
… Живу сразу в двух измерениях: дольнем и горнем. В дольнем меня три раза в день проверяют на наличие присутствия в камере, три раза в день кормят кашами, макаронами и супами.
Свобода тут заключается в том, чтобы не есть перловую и гороховую кашу, а есть прикупленный в ларьке творог с бананами. Еще можно не ходить на прогулки, но я упорно хожу, делаю физкультуру на свежем воздухе. Еще свобода — в хождении пару раз в месяц в спортивный зал и гонять мяч. Этой свободой я с удовольствием пользуюсь, даже забиваю голы восемнадцатилетним парням, т. е. тем, кто младше меня в 4 раза.
В горнем мире свобода иного рода. Она определяется полностью тем выбором, который мы делаем. Для меня это, прежде всего, молитвы для укрепления духа. Заметил, что наибольшей силой обладают молитвы о здравии ныне живущих и памяти усопших.
Удивительно, что именно эти молитвы дают наибольшую духовную силу. Наверное, потому, что они связывают прошлые, настоящие и будущие поколения в единую общность. По глубинному смыслу это — общность православных христиан. В земном измерении — это русская нация, поскольку под влиянием внешних обстоятельств православные христиане насильно были разделены на отдельные общности. Это рельефно видно на примере Украины, где усилиями нынешней власти была создана УПЦ, которая была натравлена — не подберу иного слова — на ПЦУ МП. Назовем эти внешние силы демонами Сатанаила.
Но вернусь к собственному горнему миру. Поминаю в молитвах все большее и большее число лиц, дошел, кажется, уже до ста здравствующих. Всем желаю спасения души. Вчера стал молиться за епископа ПЦУ Лаврентия. Будучи еще священником в Риге, он обвенчал нас женой. Мы тогда были уже женаты четверть века. Его лишили визы в Латвии, и он уехал на Украину. После начала гонений на ПЦУ Лаврентий перешел в УПЦ и продвинулся на место епископа. Я с тех пор за него не молился. А на днях подумал, что сам не без греха и стал ему желать вернуться в лоно ПЦУ МП, отречься от ереси, которую несет патриарх Константинопольский.
Еще, помимо лично знакомых людей, стал просить Господа о здоровье и успехах в делах людей публичных. Это, конечно, патриарх Кирилл, но также государственные мужи и деятели, кои не жалеют здоровья и жизни, чтобы сохранилась истинная православная вера и на ней основанная русская нация. Они же стоят под стягом Вседержителя. А еще о тех молюсь, кто на днях организовал крестные ходы в обеих столицах в честь дня городских святых. В этих крестных ходах участвовали сотни тысяч человек. Они вышли на улицы впервые за очень долгие годы засвидетельствовать свою веру. Они со мной в горнем мире и мне от этого светло и благостно.
Александр Гапоненко, политический узник Рижской центральной тюрьмы