беспилотники.

Фонд Founders Fund Питера Тиля инвестировал более 1 миллиарда долларов в Anduril Industries, американскую оборонную технологическую компанию, специализирующуюся на передовых автономных системах.

В США производством дронов занимаются около 500 компаний, выпуская менее 100 000 единиц техники в год. Однако многие из них — это стартапы без опыта производства или продаж. Основатели компаний стремятся продемонстрировать свою продукцию военным подразделениям, начинающим использовать дроны. Изменения, объявленные Хегсетом, которые упрощают закупку дронов для командиров, лишь обострят эту конкуренцию.

Некоторые американские компании, производящие беспилотники, проводят испытания и разработки на Украине.

В США могут запретить дроны, произведенные китайской компанией DJI

Компания DJI, крупнейший в мире производитель коммерческих и промышленных дронов, находится на грани запрета в США федеральными законодателями, которые обвиняют компанию в ряде нарушений, включая использование принудительного труда, получение несправедливых субсидий и угрозу кибербезопасности. Об этом пишет The New York Times (08.09.2025).

Надвигающийся запрет является частью усилий по отделению экономики США от китайской. Это происходит на фоне того, как искусственный интеллект меняет возможности дронов, а американские производители пытаются занять свою долю на растущем рынке. DJI занимает около 75% мирового потребительского рынка и известна тем, что производит дроны, которые, по словам покупателей, доступны по цене, просты в использовании и оснащены передовыми функциями, экономящими время и деньги.

Строительные компании используют специализированные дроны DJI для мониторинга строительства небоскрёбов и отправки автоматических отчётов. Горнодобывающие компании используют дроны DJI для расчёта объёмов добычи полезных ископаемых. Геодезисты используют дроны с высококачественными объективами для создания подробных карт местности. Полицейские используют тепловизионные дроны для поиска потерявшихся детей и скрывающихся подозреваемых.

Однако компания оказалась втянутой в геополитический водоворот американо-китайских отношений.

Таможенно-пограничная служба начала конфисковывать партии дронов DJI в октябре 2024 года. Затем, в декабре 2024 года, конгрессмен Элиз Стефаник из Нью-Йорка, близкая союзница Трампа среди республиканцев, внесла в законопроект об обороне положение, запрещающее продажу новых дронов DJI и Autel Robotics, другой китайской компании, с декабря 2025 года.

Продажи могут быть продолжены, если агентство национальной безопасности определит, что иностранные беспилотники не «представляют неприемлемого риска для национальной безопасности Соединённых Штатов». Однако в законопроекте не указано, какое ведомство отвечает за эту оценку, и до сих пор ни одно из них публично не взяло на себя эту задачу. В июле 2025 года Стефаник присоединилась к письму законодателей в Управление директора национальной разведки с призывом к «ускоренному пересмотру мер национальной безопасности».

DJI направила в Министерство обороны США и другие органы национальной безопасности письмо с просьбой провести тщательное обследование беспилотников, чтобы доказать, что они не могут передавать информацию китайским организациям, как утверждает Стефаник.

Американские производители дронов с нетерпением ждут ухода DJI, поскольку, по их словам, это позволит американским компаниям играть более активную роль в этой всё более важной отрасли. Однако немногие американские производители дронов продают потребительские и промышленные товары, подобные тем, что выпускает DJI, предпочитая сосредоточиться на более прибыльном бизнесе — поставках для военных и служб общественной безопасности.

По данным Федерального управления гражданской авиации США, в США зарегистрировано 433 407 коммерческих дронов, которые выполняют такие задачи, как осмотр инженерных сетей, видеосъёмка и топографическая съёмка. Подавляющее большинство из них — дроны DJ.

DJI продаёт промышленный картографический дрон примерно за 6500 долларов, в то время как американские компании могут запросить до 35 000 долларов за аналогичный продукт, добавил он.

Калифорнийская компания-разработчик программного обеспечения DroneDeploy, обслуживающая 5000 предприятий в 180 странах, включая 18 из 20 крупнейших строительных компаний, заявила, что запрет DJI может замедлить разработку программного обеспечения, позволяющего с помощью дронов автоматизировать рутинные задачи, такие как отчетность о ходе строительства.

Даже если аудит национальной безопасности будет проведён и DJI избежит запрета в декабре 2025 года, у администрации Трампа есть другие инструменты, чтобы ограничить использование оборудования компании. В июле 2025 года Министерство торговли США начало расследование на предмет угрозы национальной безопасности импортируемых беспилотников, что открывает путь к повышению пошлин.

Если запрет будет принят, он лишь помешает новым продуктам DJI получать лицензии Федеральной комиссии по связи (FCC) на полёты. Но не повлияет непосредственно на сотни тысяч дронов DJI, которые уже имеют разрешение на полёты.

Однако со временем продукция DJI исчезнет с рынка США, поскольку клиенты не смогут ремонтировать или заменять её. По словам Майкла Роббинса, исполнительного директора Международной ассоциации беспилотных транспортных систем, американские производители дронов воспользуются этим временем, чтобы догнать DJI по технологиям и закрепиться на мировом рынке.

«Если убрать с рынка гиганта DJI, то многие американские компании начнут процветать», — сказал он.

Некоторые видные деятели из окружения Трампа могут выиграть от такого исхода. Дональд Трамп-младший входит в совет директоров Unusual Machines, флоридской компании, которая поставляет детали для американской индустрии беспилотников.

Джо Бартлетт, отвечающий безопасность в Министерстве торговли, которое проводит расследование в отношении беспилотников, ранее занимал должность директора по федеральной политике компании Skydio, ведущего американского производителя беспилотников, поддерживающего запрет DJI. Американские компании, использующие технологии DJI, выразили возмущение в публичных комментариях, представленных летом в ответ на расследование Министерства торговли.

Отвергая доступные и эффективные иностранные дроны без жизнеспособных отечественных альтернатив, США вынуждают такие отрасли, как сельское хозяйство, энергетика и общественная безопасность, либо работать на устаревших технологиях, либо сталкиваться с резким ростом цен.

ИсточникЗавтра
Владимир Овчинский
Овчинский Владимир Семенович (род. 1955) — известный российский криминолог, генерал-майор милиции в отставке, доктор юридических наук. Заслуженный юрист Российской Федерации. Экс-глава российского бюро Интерпола. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...