Владимир Овчинский: Криптомафия

«Поскольку в свой второй срок президентства Трамп выступил в поддержку криптовалют, а отрасль стала мейнстримом, средства мошенников и других преступных группировок хлынули на крупные криптовалютные биржи.

Трамп запустил собственный криптовалютный бизнес и пообещал сделать Соединённые Штаты мировой «криптостолицей». Криптовалютные компании заявили о своей безопасности и надёжности. Целый ряд крупных отраслей, от банков Уолл-стрит до интернет-магазинов, экспериментировали с цифровыми монетами.

Но даже несмотря на то, что криптоиндустрия получает всеобщее признание, по данным исследования Международного консорциума журналистов-расследователей, и 36 новостных организаций по всему миру, за последние два года на криптобиржи поступило не менее 28 миллиардов долларов, связанных с незаконной деятельностью», — пишет «Нью Йорк таймс»* (17.11.2025).

Деньги поступали от хакеров, воров и вымогателей. Следы вышли на мошенников, чьи схемы охватывали всю территорию от Миннесоты до Мьянмы. Анализ показал, что эти группы постоянно переводили деньги на крупнейшие мировые биржи – онлайн-площадки, где можно конвертировать доллары США или евро в биткоины, эфиры и другие цифровые валюты.

Среди получателей этих «грязных денег» была Binance, крупнейшая в мире криптовалютная биржа, которая в мае 2025 года участвовала в сделке на 2 миллиарда долларов с криптовалютной компанией Трампа. Согласно анализу, деньги также перетекли как минимум на восемь других известных бирж, включая OKX — глобальную платформу с растущим присутствием в США.

«Правоохранительные органы не справляются с огромным объёмом незаконной деятельности в этой сфере», — заявила Джулия Харди, соучредитель компании zeroShadow, занимающейся расследованиями криптопреступлений. «Так дальше продолжаться не может».

На заре развития цифровых валют доминировали воры и наркоторговцы, которых привлекала скорость и анонимность криптовалют, делавшие их удобным инструментом для отмывания денег. Биткоин, самая популярная виртуальная валюта, лежал в основе рынков даркнета, где торговцы продавали наркотики и другие запрещённые вещества, что приводило к смертям от передозировки и уголовным преследованиям.

С тех пор криптоиндустрия выросла в геометрической прогрессии и стала профессиональной, ежедневно совершая легальные транзакции на миллиарды долларов. Крупнейшие биржи пообещали бороться с преступниками, использующими криптовалюту для перемещения средств. Binance признала себя виновной в отмывании денег в 2023 году и согласилась выплатить штраф в размере 4,3 миллиарда долларов правительству США за обработку транзакций для террористических группировок, таких как ХАМАС и «Аль-Каида»**. В 2024 году компания заявила , что криптоиндустрия — «крайне неблагоприятное место для злоумышленников».

В то же время Трамп сделал криптовалюты краеугольным камнем своего семейного бизнеса и положил конец регулятивному давлению на отрасль. Незадолго до выборов 2024 года он и его сыновья основали World Liberty Financial, криптостартап, который, как ожидается, будет ежегодно получать десятки миллионов долларов от сделки с Binance. В октябре 2025 года Трамп помиловал Чанпэна Чжао, основателя Binance, который отбыл четырёхмесячный тюремный срок после заключения компанией соглашения о признании вины.

Администрация Трампа также ослабила способность правоохранительных органов преследовать криптопреступников. В апреле 2025 года Министерство юстиции США распустило группу по борьбе с криптопреступностью, объяснив, что прокурорам следует преследовать террористов и наркоторговцев, использующих криптовалюту, избегая при этом возбуждения дел против «платформ, которые эти предприятия используют для осуществления своей незаконной деятельности».

Анализ, проведённый «Нью Йорк таймс» и её коллегами, даёт лишь частичное представление о незаконных средствах на биржах, поскольку многие преступные счета не были публично идентифицированы. Однако это одна из первых систематических попыток отследить эти деньги на конкретных платформах, которые редко выделяются аналитическими компаниями, собирающими наиболее полные данные.

