
В последние дни СМИ много говорят о новой Стратегии Национальной Безопасности США. Поскольку большинство наших подписчиков (за исключением тех, кто хорошо знает английский и дал себе труд залезть на сайт Совета Национальной Безопасности США) не читали этот документ, а переводить его на русский язык ввиду большого объема полностью тяжеловато, позволим себе выделить основные моменты и прокомментировать их.
Прежде всего, стоит остановиться на целях, которые ставит перед США данная стратегия.
— США хотят быть уверенными, что Западное полушарие не станет для них источником массовой миграции, что правительства стран Латинской Америки будут сотрудничать с США в деле борьбы против террористов и наркокартелей, что ни одна нерегиональная держава не будет приобретать в этих странах ключевые активы или мешать транспортным цепочкам снабжения США. Все это прямо названо «дополнениями Трампа к доктрине Монро».
— В Индо-Тихоокеанском регионе (Индийский и Тихий океаны) США хотят остановить продолжающийся вред, который наносят американской экономике иностранные игроки (читай — Китай). В то же время ставится задача сохранить эти океаны свободными и открытыми для морской навигации.
— США хотят поддержать своих союзников в Европе в отстаивании их свободы и безопасности, а также в восстановлении их цивилизации и западной идентичности.
— На Ближнем Востоке США хотят предотвратить доминирование любой враждебной им державы, обеспечить безопасность снабжения других регионов нефтью и газом, покончить с «вечными войнами», разрушающими регион.
Таким образом, первоочередной целью является восстановление гегемонии США в Западном полушарии (доктрина Монро). Декларируемая цель на Ближнем Востоке совпадает с тезисом Бжезинского 1997 г. о том что Вашингтон не может позволить ни одно державе доминировать в Евразии.
Далее изложены базовые принципы новой национальной безопасности:
— Фокус на национальных интересах (то есть продвижение в мире демократии и прав человека — это отжившая туфта).
— Мир с позиции силы. Сила США (военная, экономическая, финансовая) является лучшим сдерживающим фактором. Страны, находящиеся под впечатлением превосходства США будут обращаться к Америке в разрешении своих конфликтов.
— Склонность к не-интервенционизму, исходя из того, что «все люди и нации наделены равными естественными правами, данными Богом».
— Гибкий реализм. США будут стремиться к хорошим отношениям и процветающей торговле со всеми государствами мира, не навязывая им демократических или социальных изменений, чуждых их истории и культуре. То есть полный разрыв с принципами либерального интернационализма Клинтона и Обамы, а также с проделками неоконсерваторов, свергавших режимы в Ираке, Ливии, Сирии.
— Приоритет национальных государств, которые являются фундаментом мировой политики. Естественным является то, что все государства ставят свой интерес на первое место и отстаивают свой суверенитет. Щелчок по носу радикальным глобалистам, объявившим об окончании эры национальных государств.
— Баланс сил. США не могут позволить другой нации усилиться настолько, чтобы угрожать их интересам. Вашингтон будет работать со своими союзниками и партнерами для того, чтобы предотвратить появление таких держав.
— Защита интересов американских рабочих (!). США будут руководствоваться интересами труда, а не только экономического роста. Для этого необходима перестройка американской экономики, в которой процветание будет равномерно распространено по всей стране, а не сосредоточено на вершине пирамиды общества или в отдельных штатах и видах индустрии. Привет коммунистам! Не зря существует движение «MAGA-коммунисты» во главе с Джозефом Хинклом.
Приоритеты
— Эра массовой миграции подошла к концу. На протяжении столетий государства Запада предоставляли свое гражданство только избранным иностранцам на основе правовых критериев. Последние несколько десятилетий элиты Запада действовали вопреки этой мудрости. Неконтролируемая миграция истощила внутренние ресурсы, привела к росту насилия и преступности, создала напряженность на рынках труда, ослабила социальную сплоченность, подорвала национальную безопасность. США как суверенное государство будет с этим бороться.
— Защита основных прав и свобод граждан США. К ним относятся свобода слова, религии и совести, свобода выбирать правительство и другие фундаментальные права. Их нельзя нарушать ни по каким видом, даже под предлогом «дерадикализации» или «защиты демократии». В стратегии резко критикуются «антидемократические рестрикции» основных свобод в Европе и Англосфере. То есть, США будут бороться за права человека, но только в странах Запада. При этом Евросоюз они считают ущемляющим свободу гражданина образованием.