Нарушили ли биржи закон — вопрос тонкий. Компании, обрабатывающие грязные деньги, могут по-прежнему выполнять свои юридические обязанности, например, нанимая сотрудников для борьбы с мошенничеством. Однако в США криптовалютные компании подвергались судебному преследованию в соответствии с Законом о банковской тайне за неспособность создать надёжные внутренние системы для предотвращения отмывания денег.

Анализ частично основывался на агрегированных данных, собранных аналитической компанией Chainalysis, которые не содержали сведений о конкретных биржах. «Нью Йорк таймс» и Международный консорциум журналистов-расследователей также использовали общедоступные данные и консультировались с экспертами-криминалистами для выявления криптоаккаунтов, связанных с преступниками. Криптовалютные транзакции регистрируются в публичном реестре, что позволяет отслеживать движение средств вплоть до отдельных бирж.

Результаты расследования «Нью Йорк таймс»:

После признания вины Binance биржа получила более 400 миллионов долларов депозитов от Huione Group , камбоджийской компании, которую Министерство финансов США подозревало в преступной деятельности. Ещё 900 миллионов долларов поступило на депозитные счета Binance в этом году с платформы, которую северокорейские хакеры использовали для отмывания украденных средств.

OKX получила более 220 миллионов долларов в виде депозитов от Huione в течение пяти месяцев после того, как в феврале OKX достигла соглашения с правительством США на сумму 504 миллиона долларов за нарушение закона о переводе денег.

По данным Chainalysis, в 2024 году криптовалютные биржи по всему миру получили не менее 4 миллиардов долларов, связанных с мошенничеством.

Газета и консорциум журналистов опросили два десятка жертв криптомошенничества, чьи украденные средства оказались на Binance, OKX и других крупных биржах, таких как Bybit и HTX.

Более 500 миллионов долларов поступило на Binance, OKX и Bybit в 2024 году через «криптовалютно-кассовые терминалы», позволяющие людям обменивать цифровые монеты на настоящие купюры. Многие из этих компаний работают в офисах или магазинах, обслуживая различных клиентов и предоставляя удобную возможность мошенникам конвертировать цифровые валюты в наличные.

Элоиза Канасса, представитель Binance, заявила, что «безопасность и соответствие требованиям являются важнейшими принципами» деятельности компании и что с момента ее основания в 2017 году она отреагировала более чем на 240 000 запросов правоохранительных органов, включая 65 000 запросов в 2024 году.

Линда Лэйсвелл, главный юридический директор OKX, заявила, что компания сотрудничает с правоохранительными органами, «чтобы помочь остановить мошенничество и другую незаконную деятельность», и вкладывает значительные средства в инструменты обеспечения соответствия, мониторинга транзакций и обнаружения мошенничества.

Что происходит после того, как грязные деньги попадают на биржу, бывает сложно определить. В этот момент денежный след становится невидимым. Биржи могут достаточно быстро выявлять незаконную деятельность, чтобы заморозить средства или передать их правоохранительным органам. Однако грязные деньги, оставшиеся незамеченными, могут приносить бирже прибыль, генерируя торговые комиссии, обычно составляющие небольшой процент от суммы транзакции.

«Если они выгонят преступников с платформы, то потеряют большой источник дохода», — сказал Джон Гриффин, эксперт по криптовалютам из Техасского университета в Остине. «У них есть стимул позволить этой деятельности продолжаться».

Как работает криптомафия?

Группа Huione имеет обширное присутствие в Камбодже. Этот финансовый конгломерат предлагает банковские, платежные и страховые услуги. Клиенты используют QR-коды для покупки продуктов и оплаты счетов в ресторанах.

За этими предложениями скрывается более зловещая затея.

В течение многих лет компания Huione также управляла обширной цифровой торговой площадкой, которую один эксперт назвал «Amazon для преступников», где онлайн-продавцы продают украденные персональные данные, техническую поддержку для мошенников и услуги по отмыванию денег. По данным правоохранительных органов, компания переводила деньги мошенническим сетям по всей Юго-Восточной Азии.

В мае 2025 года Министерство финансов США приняло решение запретить Huione в банковской системе США, назвав его «критическим узлом» для киберограблений и инвестиционных мошенничеств, нацеленных на американцев.

На протяжении всего этого времени Huione поддерживала финансовые связи с Binance и OKX.