— Справедливый раздел бремени поддержания безопасности с союзниками. Время, когда США держали подобно Атланту весь мир на своих плечах, закончилось. Союзниками Америки являются десятки богатых и развитых наций, которые должны разделить эту ответственность. Прежде всего, это относится к союзникам по НАТО, которые обязаны поднять свои военные расходы до 5% ВВП.
— Экономическая безопасность. Признается фундаментальной для национальной безопасности США. Во-первых, сбалансированная торговля. США будут бороться за сбалансированные торговые отношения, сокращение торговых дефицитов, поощрение американского экспорта, противодействие практикам нечестной конкуренции.
Во-вторых, необходимо обеспечить доступ к цепочкам снабжения и источникам сырья. В-третьих, реиндустриализация. Необходимо вернуть промышленное производство в США, сделать американскую экономику привлекательной для инвестиций.
— Возрождение американского ВПК, недостатки которого выявились в недавних конфликтах. В частности, говорится о необходимости производить наряду с дорогими дешевые, но эффективные виды вооружений.
— Энергетическое господство. США должны восстановить и поддерживать доминирование в ключевых сферах энергетики (нефть, газ, уголь, ядерная энергия). Дешевая энергия в изобилии поможет созданию новых высокооплачиваемых рабочих мест в США, снизит расходы для потребителей и бизнеса. стимулирует реиндустриализацию, поможет реализации программы искусственного интеллекта. Разработчики программы решительно отвергают идеи «Изменения климата» и «Нулевых выбросов в атмосферу» как ересь.
— Сохранение и рост господства Америки в финансовом секторе. Если совсем просто, сохранить позиции доллара в качестве мировой резервной валюте и привлечь на фондовый рынок США инвестиции со всего мира.
Далее идет расклад по регионам в порядке приоритетности.
Западное полушарие. Новая Доктрина Монро. Здесь повторяется тезис о борьбе с миграцией и наркотиками, но есть и кое-что новое. В частности, США будут мобилизовать своих старых сторонников и привлекать новых с тем, чтобы страны Латинской Америки развивали приоритетные экономические и военно-политические отношения с Америкой, а не с зарубежными игроками (имеются в виду, судя по всему, Китай и Россия). США будут вдохновлять и вознаграждать правительства, политические партии и движения, которые видят в Америке своего стратегического партнера. То есть, вмешательство во внутренние дела все-таки будет, хотя бы в Западном полушарии.
Азия: выиграть экономическое будущее, предотвратить военную конфронтацию.
Президент Трамп решительно отказывается от тридцати лет ошибочных представлений о Китае и его роли. Прошлые администрации США считали, что открытие рынков США для китайских товаров, поддержка американских инвестиций в экономику КНР, перенос американских производств в Китай будут способствовать интеграции этой страны в «международный порядок, основанный на правилах». Этого не случилось. Отношения США с Китаем начались в 1979 г. как сотрудничество зрелой, богатой экономики с одной из беднейших стран мира. Сейчас две экономики находятся на равных, а значит надо менять и сам подход.
Экспорт китайских товаров в страны со средним и низким доходом за предыдущие 5 лет удвоился. Хотя США и ввели серьезные пошлины, значительная часть китайских товаров продолжает идти в Америку через посредников или предприятия в десятках третьих стран, включая Мексику. США должны сбалансировать свои экономические отношения с Китаем.
Далее идут основные претензии к КНР. Во-первых, «хищнические» государственные субсидии и индустриальные стратегии. Во-вторых, непрозрачные торговые практики. В-третьих, уничтожение рабочих мест и деиндустриализация в Америке. В-четвертых, масштабное воровство интеллектуальной собственности и промышленный шпионаж. В-пятых, угроза цепочкам снабжения США сырьем. В-шестых, экспорт в США прекурсоров для производства наркотиков (фентанил).
Что же надо делать для противодействия Китаю? Во-первых, улучшать торговые и другие отношения с Индией. Во-вторых, сбалансировать торговлю с КНР. Причем не только свою, но и ближайших союзников. Нужно побуждать Европу, Японию, Корею, Канаду и Мексику пересмотреть свои экономические отношения с КНР.