В 2024 году в финансовом отчёте на китайском языке компания Huione опубликовала несколько адресов своих криптовалютных кошельков – длинные цепочки букв и цифр, идентифицирующие счета в публичном реестре транзакций в цифровой валюте. Анализ этих кошельков показал, что с июля 2024 года по июль 2025 года из Huione на платформу Binance было переведено более 400 миллионов долларов. За пять месяцев этого года OKX получила более 220 миллионов долларов депозитов с кошельков Huione.

По данным анализа консорциума журналистов, потоки средств продолжались даже после заявления Министерства финансов США от 1 мая 2025 года. В течение следующих двух с половиной месяцев кошельки перевели не менее 77 миллионов долларов на Binance и 161 миллион долларов на OKX.

Binance и OKX ранее нарушали финансовые правила, что привело к их судебным разбирательствам с правительством США.

Мошенничество как главный инструмент криптомафии

Мошеннические схемы стали одним из самых серьёзных бедствий криптоиндустрии, опустошая счета пожилых инвесторов, одиноких людей и даже президента банка в Канзасе. По данным ФБР, мошенничество с криптоинвестициями в 2024 году обошлось жертвам в 5,8 миллиарда долларов.

Один из самых распространённых видов мошенничества известен как «откорм свиней» — приблизительный перевод китайского выражения, означающего откорм животных для убоя. Многие мошенники симулируют романтический интерес, флиртуя со своими жертвами в течение нескольких дней или недель, прежде чем убедить их вложить деньги в мошеннические схемы.

Криптовалютные биржи полезны преступникам в этом процессе. Они представляют собой удобные «транзиты» — способ конвертировать добытую нечестным путём криптовалюту в наличные.

Часто виновных невозможно установить.

У правоохранительных органов зачастую мало шансов выследить воров, находящихся за тысячи миль от них.

По словам экспертов в области криптовалют и правоохранительных органов, точки обмена криптовалюты на наличные, разбросанные по всей Азии и Восточной Европе, представляют собой новый рубеж в глобальном отмывании денег.

Любой желающий может зайти в эти заведения и, часто без предоставления каких-либо персональных данных, обменять крупные суммы криптовалюты на доллары США, евро или другую традиционную валюту. По данным криптоаналитической компании Crystal Intelligence, в 2024 году через пункты обмена криптовалюты на наличные в Гонконге было обработано транзакций на сумму более 2,5 млрд долларов.

«Это может привести к практически бесконечному объему финансовых преступлений», — сказал Ричард Сандерс, специалист по отслеживанию криптовалют.

Многие компании, занимающиеся обменом криптовалюты на наличные, полагаются на крупные биржи. По данным Crystal, Binance, OKX и Bybit получили в общей сложности 531 миллион долларов от валютных платформ в 2024 году. Хотя не все, кто пользуется этими сервисами, являются преступниками, анонимность транзакций способствует отмыванию денег и другим видам незаконного финансирования.

«Многие из тех, с которыми мы столкнулись, не требуют никаких документов, удостоверяющих личность», — сказал Ник Смарт, глава разведки Crystal. «В любой из них можно положить практически столько, сколько нужно».

В течение нескольких недель 2025 года Международный консорциум журналистов-расследователей собрал адреса криптокошельков, используемых более чем десятком подобных магазинов в Украине, Польше, Канаде и Объединенных Арабских Эмиратах.

Согласно данным о транзакциях, большинство из них получали средства с крупных бирж. Это говорит о том, что клиенты, желающие обменять цифровые валюты на наличные, снимали средства со своих счетов, прежде чем отправлять их в пункты обмена.

***

В настоящее время страны, подписавшие Конвенцию ООН против киберпреступности (разработанную по инициативе России), на национальном и международном уровне реализуют меры по ее эффективному исполнению.

Стоит вопрос о разработке дополнительных протоколов к Конвенции по искусственному интеллекту и квантовым технологиям.

Возможно, необходим и дополнительный протокол по кибериндустрии и ее связи с киберпреступностью.

Актуальность этой проблемы постоянно возрастает.

*вражье сми
**террористическая организация, запрещённая в РФ

ИсточникЗавтра
Владимир Овчинский
Овчинский Владимир Семенович (род. 1955) — известный российский криминолог, генерал-майор милиции в отставке, доктор юридических наук. Заслуженный юрист Российской Федерации. Экс-глава российского бюро Интерпола. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...