Предполагается также сдерживать военные угрозы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Главное внимание должно быть уделено Тайваню, не только потому что он является крупнейшим производителем полупроводников. Тайвань разделяет Северо-Восточную и Юго-Восточную Азию. США не должны допустить одностороннее изменение статус-кво в Тайваньском проливе. В то же время необходимо сдерживать конфликт вокруг Тайваня, не допустив военного противостояния. Америка должна не допустить военной агрессии КНР против Первой цепи островов (Япония, Тайвань, Филиппины). Однако для этого необходимы и действия союзников. Они должны открыть доступ в свои порты для судов ВМС США, больше тратить на свои военные расходы и поддерживать оборонные возможности. Резюме: Китай в среднесрочной перспективе будет главным соперником США. В сфере экономики предлагается вести с ним Холодную войну, а в военной сфере — Холодный мир.
Продвижение европейского величия. Пышный заголовок не соответствует содержанию. Разработчики стратегии вовсе не считают современную Европу великой. Они констатируют большие проблемы стран ЕС, Во-первых, экономическую стагнацию. С 1990 г. доля Европы в мировом ВВП упала с 25% до 14%. Экономический упадок сопровождается реальной и угрожающей перспективой цивилизационного уничтожения. Евросоюз и другие транснациональные структуры подрывают политические свободы и суверенитет. Миграционная политика меняет континент и создает раскол в обществе. К этому добавляются цензура и преследования политической оппозиции, рекордно низкий уровень рождаемости, утрата цивилизационной идентичности и веры в собственные силы. Если эти тренды будут продолжаться, то в течение 20 лет Европа станет неузнаваемой. Возможно, в течение нескольких лет население некоторых страны ЕС станет по своему происхождению в большинстве неевропейским. Тогда встанет вопрос: захотят ли новые политические лидеры продолжать партнерство с США в формате НАТО?
В то же время Европа остается стратегически и культурно жизненно важной для США. Трансатлантические торговые связи являются основой американского процветания. Значительная часть европейских промышленных производств и технологий является наиболее надежной в мире. Европа остается родиной прорывных научных исследований и мировых культурных институтов.
Вывод: необходимо помочь Европе вернуться к себе самой. Для этого необходим ряд действий. Во-первых, перестроить систему стабильности в самой Европе и стабильности в отношениях с Россией. Для этого, прежде всего, необходимо закончить украинский конфликт. Во-вторых, прекратить «вечное расширение» НАТО. В-третьих, помочь Европе встать на ноги и действовать как группа суверенных, союзных наций, берущая на себя ответственность за свою безопасность. В-четвертых, поощрять сопротивление европейских наций нынешней политике Евросоюза. В-пятых, открыть европейские рынки для товаров и услуг из США и обеспечить прозрачное отношение к американскому бизнесу. В-шестых, помочь в восстановлении здоровых наций Восточной, Центральной и Южной Европы с помощью торговых связей, продажи вооружений, политического сотрудничества, культурных и образовательных обменов. Резюме: европейцы воспринимаются как опустившиеся родственники, которые пустили к себе сомнительных постояльцев, а сами пропивают последние деньги в привокзальной пивной. Необходимо взять над ними опеку.
Ближний Восток: убрать бремя, установить мир.
На протяжении последних 50 лет политики, принимающие решения в США, отдавали этому региону приоритет по сравнению с другими регионами мира. Этому способствовали два фактора. Во-первых, он был зоной соперничества двух сверхдержав. Во-вторых, от него зависела энергетическая безопасность США и всего мира (поставки нефти и газа). Сейчас ситуация изменилась. Биполярный мир ушел в прошлое. США сами являются великой энергетической державой, ведущей экспорт углеводородов. В Стратегии отмечается, что благодаря мудрой роли Трампа в урегулировании конфликта Израиля с ХАМАС и бомбардировкам ядерных объектов Ирана Ближний Восток стал безопаснее (оставим это на их совести).
Фокус внимания США на этом регионе как на источнике нефти и газа должен уйти в прошлое. Вместо этого необходимо продвигать мир и экономическое развитие на Ближнем Востоке, выходящее за рамки энергетики. Регион должен стать местом и источником международных инвестиций в сферах искусственного интеллекта, ядерной энергетики и оборонных технологий. Для этого надо кроме прочего порвать с порочной практикой экспериментов со сменой режимов. Надо также прекратить побуждать народы региона отказываться от своих традиций и исторических форм правления.











